Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии и химии.

Амирджанян Светлана Суреновна
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии и биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя химии и биологии Амирджанян Светланы Суреновны.

Жить — вот ремесло, которому я хочу учить
его (воспитанника)…и, как бы судьба не перемещала
его с места на место,  он всегда будет на своём месте
.

Ж. Руссо

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена что,  только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Моя позиция

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии и биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.

1.Условия обеспечения качества образования

Качество образовательных программ

Наиболее перспективной в реализации школьного химического образования я  считаю является программа и учебно-методический комплект автора Габриеляна О.С. Указанная программа отвечает обязательному минимуму содержания основного и среднего образования и построена по концентрическому принципу, который находит отражение не только по ступеням обучения, но и по изложению содержания в каждом классе. Достоинством этого учебно-методического комплекта являются пособия: «Настольная книга для учителя» и «Настольная книга для учащихся». Пособие для учителя содержит систему заданий, развивающих приемы умственной деятельности учащихся в процессе обучения химии, что важно в рамках подготовки выпускников к ЕГЭ. Пособие для учащихся содержит контрольные и проверочные работы, используемые для самопроверки и проверки со стороны учителя или родителя.

Мультимедийные пособия: «Органическая химия 10-11 класс», «Химия общая и неорганическая», «Самоучитель «Химия для всех», «Виртуальная лаборатория», «Уроки Кирилла и Мефодия», неотъемлемой частью проведения уроков химии на современном уровне.

Итак, важным условием обновления содержания школьного химического образования, становления обучающихся   как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность  педагога:

  1. его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;
  2. умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие обучающегося, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  3. умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны  обучающихся.

Качество ресурсного обеспечения

Важное значение  в обучении химии имеет химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. 

Учебное оборудование представлено наглядными пособиями:

  1. Химические реактивы, химическая посуда, лабораторные принадлежности ,  приборы;
  2. Модели объектов;
  3. Печатные пособия;
  4. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер (всегда доступен в использовании учителю химии в кабинете информатики).

2.Качество проектирования и реализации процесса обучения

Актуальность. Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к  творчеству.

Требования к образовательным результатам ГОУ СПО, определяют и требования к учителю, который должен быть не просто специалистом в преподавании учебного предмета, а педагогом-профессионалом, способным проектировать ситуации развития для обучающихся  и созданию условий для творческого развития личности  обучающихся.

Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». 

 Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения студента, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления моего педагогического опыта «Использование ИКТ-технологий на уроке химии».

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания  учащихся.

Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств обучающихся , включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции.  Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему межпредметных  способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.

Практическая необходимость и значимость педагогического опыта, на мой взгляд, заключается в ответах на следующие вопросы

  1. Почему у детей пропадает интерес к учебе?
  2. Какой заказ должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?
  3. Как меняется в настоящее время парадигма образования?
  4. Как организовать деятельность обучающихся по использованию в учебном процессе информационных технологий?
  5. Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?
  6. Как учесть в обучении после окончания СПО  жизненные планы обучающихся ?
  7. Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?

Объект исследования: самостоятельная учебная деятельность с использованием ИКТ.

Предмет исследования: персонификация образования и связана с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем.

  1. Гипотеза: Внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности даст нам  обучающихся способного мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, имеющего хорошо развитые аналитико-синтетические способности, т.е. обратимый мыслительный процесс, обладающий
  2. гибкостью мышления,
  1. способностью к пространственным представлениям,
  2. высоким уровнем обобщения и логизации,
  3. развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность.

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся   через использование ИКТ и проектной деятельности  на уроках химии

Задачи:

  1. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;
  2. Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  3. Формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся,
  4. Формировать навыки работы в команде по разработке мини-проектов,
  5. Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ,
  6. Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.

Теоретическая база опыта

В построении схемы работы я опиралась на понятие 

  1. субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской,
  2. принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным,
  3. принципы демократизации, дифференциации, гуманизма.

Мною также использованы материалы следующих литературных источников:

  1. Гааг, Н.А. Как привить интерес к уроку химии./Н.А.Гааг // Химия в школе.- 1991.- №3.
  2. Габриелян, О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию» /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. // Химия в школе. – 2005. - № 8.
  3. Гладкая, И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учеб. – метод. пособ. для учителей /И.В.Гладкая, С.П.Ильина, С.В.Ривкина; Под ред.проф. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.

Технология опыта

Для решения поставленных задач использую ИКТ, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной обучающимися .

Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения химии – это овладение обучающимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.

Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности.

Использование разных видов деятельности, позволяет обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого   обучающегося.

На уроках по химии и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:

  1. создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии 10 – 11 классов: созданы презентации по темам - «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации»;
  2. использование готовых мультимедийных пособий на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для гуманитариев»; дидактический и раздаточный материал 10 – 11 классы;
  3. использование Интернет-ресурсов:
    Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
    Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
    Мир химии
    Chem Net: портал фундаментального химического образования
    Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: химия
    Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
    Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова
    Школьная химия
    Электронная библиотека по химии и технике
    Органическая химия: электронный учебник для средней школы;
  4. использование виртуальных экскурсий;
  5. проведение виртуального химического эксперимента;
  6. моделирование химических процессов и явлений;
  7. решение расчетных и экспериментальных задач;
  8. осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю обучающихся. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться  с помощью мультимедиапроектора.

Виртуальный эксперимент:

Обучающиеся, работая с CD «Виртуальная химия», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме.

Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит  обучающимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

.

Дистанционное обучение:

В режиме дистанционного обучения работаю первый год, поэтому для меня это новая ступенька в освоении ИКТ. Это уроки, организованные для  детей-инвалидов средствами удаленного доступа с использованием сетевой формы обучения.

Мне интересно работать в дистанционной школе.

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка обучающихся Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».

Организация индивидуального обучения:

Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе, которыми можно воспользоваться в медиатеке школы. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

Творчество – высшая форма деятельности  обучающихся. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание обучающимися мини-презентаций по изученному на уроках химии и биологии материалу.

Материалы и слайды этой мини-презентации обучающиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому они не боятся отвечать на уроках, имея такие «шпаргалки».

Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Позвоночные, беспозвоночные животные», «Растения и животные, входящие а Красную книгу МО», обучающиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат  тот материал, который нашёл сам ученик и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).

То есть при создании обучающимися  таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии и биологии. И как следствие, повышается качество знаний обучающихся  .

Использование ИКТ на уроках  химии и биологии  позволяет:

  1. сделать урок более интересным, наглядным;
  2. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности   изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
  3. вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
  4. способствует стремлению обучающихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
  5. работать в интерактивном режиме;
  6. визуализировать учебную информацию;
  7. визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
  8. осуществлять контроль, самоконтроль и  самокоррекцию;
  9. проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.

Заключение

  1. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти.
  2. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве со студентами и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.
  3. Все авторские учебно-методические, аналитические, и информационные материалы и являются основой формирования единой информационной образовательной среды, над формированием которой я работаю вот уже несколько лет.
  4. И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих  студентов.

«В совершенствовании человека- смысл жизни»

М.Горький

«Дайте человеку сознание того, что он есть, и он скоро научиться тому, чем он должен  стать»

А.П.Чехов


 

Комментарии

Захарова Яна Валерьевна

Спасибо, пригодилось!!!!