метапредметные результаты в обучении ИЯ

Балукова Елена Александровна

 

«Метапредметные результаты в обучении АЯ  в начальной школе».

Безусловно, тема «Метапредметные результаты в обучении» является одной из самых актуальных, а деятельностный характер предмета «Английский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.

В новом ФГОС 2009г. основным документом, конкретизирующим и уточняющим требования стандартов к образовательным результатам, являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Они представлены двумя разделами: личностными и метапредметными результатами.

Метапредметные результаты – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися  в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

Выбор данной темы был сделан ввиду того, что школа уже второй год работает по учебникам М.В.Вербицкой в начальной школе (пока 2 и 3 класс). В соответствии с программой М.В.Вербицкой метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

 - развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

 - расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

 - развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;

 - формирование мотиваций к изучению иностранного языка;

 - овладение умением координированной работы с разными компонентами  учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).

 

Исходя из вышесказанного, нашей задачей становится формирование личности, которая:

 -  представляет мир как многоязычный и общекультурный;

 - осознает язык, в том числе иностранный, как основное средство общения между людьми;

 - знакомится с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка.

Формирование данных учебных способностей у учащегося происходит поэтапно на каждом уроке с помощью метапредметных заданий.

Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение  главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательности действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.

 

В связи с этим урок делится на следующие этапы:

 

Этапы урока

Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира)

Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.)

Форма оценки

-количественная (баллы, шкалы, отметки)

-качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита)

Этап целеполагания

Опираясь на тему урока, ставим задачи к концу урока.

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

развитие коммуникативной компетенции;

умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

 

Грамотность изложения.

Качественная, рецензия учителя.

Мотивационная оценка.

Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы)

Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

 

Грамотность изложения, креативность.

Качественная -рецензия учителя или самооценка.

Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта

Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

 

Грамотность изложения, креативность, новизна, степень освоения

Качественная рецензия одноклассников, учителя, самооценка защита или количественная оценка имеет место быть - отметка Низкий уровень:-1-3б ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает, только свою сторону считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень:4-7б. частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

 Высокий уровень:8-10б. ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций одноклассников и может высказать и обосновать свое мнение.

 

 

Этап сравнения с культурно-историческим аналогом

Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие образовательной ситуации на новом уровне.

Грамотность изложения, креативность, глубина

Качественная

Количественная.

Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

 

 

 

Степень освоения

Качественная – самооценка.

 

Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

 

Примерные задания:

 

 

1.     Учимся слушать и слышать.

Прослушайте и пронумеруйте звуки в том порядке, в котором вы их услышали.

[h]______________________[u]_______________________

 

[w]______________________[k]_______________________

 

[I:]________________________[t]______________________

 

 

 

 

 

2.     What are they doing?

A crocodile                                                                 Sleep

A fox                                                                            Jump

A tiger                                                                         Swim

 

For example:

-         What is this?

-         It’s a crocodile.

-         What is it doing?

-         It is swimming.