Проектно-исследовательская деятельность при изучении химии и биологии

Амирджанян Светлана Суреновна

 

Проектно-исследовательская деятельность

при изучении химии и биологии.

 

“Исследовать - значит видеть то,

что видели все, и думать так,

как не думал ни кто".

А. Сент - Дьердьи

 

Одна из важнейших задач современного образования – обеспечить формирование у учащихся динамической и многоуровневой картины мира. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений. Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектной и исследовательской.

 

«Если мозг не засевать зерном,

то он зарастет чертополохом.»

Д.Ж. Герберт.

 

            Нет сомнений, что на сегодняшний день проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в учебном процессе, так как способствует формированию свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать решения, четко планировать действия и многое другое. Педагоги, шагая в ногу с современными реалиями, внедряют в свою практику методы проектов, занимаются исследованиями. Но, часто приходится сталкиваться с пресловутой нехваткой учебного времени: как в течение урока не только преподать материал по предмету, но и учесть желания школьников самостоятельно исследовать отдельные вопросы. Ведь нужно объяснить приемы этой непростой кропотливой деятельности, научить добывать информацию из разнообразных источников, сформировать определенные навыки, скорректировать работу, научить взаимодействию в группе, оформить и представить результаты. Не всегда у учителя есть возможность внеурочной работы. Очень часто все строится

на учительском энтузиазме и альтруизме.

            Сформировать такие навыки невозможно в короткий срок, требуется последовательная, хорошо спланированная работа в данном направлении. Поэтому деятельность по формированию проектных умений и навыков я планировала осуществлять в несколько этапов.

 

1-ый этап – «Учиться знать».

Это этап овладения элементарными знаниями и умениями проектной деятельности. Обучающиеся 5-7 классов знакомятся с проектной деятельностью, учатся проектировать (выявлять проблему, ставить цель, работать с источниками, выполнять самонаблюдения, формулировать выводы). Результатом этой работы является участие обучающихся в выполнении мини-проектов по природоведению (5 кл.), биологии (6-7 кл.), химии (7кл)

 

2-ой этап – «Учиться делать».

На этом этапе обучающиеся 8-11 классов учатся использовать полученные навыки при выполнении проектов.

В своей работе я использую разные по своей содержательной специфике проекты: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие.

 

3-ий этап – «Учиться жить».

Этап, на котором формируется активная жизненная позиция.

Обучающиеся представляют свои проекты на уроках, выступают с результатами своих исследований на городских реферативных чтениях, участвуют в научно-практических конференциях на школьном, городском и региональном уровнях.

            В нашем образовательном учреждении накоплен большой практический опыт, по организации исследовательской деятельности школьников при изучении биологии и химии.

Функции учителя при работе учащихся над исследованием:

1. Помогает ученикам в поисках нужной информации.

2. Координирует весь процесс.

3. Поощряет учеников.

4. Поддерживает непрерывную обратную связь.

 

Приступая к работе над проектом или исследованием, я  вначале помогаю ученикам с определением проблемы, темы, цели проекта или исследования, состава группы. Вношу предложения о форме продукта проектной работы, о распределении ролей в группе, о поиске информации из доступных источников.

В дальнейшем, по мере овладения учениками приемами проектной деятельности, мое непосредственное участие в проекте сокращается, работа учеников носит все более самостоятельный характер. Однако с помощью системы вопросов и советов контролирую проектную и исследовательскую деятельность, задаю направление в работе.

Итогом проектной и исследовательской деятельности является защита тем проектных и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях на школьном, городском и региональном уровнях.

Ежегодно мои ученики являются участниками городских реферативных чтений, целью которой является развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к научно-исследовательской деятельности. Среди которых есть победители.

 

Так, в 2009-2011 учебном году обучающиеся 8-11 классов подготовили следующие проекты: «Влияние наркотиков на организм человека. Профилактика подростковой наркомании», «Исследование химического состава реки Уча на территории г.Ивантеевки», «Экологическое состояние города Ивантеевка».

 

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Ценность исследовательской работы заключается в том, что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности.

Анализ результатов опроса по изучению уровня исследовательских умений и навыков учащихся 8-11-х классов позволяет сделать следующие выводы:

  • мои ученики обладают умениями находить и самостоятельно применять информацию из разных источников
  • выносить аргументированные суждения с привлечением методов системного анализа.
  • в ходе работы над учебным проектом у них вырабатывается собственное аргументированное мнение и умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Выполнение учащимися учебного проекта способствует углубленному изучению предмета, развитию интереса к химии и биологии, выработке специальных умений и навыков.

Но наивысшей наградой для меня  становится то, что, будучи студентами ВУЗов, мои ученики применяют полученные навыки исследовательской деятельности и продолжают научную деятельность в студенческих научных обществах. Я уверена, что эти ребята станут высокопрофессиональными специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Леонтович А.В.Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.

2. Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских

работ учащимися под руководством учителя // Исследовательская работа школьников. 2005. ? 3.

3. Собственный педагогический опыт.