Инновационные методы обучения в ОУ

АННОТАЦИЯ

Современное образование немыслимо без инновационных процессов.В общем смысле «инновация» (от латинского «innovation») – нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

К инновационным могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы.

            В наше время, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления. Результатом обучения и воспитания в школе должны стать умения находить нужную информацию и способность участвовать в совместном принятии решений. А это означает переход с объяснительно иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ученик становится активным субъектом учебного процесса.

           В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как , модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д. В данном реферате мы познакомимся с указанными выше способами инновационного обучения.

          И так главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

          Инновационный процесс обучения, в школе будем рассматривать как процесс развития.

ИННОВАЦИИ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ  ВПЕРЁД

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnaya_shkola_2012-3-4.docx91.53 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИЯ ОТЛИЧАЕТ ЛИДЕРА ОТ ДОГОНЯЮЩЕГО

(СТИВ ДЖОБС)

 «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ »

Работу выполнила:

Горяева Татьяна Васильевна –

учитель математики и экономики

БОУ « СОШ № 110» г. Омска

Сентябрь 2012 г.

АННОТАЦИЯ

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» (от латинского «innovation») – нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:

инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;

внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

К инновационным могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы.

            В наше время, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления. Результатом обучения и воспитания в школе должны стать умения находить нужную информацию и способность участвовать в совместном принятии решений. А это означает переход с объяснительно иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ученик становится активным субъектом учебного процесса.

           В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как , модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д. В данном реферате мы познакомимся с указанными выше способами инновационного обучения.

          И так главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

          Инновационный процесс обучения, в школе будем рассматривать как процесс развития.

ИННОВАЦИИ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ  ВПЕРЁД

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Модульное обучение

2. Электронное интерактивное обучение

3. Проблемное обучение

4. Дистанционное обучение

5. Исследовательское методическое обучение и метод проектов.

1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

     Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль  - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

     Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

гарантированное достижение результатов обучения;

паритетное отношение учителя и учеников;

возможность работы в парах, в группах;

возможность общения с товарищами;

возможность выбора уровня обучения;

возможность работы в индивидуальном темпе;

раннее предъявление конечных результатов обучения;

«мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

 Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

2.ЭЛЕКТРОННО-ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

      Электронное - интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети).

       Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив  исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.

 СРЕДСТВА  И МЕТОДЫ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ :

интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС;

обучающие материалы и курсы;

обсуждения в реальном режиме времени;

чаты и видео чаты;

электронная почта;

видеоконференции;

видео консультации и программные приложения совместного использования.

  ИНСТРУМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:

веб - конференции;

онлайн - семинар;

вебинар.

   ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ:

обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы;

обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности;

актуальность и оперативность получаемой информации;

гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

использование таких форм, как календарь, электронные тесты позволяет обеспечить более чёткое администрирование учебного процесса.

       С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции.

3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

        Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/92506679-2d69-43b1-9479-09afb11590fb/?from=4ef449a0-9359-429c-9702-415d792b871f&

        Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания и  системы знаний, но и самого пути получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности ученика и развитие творческих способностей. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создаёт проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения.

        ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

информационные, не требующие творческой активности личности;

тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения.

 ЭТАПЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

       

ЦИКЛ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

     Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности.

4. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

     Дистанционное обучение – технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого, возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

      Дистанционное обучение позволяет:

снизить затраты на проведение обучения;

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д.;

создать единую образовательную среду.

       Формы организации дистанционных занятий.

Чат – занятия - это учебные занятия с использованием чат – технологий.

 Веб – занятия –  дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и т.д.

Телеконференции – проводятся на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

 Дистанционное обучение несомненно имеет свои преимущества такие как:

гибкость;

модульность;

параллельность;

экономичность;

охват;

технологичность;

социальное равноправие;

интернациональность;

новая роль преподавателя.

   Дистанционное образование занимает всё большую роль в модернизации образования, является одним из быстроразвивающихся направлений системы образования.

 5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И МЕТОД ПРОЕКТОВ.

      Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследование один из видов познавательной деятельности. Исследовательской деятельности присущи характеристики активной, объективной, логической, гуманистической, ориентирующей и интегрирующей познавательной деятельности учащихся. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

         Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Основное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся, познавательной мотивированности, развитие социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательской творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

       Этапы проектной деятельности:

наличие проблемы, требующей интегрирующих знаний и исследовательского поиска её решения;

самостоятельная деятельность учеников;

стрктурирование содержания части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов, обсуждение метода исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы. Систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта востребованного другими. Виды учебных исследований:

по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные. http://wiki.omskedu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC_%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%3F

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Целенаправленность и систематизированность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно. Учитель должен использовать урок с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самореализации.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Психологический контроль. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

                     Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.

Если вы хотите встать на путь инноваций, то вы должны быть способны на интуитивные суждения. (Фред Смит)

Список литературы и интернет источников:

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 1989.-192 с

Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 № 5

Д. Джонсон,Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. – Викепедия

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.,2002, 168 c.

Пригожин А.И., «Управление развития школы», 1995, 132-133 с

Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии – 2002,№ 36, 26-30 с

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Омсквики http://wiki.omskedu.ru

       

       

           

       

                                                                                                                       


 

Комментарии

Статья актуальна и современна на данном этапе образования

Информация очень полезна!