Новые грамотности

Евстифеева Ольга Васильевна

 

"Существует ошибочное мнение, что современные дети больше не читают и не пишут. Они это делают, но не так, как это традиционно в школе делали мы". 
Дэвид Брюс
 
" ... моя учительница английского... сорок два года изо дня в день, приходя в школу учила одному и тому же одними и теми же методами. Сегодня мы не можем учить тому же вчерашними методами." 
Дэвид Уорлик
 
Как можно 40 лет учить одному и тому же одними и теми же методами - это очень хорошо понимает поколение учителей, которые сами были школьниками в 60-70 – е, а начинали работать в школе в 80-е. Тогда это реально было можно (за некоторыми незначительными изменениями) десятилетиями – основными инструментами учителя были: мел, доска, учебник, печатная наглядность, иногда проектор. Но сейчас все меняется гораздо быстрее, чем нам бы того хотелось.
 
Если еще совсем недавно мы вели речь об использовании ИКТ в обучении, то теперь все чаще говорят о переносе самого обучения в технологии. 
Отмечаются следующие тенденции, игнорировать которые просто невозможно:  

- онлайн менеджмент учебным процессом;

- стремительное распространение электронных книг и источников (на западе отмечается уже их доминирование);

- использование облачных сервисов вместо жесткого диска компьютера, что открывает доступ к информации отовсюду в любое время;

- широкое распространение мобильных устройств и значительное увеличение числа их пользователей. Проблема недостаточной оснащенности образовательных учреждений современной техникой и устройствами решается за счет «принеси свое устройство» (bring your own device);

- обучение в сотрудничестве онлайн;

- рост социальных сетей и использования их в образовании;

- распространение такого явления, как “snack learning” («учебный перекус на бегу»), когда учащийся использует время в ожидании транспорта на остановке, в транспорте, очереди, усваивая («заглатывая») информацию маленькими порциями, «кусочками»; 

(источник Open Collge, 10 Major MobileLearning Trends to Watch For)
 
Постепенно меняются и сам образовательный процесс и функции учителя, а для их осуществления требуются новые умения: 
- Ему нужно уметь предвидеть те навыки, которые будут востребованы в недалеком будущем, чтобы обучить им своих учеников. 
- Он должен постоянно учиться и развиваться сам (lifelong learning), чтобы эффективно учить и "...не стоять старым засохшим деревом среди молодой зеленой поросли" (Ш.Амонашвили). 
- От ОБ-учения он переходит к организации учения каждым в сотрудничестве со сверстниками и индивидуально, помогая выстраивать каждому свой маршрут.
- Организация у-чения требует  умений создания самостоятельного или в сотрудничестве со своими учениками и контента и образовательных ресурсов.
- Современный образовательный процесс и необходимость постоянного профессионального развития требуют умений организации взаимодействия на разных  уровнях: индивидуальном, парном, групповом, уровне сетевых сообществ и групп.
- Обучение, создание контента и образовательных ресурсов, обмен ими, связь и взаимодействие с учениками, родителями и коллегами становятся немыслимы без современных инструментов, а значит, на смену мелу, доске, учебнику и телефону приходят новые технологии, и эффективное владение ими становится необходимостью, обязательным условием.
 
О педагогике 21 века и новых грамотностях можно подробнее почитать здесь