Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Кручинина Вера Борисовна

Это один из важнейших аспектов в нашей работе. Почти на каждом педсовете, заседаниях ШМО и ГМО учителей предметников кто-то делиться наработками в этой сфере. И я в том числе. Мысли, приемы и методы часто перекликаются, повторяются. А кто-то из вас занимался сохранением психического здоровья учителя и ученика. Делюсь опытом, предлагаю обсудить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

Здоровьесберегающие

технологии в преподавании математике.

Материал к педсовету на тему

«Оздоровительные технологии в школе»

подготовила Кручинина В.Б.

18.02.2013 год

«Развитие навыков саморегуляции и управление стрессом»

Сегодня приоритетной задачей является выявление и развитие внутренних личностных факторов, способствующих стойкости подрастающего поколения к влияниям сложной социальной ситуации общества, формирование и сохранение психологического здоровья.

Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности:

  1. принятие себя;
  2. принятие других людей;
  3. хорошо развитая рифлексия;
  4. стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в  трудной ситуации.

Решающая роль в процессе формирования способности преодолевать жизненные трудности принадлежат опыту самого ребенка, а также особенностям его личности. Таким образом, становится важным развитие определенных личностных качеств и обогащение опыта ребенка различными конструктивными способами преодоления трудностей.

Одной из задач оздоровительного процесса является формирование стрессоустойчивости детей как составляющих психологического здоровья.

Психологическая служба школы должна способствовать укреплению психики ребенка, снятию невротических реакций, нейтрализации страхов и отрицательных эмоций. В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста, которые представлены в таблице.

Возраст детей

Задачи работы



7-9 лет

  1. приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
  2. развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
  3. усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
  4. формирование эмоциональной грамотности;
  5. содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.


10 лет

  1. развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
  2. формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
  3. формирование уверенности в себе.



11-12 лет

  1. формирование интереса к другому человеку как к личности;
  2. развитие у детей интереса к себе;
  3. формирование у детей навыков самоанализа;
  4. развитие и укрепление чувства взрослости;
  5. развитие навыков личностного общения в группе сверстников.




13-14 лет

  1. формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
  2. овладение способами регуляции поведения, эмоций;
  3. формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
  4. формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;
  5. развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
  6. развитие у ребенка позитивного отношения к себе.

Одной из сравнительно мягких форм стресса ребенка является – школьная тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве, неуверенности в правильности своих ответов, решений. Поэтому ребенка нужно научить развивать «комплекс произвольности» - умение отслеживать, регулировать и контролировать свои эмоции.

При остром стрессе и взрослым, и детям обычно дают рекомендации:

  1. Умойтесь холодной водой. Выпейте воды или лучше сока.
  2. Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их. Потрясите кистями, руками и ногами.
  3. Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами и животом.
  4. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто вы стоните.
  5. Переведите нервное напряжение в мускульное – пробегитесь и помашите руками.
  6. Помассируйте тело – прогладьте себя с ног до головы, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
  7. Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.
  8. Переключите внимание на посторонний объект.  Это может блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
  9. Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок. Уменьшите значение события. Скажите себе: «Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю! Пошлите все к черту и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
  10. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было хорошо и комфортно. Это то место, которое психологи называют «безопасное место», в котором восстанавливаются ресурсы. Побудьте в нем несколько минут.
  11. Подумайте о ваших друзьях и близких. Которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им. Вы в полном порядке.

Эффективными способам психологического сопровождения образовательного процесса являются интерактивные виды деятельности: тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д. (Пример такого тренинга – «Сад моих чувств»).

Методика тренинга включает приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга.

Содержание тренинга – игровое, оно должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задачи:

  1. Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения;
  2. Учить ребенка задерживать внимание на своих ощущениях, сравнивать их.

При этом важно соблюдать попеременно мышечное напряжение и расслабление. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, то есть воздействовать только словом.

А сейчас приведу общие рекомендации для учащихся с целью развития навыков саморегуляции и управления стрессом, которые можно использовать в работе.

  1. Считай себя удачливым. Когда ты принижаешь себя, говоря себя «я плохой», или «я неудачник», ты настраиваешься на еще большие неудачи, да еще другие думают о тебе хуже, отражая твое мнение о себе. Будь удачливым. Концентрируйся на том, что ты уже сейчас можешь сделать хорошо. Вспомни об успехах    (удачный ответ на уроке геометрии на прошлой неделе), чем зацикливаться на нескольких неудачах на этой неделе, от каждого из этих случаев все равно была польза. Любой опыт, любая работа или усилие, сделанные тобой – важная ступенька к цели, поэтому успех сопутствует тебе все время.
  2. Не уклоняйся от принятия решения. С этого момента учись действовать так, как будто ты – удачливый человек. Прочти о людях, добившихся успеха в какой либо области. Начни жить с настроем на успех. Любым способом отказывайся быть неудачником. Способность принимать решения – жизненно важная предпосылка успеха. Но решение будет решением с того момента, когда ты начнешь действовать. Принимай решения и действуй в нужном тебе направлении. Учись принимать решения ежедневно. Даже если поначалу все принятые тобой решения будут неверными, не отчаивайся. Дело в том, что все принятые тобой решения делают тебя победителем. Тренируйся на простых случаях принятия решений, например, во что одеться завтра в школу, и не отступай. Придет время, когда ты приобретешь свое Я.
  3. Люби себя (или по крайней мере, постарайся себе нравиться). Некоторые люди склонны считать себя никчемными, бесполезными. Как правило, такое отношение к себе обусловлено отношением других. Однако все люди равны. дворник равен президенту по той простой математической формуле, что две величины равны между собой, если равны третьей. Третья – это польза, приносимая каждым. И телефон, и лампа равны, так как полезны и исключительны. Так и люди, все уникальны и исключительны. Так не считай, что ты хуже других. старайся понравиться самому себе. Зачем нравиться другому? Что ни делай, есть риск, что не понравишься. Кроме того, с другими можно расстаться, а с собой? Один человек всегда при мне – я сам. И должен понравиться этому человеку. хочешь, чтобы тебя полюбили – полюби себя самого. Если я не люблю себя, то и другого любить не должен, ибо обязан любить его как самого себя. Стань профессионалом высокого класса, тогда и другим тоже понравишься. Прости и прими себя, любуйся собой, уважай и учись любить себя. И самое главное – учись понимать себя. Другим ничего не останется, видя тебя, как только показать своим отношением к тебе, насколько ты успешно продвигаешься в этом чрезвычайно важном направлении!
  4. Люби других (или, по крайней мере, старайся, чтобы они тебе нравились). Предположи, что у окружающих позитивные, а не негативные намерения по отношению к тебе. Необходимо думать, что никто не хочет тебя обидеть, а хочет помочь тебе. Например, учитель строго говорит, что тебе надо заниматься больше. Вместо обиды, подумай, что он действительно хочет, чтобы ты был умным и успешным. Не будь недоброжелательным. Будь вежлив, но тверд. Дай другим понять, что ты ценишь их добрые намерения. Предоставь им право быть самими собой, и сам отстаивай это право. Скоро у тебя появятся друзья, которые будут ценить тебя, дружить с тобой. Общаясь с людьми, показывай им свою доброжелательность так:
  1. будь пунктуальным и надежным во всех отношениях;
  2. тактичным и заботливым;
  3. улыбчивым – плохо быть букой.

     В свою очередь, им ничего не останется. Как ответить тебе взаимностью. Ты будешь получать именно то, что отдаешь.

  1. Считай все достижимым. Всякий раз, когда ты говоришь «Я не могу», «это невозможно», - ты предполагаешь для себя неудачу. На каждого, кто говорит «Это невозможно», находится некто, кто говорит «Да, это возможно!», идет вперед и добивается своего. Рассуждая и действуя в соответствии с этим принципом, ты скоро привыкнешь добиваться своей цели, невзирая на то, насколько она далека от тебя сейчас.
  2. Доводи начатое до конца. Очень многие строят грандиозные планы, но мало кто реализует их. Основная причина – не недостаток ума, способностей или усилий, а привычка, сформированная в детстве – не доводить начатое до конца. настраивайся на то, чтобы доводить все, что делаешь, до конца. Начни с мелочей, таких, как приготовление уроков или мытье посуды. Заканчивай все, что ты мог раньше оставить недоделанным. Завершай дела как можно быстрей. Всегда выполняй обещанное тобой. Научись не откладывать дела на потом. Ты научишься претворять в жизнь любой свой план, каким бы грандиозным он не был.
  3. Не оправдывайся. Оправдывая себя, ты перекладываешь то, что произошло с тобой на других. Ты становишься беспомощным и зависимым от других людей и обстоятельств. Ты делаешь это со своего согласия. Прямо сейчас учись отвечать за все, что случается с тобой, не перекладывая вину на других. Подражай замечательному человеку из Миссури – президенту Гарри Труману, чьим девизом были слова: «Ответственность на мне». Пусть окружающие видят, что уверенность и независимость являются принципом твоей жизни. Перестав оправдываться, ты приобретаешь уверенность в себе. Ты перестаешь опаздывать. Тебе начнут доверять. У тебя улучшиться настроение, и ты будешь доволен собой.
  4. Отстаивай свои права. Многие этого боятся, так как не уверены в себе. сохраняя молчание, человек соглашается с пренебрежительным отношением к себе и оскорблением со стороны других, допускает посягательства на свои права. вместо этого лучше высказать свое мнение как можно спокойнее и рассудительнее по каждому случаю. Таким образом, ты даешь понять родным, друзьям, а главное – себе, что ты – не тот человек, которым можно манипулировать. Если ты твердо стоишь на своем и можешь положить конец нежелательным отношениям с нежелательными для себя друзьями, то заслужишь уважение других и самого себя.
  5. Контролируй услышанное. Остерегайся ненужной информации. Избегай тех, кто постоянно ссорится или ругает своих друзей, близких в их отсутствие, если ты стремишься к успеху, отключайся и не слушай тех, кто начинает пересказывать плохие события, говорить, что у тебя ничего не получится.  Действуй так, как поступают люди, добившиеся успеха, или как сам бы ты поступал в предыдущих успешных случаях. Твоя настойчивость и упорство значат больше, чем сомнения окружающих. Если ты часто выслушиваешь чужие жалобы – откажись: тебе надо находиться на «диете» хороших новостей. Она поможет тебе избежать депрессии с ее неминуемыми последствиями, влияющими на здоровье.
  6. Запомни. Ты являешься редактором, издателем, корреспондентом и темой журнала, издаваемого ежедневно в течение жизни. От того, как ты озаглавишь статью, зависит ее содержание. Издание в черной рамке под названием «Вова болеет» - сентиментальная интерпретация фактов. Если ты решишь опубликовать сообщение о том, что Вова чувствует себя все лучше и лучше, твое подсознание вскоре сообщит тебе приятные новости. Запомни еще один важный факт: все что ты думаешь и говоришь о других, в конечном счете будет иметь отношение к тебе.
  7. Будь терпеливым. Не многие это умеют. Кто не научился этому, ставит себя в затруднительное положение. Им движет убеждение в том, что другие люди или обстоятельства мешают добиваться желаемого, или что ожидаемое благоприятное событие произойдет слишком поздно. Более важно требование быть терпеливым по отношению к себе. Верь в себя, доверяй своей интуиции, тогда страх превратится в уверенность, неудача – в успех, страдание – в счастье. Чем больше ты уверен в себе, тем больше тебе будут доверять другие. Не завидуй другим. В противном случае ты создашь все большие причины для зависти. Твои друзья, возможно более состоятельны, зато у тебя,  может быть, больше мудрости, душевного спокойствия, уверенности и свободы. Кто-то может оказаться умнее тебя, у тебя же, с другой стороны, привлекательный характер. Жизнь справедлива. Там, где у нас недостаток, у кого-то изобилие. А того, чем богаты мы, ему не достает.
  8. Ты имеешь право не зависеть от того, как к тебе относятся другие. Если ты убежден, что для успешного общения надо добиться дружеского расположения всех ребят, то ты открываешь себя для манипуляции, и она будет тем сильнее, чем больше твоя потребность достижения дружеского расположения. Люди пугаются, что их не будут любить все, но в норме каждый не обязан любить тебя. Ты не должен волноваться из-за того, что кому-то не нравишься (учителю, новой компании, знакомому мальчишке или девчонке). Тебе ведь тоже не все люди нравятся и не со всеми ты готов дружить. Твоя самооценка не должна снижаться оттого, что кто-то из людей тебя не принимает.
  9. Ты имеешь право делать ошибки. Ошибаться – одно из свойств человеческого существа. Если ты веришь, что ошибки – это зло, то ты объект для манипулирования: ты ошибся – ты виноват. Но ошибка – это не зло, это просто ошибка. Не надо винить себя за ошибки, но необходимо извлекать из них уроки и исправлять их. Исправлять ошибки – это не значит наказывать себя. Это – способ предоставления компенсации за нанесенный кому-то твоим проступком моральный ущерб, или это начало твоего активного действия.
  10. Развивай уверенность в себе. Старайся быть уверенным в себе. Напоминай себе обо всех умениях и навыках, которыми ты овладел, даже если это всего лишь умение ходить, говорить, играть в шахматы. Ты отнюдь не беспомощен. Ты обрел уверенность, пытаясь справиться с трудной ситуацией. Внушай себе приятные мысли по отношению к себе и другим. Увеличивай чувство удовлетворения каждый миг, час, день. Не сравнивай себя с другими. Их наследственность и окружающая среда отличаются от твоих. Не позволяй другим навязывать тебе свои желания и нормы. И не навязывай своих. Не жди случая, как это делают многие. Они полагают, что будут счастливы, если будут жить в определенном месте, учиться в определенном месте, носить определенную одежду. Другие хотят обладать определенным весом, ростом, деньгами. Если ты не доволен сейчас, завтра ты будешь не доволен еще больше. Это одно из правил подсознания.
  11. Учись быть счастливым! Начни прямо сейчас быть довольным собой. Своими взглядами, своей семьей, своими родителями, братьями, сестрами, даже собакой или кошкой, своими способностями, учителями, друзьями. Улучшай все, что можешь или хочешь. Используй все, что ты знаешь о благоприятной для себя жизни. Борись со склонностью вернуться к сомнениям, страху и депрессии. общайся со счастливыми людьми. Делай то, что приятно для тебя, думай о хорошем. Проще смотри на вещи, не воспринимай себя самого и окружающих слишком серьезно. Учеба должна быть развлечением, а не борьбой. Найди удовольствие во всем, что ты делал раньше. Не позволяй обстоятельствам лишать тебя уверенности в себе, безмятежности. Сравни себя с цыпленком. Ни наседка, ни человек не могут помочь ему проклюнуться через скорлупу. Ему дали силу и смышленость, необходимые для выживания. Но и он должен сам использовать эти качества, чтобы выбраться из яйца. Это справедливо и в отношении тебя. У тебя есть все, что поможет тебе справиться с любыми непредвиденными обстоятельствами. Будь благодарен за то, что ты имеешь и знаешь. За то, что ты сейчас есть. Ты удачливее, чем ты думаешь.
  12. Добивайся своего. Будь настойчив, не отступай. Только тогда ты приобретешь уверенность в себе. В один прекрасный миг она станет для тебя естественной. Ты уже знаешь, какая привычка является для тебя наиболее важной : ПРИВЫЧКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ! Сегодняшний день открывает для тебя новые возможности. Применив на практике наши советы, сделай что-нибудь полезное для себя. Тебе потребуется знание и усилия, чтобы избавиться от врожденных привычек. Став таким, каким ты хочешь быть, ты приобретешь новое чувство уверенности в себе!!!

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математике.

Здоровье-всё, но всё без здоровья ничто.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
  2. 25-35% детей пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.
  3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии», т.е. ещё не знают, что больны.
  4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
  5. 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%-находятся в «третьем состоянии».

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной

деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными, поэтому вот уже 5 лет я работаю над темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики». Хочу поделиться с вами некоторыми наработками по данной теме.

Для родителей учащихся 5 классов в начале года провожу анкетирование, которое позволяет выявить состояние здоровья учащихся. Анкета позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к учащимся при проведении динамических пауз.

Анкета для родителей

Фамилия (ребёнка)____________ Имя____________

Возраст______

Уважаемые родители!

Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. Вам нужно подчеркнуть Да или Нет.

1.Бывают ли головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки)? Да, Нет.

2.Бывает ли слабость, утомляемость (после занятий в школе, дома)?                                     Да, Нет.

3.Бывает ли нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон)?                                                  Да, Нет.

4. Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен?   Да, Нет.

5. Бывают ли головокружения, неустойчивость при перемене положения тела?                   Да, Нет.

6. Бывают ли обмороки?                                                                                                                Да, Нет.

7. Бывают ли боли, неприятные ощущения в сердце, сердцебиение?                                       Да, Нет.

8. Отмечалось ли когда нибудь повышение давления?                                                               Да, Нет.

9. Бывают ли боли в животе?                                                                                                          Да, Нет.

10. Была ли болезнь Боткина?                                                                                                         Да, Нет.

11. Бывают ли боли в пояснице?                                                                                                     Да, Нет.

Подпись заполнявшего анкету______________

Дата___сентября.

Гимнастика для самых маленьких учащихся.

Быть здоровым - естественное стремление человека. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, поэтому такого человека я пытаюсь « создать», начиная с 5 класса. Предлагаю вам нетрадиционные методы оздоровления, которые дают положительные результаты. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе. Если ребята по каким-то причинам не желают их выполнять, то во время их проведения могут посидеть спокойно или выполнить их частично.

Основными целями проведения этих упражнений являются:

-учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;

-подводить учащихся к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими.

Гимнастика

  1. «Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке» отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
  2. «Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.
  3. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.
  4. «Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.
  5. «Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием  пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
  6. «Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.
  7. «Массаж рук».  «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.
  8.  «Велосипед». Держась за сидение стула, «крутим» педали велосипеда (можно со звуковым сопровождением).

Улучшим осанку

  1. «Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).
  2. «Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
  3. «Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно: 2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд-2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад-2     хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.

4.   Сядьте, вытянув ноги и держась за сидение стула, медленно поднимайте ноги согнутые в коленях (можно прямые) и медленно их опускайте.

5.   Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь.

6. Из положения стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола.

7. Со словом «пожалуйста»:

- встаньте

- руки вверх

- руки в стороны

- руки вниз

- опустите руки

- руки к плечам

- похлопайте в ладоши.

(Обратить внимание на внимание).

8. «Полёт в космос»:

Учитель - К запуску ракеты приготовиться

Учащиеся – Есть приготовиться! (хлопки в ладоши над головой)

Учитель – Пристегнуть ремни!

Ученики – Есть пристегнуть ремни! (щелчки пальцами)

Учитель – Включить зажигание!

Ученики – Есть включить зажигание! (вращательные движения руками)

Учитель – Завести моторы!

Ученики – Есть завести моторы! (руки к плечам, вращение вперёд и назад)

Все:   5,4,3,2,1, пуск; Ура, ура, ура!

Психогимнастика

1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.

2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

3. «Шалтай – Болтай». Ребята стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делаем повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.

- Шалтай – Болтай сидел на стене,

- Шалтай – Болтай свалился во сне.

Дыхательная и звуковая гимнастика

Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний  верхних дыхательных путей.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох  левой ноздрёй, правая ноздря закрыта, выдох правой  (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
  4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
  5. Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
  6. Энергично произносить «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
  7. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.
  8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

1. « Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный).

2.«Плакса». Плачем со звуком «ы».

Что ты плачешь «ы» да «ы»?

Слёзы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать

               Танцуем под музыку.

  1. «Покорители космоса». Расслабляемся и готовимся к полету:
  1. «Полёт на Луну» - на выдохе тянем звук «а», медленно поднимаем  левую руку вверх к Луне и медленно её опускаем.
  2. «Полёт на Солнце» - на выдохе тот же звук, но громче и длиннее.
  3. «Полёт к инопланетянам» - на выдохе звук «а» громкий и высокий.
  1. «Добрые слова». Говорим друг другу слова: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный, неповторимый и другие.

Музыкальные паузы

Часто для снятия состояний острого утомления применяем хоровое пение. Песни выбираются по желанию ребят. Любят они и песни связанные с математикой.

Пускай мы Пифагорами не станем…

В глубокой древности, древности, древности,

Когда науки были выше повседневности,

Герон, Фалес и Архимед

Обогатили белый свет

И нам послали зажигательный привет.

Припев: Во славу науки

               Мы клятву верности, дерзости,

               Доблести даём!

               Мажорные звуки

               Из нас посыпались,- и мы поём.

               Пускай мы Пифагорами не станем! А вдруг?

               Ведь столько не разгадано ещё вокруг!

               И творчества муки

               Нам интереснее сердечных мук!

Мы скоро в третье, третье, третье,

Мы уже в третье перешли тысячелетие,

«Зашьём» озонную дыру,

Найдём друзей в антимиру

И к марсианину заявимся в нору!

               Припев (тотже)

Мы парни бравые, бравые, бравые,

И нас нередко посещают мысли здравые!

Мы математике верны,

Мы с информатикой дружны,

И, как не странно, мы в искусство влюблены!

           Припев (тотже)

                  Конец

Традиционные  и инновационные

формы организации урока.

  1. Основные формы организации обучения

Формы организации обучения в нашей школе представляет собой

выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикум, семинарские и факультативные занятия, собеседования, дополнительные занятия и консультации, конференции, домашнюю работу учащихся. Наиболее распространённой формой обучения является урок, на котором стараюсь создать неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания, развития учащихся, сохранения их здоровья.

Наряду с традиционными уроками в своей практике применяю и нетрадиционные формы организации урока:

1.Урок лекция. По характеру изложения и деятельности учащихся использую информационные, объяснительные, лекции-беседы. Учу учащихся конспектировать лекцию, выделять опорные знания и умения, воспроизводить их. Учу применять полученные знания, обобщать и систематизировать изученное.

2.Урок семинар. В своей практике обучения применяю семинары - развёрнутые беседы, рефераты, семинар-решение задач, семинар-конференция и т.п. Семинар провожу со всем классом. Заранее определяю тему, цель и задачи, планирую его проведение, распределяю знания между учащимися. Обязательно учитываю их индивидуальные возможности, а также состояние здоровья.

3.Урок-зачёт. Практикую различные виды зачётов: текущий и тематический, зачёт-практикум, дифференцированный зачет и т.д. Учащиеся имеют право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни открыты и известны и понятны ученикам, поэтому у них развита познавательная активность, и они заинтересованы в результатах своего труда. Цели для учащихся известны и посильны, результаты труда всегда поощряю, поэтому ребята стремятся к их осуществлению. Такой подход помогает мне создать психологический комфорт на уроке, формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, способствует укреплению здоровья.

4. Урок-консультация. В зависимости от содержания и назначения выделяю тематические и уроки-консультации. Тематические провожу по наиболее сложным вопросам программы. Целевые консультации использую перед контрольной работой, зачётом, перед экзаменом. На консультации сочетаю различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные. Учу ребят готовиться к таким урока. Иногда у них появляется столько вопросов, что не успеваю ответить на все за урок, поэтому переношу их на последующие уроки. Иногда не могу сразу ответить на поставленный вопрос, тогда поиск ответа становится общим делом. В таком случае как бы сдаю перед ними экзамен. Уроки-консультации позволяют узнать учеников с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тех, кто испытывает затруднения.

5. Урок-соревнование. Форма проведения таких уроков различная: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Счастливый случай», «Звёздный час». Всегда объективно оцениваю знания учащихся, в случае списывания или подсказки снимаю определённое количество баллов. Стараюсь при проведении таких уроков выработать чувство ответственности друг за друга, точность в выполнении заданий и умение оказать помощь в нужный момент.

6. Урок с дидактической игрой. При проведении таких игр использую ТСО, различные средства наглядности, наглядный дидактический материал. Дидактические игры чаще применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Систематически использую их на своих уроках, что является эффективным средством активизации учебной деятельности, поднятию настроения, а значит и сохранению здоровья.

7.Урок с применением компьютерных технологий. Компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточной для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Эта потребность продиктована временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Стараюсь организовать собственную деятельность ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний правильно. Оказываю ученикам  нужную им помощь и поддержку. Применяя компьютерные технологии, хочу, чтобы ученики увидели новые возможности и полюбили математику. Стараюсь вооружить учащихся глубокими и осознанными знаниями, обучаю самостоятельной деятельности по овладению знаниями, формирую прочные мотивы учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания. Использую компьютерные технологии как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. В презентациях стараюсь показать самые выигрышные моменты темы, подбираю исторические справки, портреты, цитаты. Главное в презентациях - это тезисность и наглядность. Создаю уроки следующим образом: определение, иллюстрации, вопрос-ассоциация. Имею свои презентации по темам: «Треугольники», « Многоугольники», «Окружность», «Объёмы», «Функции». А также работы учащихся – «Начальные геометрические сведения», «Треугольники», «Окружность», «Площади», «Многогранники», «Тела вращения», «Объёмы тел», «Комбинаторика».

Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе.

                                                         Автор: Кручинина В.Б.классный руководитель 7б класса

Направленность и содержание педагогической деятельности зависит от её цели. В настоящее время наш коллектив видит эту цель более конкретной, а именно, помочь растущему человеку подготовиться к жизни, реализуя и развивая присущий ему интеллектуальный и духовный потенциал. Принцип гуманизации образования требует создания максимально благоприятных условий для раскрытия способностей и дарований ребёнка, для его полноценной жизни на каждом взрослом этапе, для его самоопределения. Эти задачи я ставлю себе, планируя воспитательный процесс с учащимися. Хорошо понимаю, что решающую роль в процессе становления взглядов, убеждений и идеалов ребят играют общественные явления, поэтому стараюсь их отражать в своей работе. У многих ребят потребности находятся на уровне удовлетворения материальных потребностей и развлечений. Помочь им выработать своё отношение к событиям, социальным условиям, вовлечь в нужные для формирования личности виды деятельности, создавать стимулы для развития личности каждого ребёнка, возбуждать положительные мотивации выбора проблемы, которые стоят передо мной в урочной и особенно внеурочной воспитательной работе. Планируя воспитательную работу, стараюсь соотносить меру воспитательного воздействия на учащихся с конкретными условиями. Читая современную литературу о воспитании, нарабатываю современные технологии, изучаю комплекс диагностических и коррекционных методик воспитания, владею методами деятельностно-коллективного подхода в воспитательной работе. В нашей школе мы стремимся к тому, чтобы содержание школьной жизни предоставляло ученикам возможность для развития и реализации своих способностей в различных видах деятельности, для развития личности. Ключевые творческие дела, которые мы выбираем в своей школе, органично связаны со всей системой учебно-воспитательной работы в школе, с действительным окружением ребят, с их повседневным содержанием жизни. Летом 2007 года мной была создана программа воспитательной работы в 11б, которая апробирована и  оказалась эффективной. Её я предлагаю вашему вниманию.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  1. в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  2. в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  3. в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  4. в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  5. в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  1. строгая дозировка учебной нагрузки;
  2. построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  3. соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  4. благоприятный эмоциональный настрой;
  5. проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”

Ответ: 7, 12,5,5, 5.

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:

1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.

Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. 

2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

Ответ: 8 мг, 5 мг.

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:

1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.

Ответ: 12 и 6.

2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.

Ответ: 20 и 62.

В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.

В заключениe хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.


 

Комментарии

Константинова Татьяна Михайловна

Очень интересный материал. Спасибо за задачки. Мне они очень понравились. Буду применять на практике

Кручинина Вера Борисовна

Удачи!!!