Детская агрессия. Её причины.

Маркачева Ирина Валерьевна

Причины появления детской агрессии, памятка для родителей. Что такое детская агрессия и её первые проявления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Причины агрессивности детей51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Детская агрессия: Что делать?»

Задачи родительского собрания

  1. Образовательные: показать родителям значимость решения проблемы детской ангрессивности, познакомить с наиболее типичными причинами агрессивного поведения детей, с практическими приемами по коррекции детской агрессивности.
  2. Воспитательные: помочь выработке правильного стиля семейного воспитания.

План родительского собрания

  1. Вступительное слово учителя
  2. Экспресс- анкетирование родителей.
  3. Анализ педагогических ситуаций, с целью знакомства с причинами детской агрессии.
  4. Свободная дискуссия. Подведение итогов.

Ход  собрания

1. Тема нашей встречи серьезна и трудна – это проявление агрессии детьми.

Агрессия( от латинского – нападение) – это сознательное разрушительное поведение, противоречащее нормам общества, наносящее вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, причиняющее физический или даже только моральный ущерб людям, вызывая у них психологический дискомфорт. Поэтому словесные оскорбления тоже являются разновоидностью агрессии, называемой «вербальной».

Послушайте стихотворение Шварца «Взрослым»

  1. А сейчас я предлагаю вам экспресс-анкету, которая характеризует поведение ребенка в последние полгода.(Экспресс- анкета останется только у вас)

Экспресс- анкета

Ребенок за последние полгода:

1.Часто теряет контроль над собой

2. часто спорит, ругается со взрослыми

3. часто отказывается выполнять правила

4.Часто специально раздражает людей

5. часто винит других в своих ошибках

6. часто сердится и отказывается сделать что-либо

7. часто завистлив, мстителен

8. чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Оценка результатов: Если отмечено хотя бы четыре признака, то ребенок агрессивен. Если отмечено большее количество пунктов , то ребенку необходима помощь специалиста: психолога или врача.

  1. А сейчас я предлагаю проиграть следующие ситуации . в каждой из которой вы в ответ на агрессивное поведение ребенка демонстрируете различное поведение.

1 ситуация. «Родитель резко подавляет ребенка: «Прекрати, не смей, так делать!» Шлепает и ставит в угол.

2 ситуация. «Родитель делает вид , что замечает неправильное поведение ребенка. Ребенок продолжает действовать агрессивно.»

3 ситуация: « Родитель переключает ребенка на игру, способствующую снятию гнева. После объясняет,  как надо было себя вести в конкретной ситуации.»

Анализ ситуаций:

В первом случаи, несмотря на то что ребенок в данном случае прекратил в результате наказания действовать агрессивно, он обязательно выплеснет свои отрицательные эмоции в другой час и в другом месте. Кроме того ребенок в дальнейшем будет копировать родителей , повторяя их агрессивные формы поведения.

Во втором случае ребенок думает , что тон все делает првильно, агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

В третьем случае ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

Каковы же причины развития у ребенка  детской агрессии?

( рассуждения родителей)        

Способы преодоления детской агрессии

Детская и особенно подростковая агрессия — явление, к сожалению, в наши дни достаточно распространенное. Нередко оно провоцируется взрослыми, их неумением или нежеланием постигнуть внутренний мир ребенка, понять истоки его поступков. В предлагаемой статье психологи вскрывают наиболее типичные ошибки взрослых. Этот материал полезно использовать для бесед с родителями школьников.

Повышенная агрессивность детей и подростков — актуальная проблема и учителей, и родителей. Проявления агрессивности, порой крайне жестокого поведения все увеличиваются. Тому есть много причин. Это и плоды неадекватного семейного воспитания, и увеличение числа детей с поражением нервной системы, ухудшение общего состояния их здоровья. Свою весомую лепту вносят и средства массовой информации. Лавина негативной и агрессивной информации и то количество боевиков, где любая проблема решается мордобоем или выстрелом, способны повлиять на психику даже взрослого человека. Уже не говоря о компьютерных играх, в которых можно легко и азартно убивать своих врагов.

Специалисты считают, что истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывали ребенка в первые годы жизни, а также и в подростковом периоде. По мнению психиатров, агрессивные поступки надо либо игнорировать, либо подвергать наказанию. В случаях, когда родители игнорируют агрессию ребенка и активно поощряют его положительное поведение, агрессия, остающаяся без подкрепления, постепенно угасает. Правда, такой способ эффективен лишь с маленькими детьми и совершенно не подходит для подростков.

Специальные исследования показали, что игнорирование подростковой агрессии может привести к ее дальнейшей эскалации, в результате чего подобные поступки становятся нормой поведения. Кроме того, в силу особенностей возраста, отсутствие реакции взрослых само по себе является подкреплением агрессии.

Конечно, наказание может быть использовано как способ коррекции дурного поведения, но, как показывают исследования, существует положительная зависимость между уровнем агрессии детей и строгостью наказания. Установлено, что суровость наказания детей восьмилетнего возраста коррелирует с агрессивностью поведения в восемнадцать и даже тридцать лет. Другие исследования показали, что менее агрессивные восемнадцатилетние юноши в восьмилетнем возрасте подвергались не очень строгим наказаниям. Общий вывод авторов всех исследований: в случае слишком сурового или слишком снисходительного отношения родителей к детской агрессии в более позднем периоде эти дети проявляют большую агрессивность, чем их сверстники.

Есть данные о наличии связи агрессивного поведения с социальным статусом. Так, в работе П. Ковалева показано, что среди «эмоциональных лидеров» 48% имеют показатели агрессии выше средней величины. Авторы других исследований свидетельствуют о том, что более агрессивные подростки имеют либо крайне высокую либо крайне низкую самооценку. Уровень агрессии непосредственно связан и с определенными особенностями характера подростка. Так, «возбудимость» положительно коррелирует с вербальной и спонтанной агрессией.

Следует также иметь в виду, что агрессия присуща практически всем детям и подросткам как оборонительная реакция и ребенок, неспособный к ее проявлению, вряд ли сможет пользоваться уважением среди сверстников. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные оборонительные реакции ребенка, важно лишь научить, чтобы они были адекватны и проявились в социально приемлемой форме.

Психологи предлагают некоторые способы для выплескивания агрессивных эмоций. Так, простой лист бумаги, который можно порвать на мелкие кусочки или скомкать, существенно снизит уровень негативных эмоций. Драчуну, который так и норовит кого-то стукнуть, можно предложить выбить коврик или отправить выколачивать подушки. Полезно также и громко покричать — глубокое дыхание и громкий звук помогут освободиться даже от сильного стресса. Любая значительная физическая нагрузка нормализует гормональный баланс в крови, а это также способствует снижению агрессии.

Специалисты психологического центра «Адалин» предлагают придерживаться следующих рекомендаций. Немало агрессивных поступков со стороны подростков возникает в результате эмоционально напряженных ситуаций. И задача взрослого — снизить этот уровень. Типичными ошибками взрослых в подобных случаях являются следующие: угрожающий тон разговора, повышение голоса; насмешки и высмеивание; негативная оценка личности ребенка; привлечение в конфликт посторонних людей; демонстрация власти (фразы типа «Учитель всегда прав!», «Будет так, как я сказала!»); проповеди и чтение морали; обобщения типа «Ты, как всегда...».

Один из способов снижения агрессии — установить с ребенком обратную связь, используя при этом определенные приемы. Например, определить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «мне неприятно, когда со мной так разговаривают»). Вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?»). Напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились…»). Дать определение происходящему («Ты ведешь себя грубо»).

Пытаясь установить обратную связь, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твердость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребенка протест и раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить конструктивные способы решения возникшей проблемы.

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Подросток очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом для проявления дальнейшей агрессии. Чтобы не испортить ребенку репутацию в коллективе, можно публично свести к минимуму вину подростка, но в личной беседе показать истинное положение дел.

Один из важных моментов воспитания — демонстрация неагрессивного поведения со стороны взрослого. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбиво мы должны себя вести, хотя сдерживать свои отрицательные эмоции порой бывает очень трудно даже педагогам, имеющим большой опыт общения с детьми.

Придерживаясь некоторых приемов, можно все-таки показать пример конструктивного поведения. А именно — внимательно выслушивать подростка, предоставить ему возможности высказаться. Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и жестикуляция взрослого), признанием чувств ребенка («я понимаю, тебе обидно…»). Не помешает и пауза, позволяющая ребенку успокоиться, пригодится и чувство юмора.

В случае незначительной агрессии, не представляющей большой угрозы, можно воспринять ее, переключив внимание ребенка с помощью какого-то задания, либо выразить понимание его эмоционального состояния («Понятно, что это тебя взволновало…»).

В заключении собрания я предлагаю вам памятку

Памятка:

Помните , что агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта и неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг него события!

Поэтому:

  1. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка
  2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения
  3. Наказывайте за конкретные поступки
  4. Наказание не должно унижать ребенка
  5. Обучайте приемлемым способам выражения гнева.

Памятка:

Помните , что агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта и неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг него события!

Поэтому:

  1. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка
  2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения
  3. Наказывайте за конкретные поступки
  4. Наказание не должно унижать ребенка
  5. Обучайте приемлемым способам выражения гнева.

Памятка:

Помните , что агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта и неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг него события!

Поэтому:

  1. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка
  2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения
  3. Наказывайте за конкретные поступки
  4. Наказание не должно унижать ребенка
  5. Обучайте приемлемым способам выражения гнева.