Литературно-музыкальная композиция "Пушкин родился в Москве"

Макарова Татьяна Владимировна

Предварительная работа:

Занятия:

«С чего начиналась Москва. Стены и башни Кремля»;

«Юрий Долгорукий — первый московский князь. Знакомство с памятником Юрию Долгорукому.

Чтение фрагментов из книги Н. Кончаловской «Наша  древняя столица» (М.: Военное издательство, 1996);

«Памятники Москвы.  Знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина, Л. Толстого, М. Лермонтова»;

«Пушкинские места в Москве»;

«Музыка  пушкинской эпохи (М. Глинка, А. Алябьев)».

Воспитатели знакомятся с книгой Ю. Тынянова «Пушкин», с произведениями Пушкина «Арап Петра Великого», «Моя родословная». Дети узнают, какие сказки писал А. С. Пушкин, заучивают наизусть отрывки из них, знакомятся с фактами его биографии; запоминают пословицы о Москве. В композиции «Пушкин родился в Москве» использована подлинная сказка Арины Родионовны «Некоторый царь задумал жениться», записанная Пушкиным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin_rodilsya_v_moskve.doc455.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Пушкин родился в Москве»

Предварительная работа - занятия:

«С чего начиналась Москва. Стены и башни Кремля»;

«Юрий Долгорукий — первый московский князь. Знакомство с памятником Юрию Долгорукому.

Чтение фрагментов из книги Н. Кончаловской «Наша  древняя столица» (М.: Военное издательство, 1996);

«Памятники Москвы.  Знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина, Л. Толстого, М. Лермонтова»;

«Пушкинские места в Москве»;

«Музыка  пушкинской эпохи (М. Глинка, А. Алябьев)».

Воспитатели знакомятся с книгой Ю. Тынянова «Пушкин», с произведениями Пушкина «Арап Петра Великого», «Моя родословная». Дети узнают, какие сказки писал А. С. Пушкин, заучивают наизусть отрывки из них, знакомятся с фактами его биографии; запоминают пословицы о Москве. В композиции «Пушкин родился в Москве» использована подлинная сказка Арины Родионовны «Некоторый царь задумал жениться», записанная Пушкиным.

Под звон колоколов дети входят в зал, осматривают выставку картин, книг, фотографий «Москва и Пушкин». На центральной стене большой портрет поэта. Рядом на небольшом столике стоят старинные вещи: чернильница с гусиным пером, свеча в медном подсвечнике, миниатюрный томик стихов. Около столика два стульчика для детей и один стул для взрослого.

Дети садятся на места, колокольный звон стихает.

1-я ведущая. Велик и чуден град Московский. С утра до вечера полнится он колокольными звонами. «В Москве каждый день праздник» — гласит русская пословица, намекая на множество столичных церквей и храмов. А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки о Москве?

Дети отвечают по очереди:

— Москва — всем городам мать!

— Москва белокаменная, православная, хлебосольная, златоглавая!

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Москва славится колоколами, калачами да невестами.

1-я ведущая. Верно. Слава о Москве идет по всей земле.

Едут в нашу столицу отовсюду колокольного звона послушать, хлеба-соли покушать.

Звучит «Рассвет на Москве-реке» (фрагмент увертюры к «Хованщине» М. Мусоргского).

1-я ведущая. Как звучит эта музыка? (Ответы детей.) Вы помните, как она называется? (Ответы детей.) Это «Рассвет на Москве-реке» — изумительная музыкальная картина, созданная композитором Модестом Мусоргским. Давайте вместе с этой музыкой отправимся в путешествие по Москве.

Музыка продолжает звучать приглушенно.

2-я ведущая. Посмотрите, переел вами величественная панорама Москвы. (Дети встают, подходят к воспитателю, рассматривают фотографию на стене) Что вам знакомо? (Дети называют башни, храмы Кремля, Москву и т. д.)

Какой громадный город! А с чего он начинался? (С Кремля. С маленькой деревянной крепости) Кто же был первым московским князем? (Юрий Долгорукий). Правильно с Юрия Долгорукого начинается длинный ряд имен князей, отважных защитников Москвы, талантливых музыкантов, поэтов, которые родились и жили в Москве трудились на её благо. Вспомните, какие памятники великим людям вы знаете, покажите их на фотографиях.

Дети рассказывают о памятниках и показывают их на фотографиях, обходя вместе с ведущей экспозицию.

2-я ведущая. Среди всех имен, которые вы знаете есть имя, особо дорогое каждому россиянину. Его называют «солнцем русской поэзии». Кто это?

Дети. Александр Сергеевич Пушкин!

Ведущая предлагает детям сесть на места. Звучит «Вальс» ля бемоль мажор А.Грибоедова (1часть).

2-я ведущая. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве почти два века назад. С раннего детства он был окружен заботой родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, говорила она «окая». Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково мамушкой. А вы, дети, помните, как её звали-величали? (Арина Родионовна) Хотите познакомиться с ней и услышать её сказки? Тогда давайте позовем её в гости.

2-я ведущая. Посмотрите, перед вами величественная панорама Москвы. (Дети встают, подходят к воспитателю, рассматривают фотографию на стене.) Что вам здесь знакомо? (Дети называют башни, храмы Кремля, набережные, реку-Москву и т. д.)

Девочка и мальчик, выбранные заранее, идут в другую комнату и выводят Арину Родионовну (воспитатель в старинном костюме: душегрее, длинной широкой юбке, чепце). Она усаживает этих детей возле маленького стола, кланяется всем собравшимся в зале и начинает рассказ.

Арина Родионовна. Здравствуйте, детушки мои разлюбезные. Расскажу я вам о Москве стародавней, о тех временах, когда Александр Сергеич был еще совсем малым дитятей. Жили тогда Пушкины в Немецкой слободе. А почему слобода так называлась, знаете? (Дети отвечают, что не знают.) А вот почему. В слободе этой издавна селились чужестранцы: германцы, французы, англичане. По-русски они совсем плохо говорили. Что у них ни спросишь, они в ответ глазами хлоп да хлоп, лепечут бог знает что. В старину всех иностранцев называли немцами. Поэтому слободу прозвали Немецкою. Улица, на которой стоял дом гвардии майора Пушкина, тоже была Немецкой. По ней ездили на лошадях: богатые люди — в каретах, а бедные — на телегах. А нынче эта улица как называется, знаете? (Бауманская улица.) Была я недавно на этой самой улице. От прежнего ее вида и следа не осталось. Хотела улицу перейти, да куда там! Так они и снуют, ездят туда-сюда, как называются-то, забыла! (Дети подсказывают, что по нынешней улице ездят трамваи, автобусы, автомобили.) А дыму, шуму от них,— ну прямо беда! А в старые времена Москва совсем другая была: улочки тихие, и, куда ни взглянешь, сады да огороды. Поведу, бывало, Александра Сергеича гулять в сад князя Юсупова, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним, какая кругом красота: в тенистых аллеях старинные статуи стоят, фонтаны журчат.

Помню, веду я его как-то по улице, а дворовые мальчишки из ворот выскочили и давай кричать: «Арапчонок идет». Ох, я им, пострелам!

А мой Александр Сергеич нисколько не обиделся, даже напротив, улыбался в ответ. И правду скажу, лицом он был смугловат, волосы кучерявые, светлые, а глаза большие, карие. Очень он был похож на свою матушку Надежду Осиповну. А она-то приходилась родной внучкой арапу Ибрагиму, тому самому, который при царе Петре I служил. Вот так-то. Отец Александра Сергеича Сергей Львович любил свою жену за ее необычную красоту, ум, дарил ей подарки, часто бывал с нею на балах. Говорили они между собою только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказки сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.

Ребенок. Нянюшка, расскажите нам сказку!

Арина Родионовна. Сказку рассказать! Ну что же, слушайте!

Зажигает свечу, свет в зале гаснет.

Звучит романс «Зимний вечер» в фортепианном изложении (1-й куплет). Арина Родионовна садится около маленького стола.

Арина Родионовна. Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая — что одним куском сукна оденет, третья — что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. А царица тем временем разрешилась чудесным мальчиком: ножки у него по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц. Послали известить о том царя: мачеха задержала гонца на дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала,  что  царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться его приезда для законного решенья. Мачеха опять подменила письмо и написала повеление, чтобы царицу с сыном посадить в бочку и бросить их в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в засмоленной бочке.

Звучит фрагмент «Море» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выходит мальчик, слушает музыку и начинает читать стихи:

День прошел, царица вопит...

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

Опять звучит фрагмент «Море».

Девочка.

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мальчик.

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» — молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Арина Родионовна. Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын избрал место и с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да поживать.

(Звучит фрагмент «Город Леденец» из оперы  «Сказка о царе Салтане».) И много чудес было в том городе! Помните стихи про белку?

Дети (хором).

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

(Зажигается свет в зале, свечу можно погасить.)

Выходят два мальчика — слуги с секирами и девочка в костюме белки. Она пляшет под мелодию «Во саду ли, в огороде». В конце белка убегает, слуги скрещивают секиры, закрывая всем путь.

Арина Родионовна. Ай-да белка, и пляшет, и поет! Чудо, да и только! А что за песню она поет, знаете?

Дети. Русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Выходят несколько детей с металлофонами, ложками, колокольчиками и исполняют вариации на эту мелодию.

Арина Родионовна. Спасибо вам за музыку! Любо слушать. А все ли чудеса из этой сказки вы вспомнили?

Дети называют чудеса, которые происходят в сказке.

1-я девочка.

Чуду царь Салтан дивится,

А комар-то злится, злится —

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

2-я девочка.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Мальчик.

Слуги, сватья и сестра

С криком ловят комара.

«Распроклятая ты мошка!

Мы тебя!..» А он в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.

Звучит «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Комар (ребенок) бегает по залу. Дети, сидя на месте, беззвучно хлопают в ладоши, будто ловят его. Арина Родионовна и ее маленькие помощники, девочка и мальчик, стараются догнать комара. Со словами «Вот ужо вам, озорники!» Арина Родионовна вместе с этими детьми вслед за комаром уходит из зала.

Звучит вступление к литературно-музыкальной композиции «Сказка о царе Салтане» (грампластинка), мужской голос читает:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...»

3-я ведущая. Этими словами Александр Пушкин начинает тетрадь, куда записывает сказки своей няни: «Некоторый царь задумал жениться»; «Поп поехал искать работника»; «Царевна заблудилась в лесу» и другие. На основе их он создал свои сказки, которые все вы знаете. Назовите их. (Дети называют.) Удивительные сказки, писал Пушкин: добрые, веселые. А сколько еще стихов, поэм и повестей им создано. И все они наполнены красотой и вдохновением. Особый подъем творческих сил поэт испытывал с наступлением своего любимого времени года. (Звучит фрагмент «Осенней песни» П. Чайковского в грамзаписи.) Вы догадались, какое это время года? (Осень.)

Выходит ребенок и читает стихотворение «Осень» («Унылая пора! очей очарованье!..» ).

3-я ведущая. Давайте прогуляемся по бульварам Москвы, где некогда под сенью желтеющих вязов, кленов, лип гулял поэт. (Раздает детям листья.)

Дети исполняют упражнение с листьями на музыку А. Джойса «Осенний сон».

3-я ведущая. Стихи Пушкина звучат как прекрасная музыка. Давайте еще послушаем их.

Дети читают отрывки из романа «Евгений Онегин» («Встает заря во мгле холодной», «Уж небо осенью дышало»).

3-я ведущая. Пройдемся по красивейшему Тверскому бульвару, где сам воздух напоен поэзией. Здесь, высоко вознесясь над Страстной площадью, стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину. А совсем недалеко среди тоненьких берез — памятник поэту Сергею Есенину. Как часто Есенин приходил к памятнику Пушкину, чтобы поклониться ему. Это Пушкину Есенин посвятил строки:

«Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с тобой».

Давайте преподнесем Пушкину наш музыкальный подарок, споем вальс «Закружилась листва золотая» на стихи Есенина.

Дети с листьями встают врассыпную по залу, исполняют вальс (приложение 1).

1-я ведущая. Пушкин любил Москву, ведь она была городом его детства. Он любил ее за веселые гуляния, хлебосольные обеды, пышные балы. Москва славилась невестами, и где как не на балу девушкам на выданье можно было блеснуть своей грацией и великолепным нарядом.

Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Вот как он описывает свои впечатления от московского бала:

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг.

Давайте отправимся с вами на бал.

Дети парами идут по залу под музыку Л. Боккерини «Менуэт» (грамзапись). Музыка затихает, кавалеры отводят барышень на места, предлагают им сесть, сами стоят рядом.

1-я ведущая.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком.

Девочка и мальчик танцуют мазурку («Мазурка» фа мажор М. Глинки).

1-я ведущая.

В галопе дружно скачут пары,

И щеки полыхают жаром.

Все дети исполняют польку «Лакомка» Э. Валъдтейфеля (Дошкольное воспитание.— 1994.— № 1). Затем все садятся.

1-я ведущая.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Девочки с газовыми платками импровизируют под «Вальс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской «Метели» (грамзапись).

1-я ведущая.

Сюда гусары отпускные

Спешат явиться, прогреметь,

Блеснуть, пленить и улететь!

Мальчики надевают кивера, девочки берут веера. Исполняют танец «Гусары и барышни» на музыку Г. Свиридова «Военный марш» в грамзаписи (приложение 2). Сразу после этого звучит пьеса «Венчание». Дети тихо идут и садятся на места.

1-я ведущая (на фоне музыки). На одном из московских балов Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Он полюбил эту юную красавицу и несколько раз просил ее руки у ее родителей. Наконец, согласие на свадьбу было дано, и молодые обвенчались в Церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. (Показывает фотографии храма.) В Москве все говорили, что первый поэт России женился на первой русской красавице. После венчания Наталья Николаевна Гончарова и Александр Сергеевич Пушкин поселились на улице Арбат. Сейчас в этом доме, где когда-то жили Пушкины, открыт музей-квартира. (Показывает фото.) С волнением посетители переступают порог этого дома, ведь в нем когда-то звучали шаги великого поэта. (Дети могут пройтись по залу за ведущей, чтобы увидеть фото.)

2-я ведущая. Друзья, мы заканчиваем путешествие по Пушкинским местам в Москве. Как много интересного мы увидели и узнали! Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские слова — признание в любви великому городу. Мальчик.

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Дети исполняют песню «Москва — столица наша» (муз. Е. Туманян, сл. И. Чернецкой Дошкольное воспитание.— 1994.— № 10).

Звучит  колокольный звон (в грамзаписи), дети выходят из зала.


Приложение 2 ГУСАРЫ И БАРЫШНИ

Описание танца на музыку Г. Свиридова «Военный марш» Схема построения на танец

Вступление. Такты 1—2. Гусары (мальчики) стоят возле центральной стены зала в колоннах по трое. Голова приподнята, плечи расправлены, ноги в" первой позиции, руки опущены (основная стойка). Девочки стоят вдоль боковых стен зала. Голова приподнята, руки слегка отведены в стороны.

1 часть (мажор). Такты 1—4. Гусары маршируют и подходят каждый к своей барышне. Барышни машут им рукой (свободной от веера).

Такт 5 (1-я, 2-я четверти). Мальчики делают шаг в сторону, к центру зала, другую ногу вытягивают на носок, не отрывая ее от пола, локти слегка отводят в стороны.

Такт 5 (3-я, 4-я четверти). Мальчики приставляют ногу, руки держат «по швам».

Такт 6 (1-я, 2-я четверти). Мальчики делают шаг к девочке, не поворачивая к ней корпус и голову, другая нога вытянута в сторону на носок. Локти слегка разведены в стороны.

Такт 6 (3-я, 4-я четверти). Мальчики приставляют ногу, локти прижаты к корпусу.

Такт 7 (1-я четверть). Разводят пятки в стороны.

Такт 7 (2-я четверть). Пятки соединяют с акцентом.

Такт 7 (3-я, 4-я четверти). Руки приложить к киверу (левая колонна поднимает правую руку, правая колонна — левую).

Такт 8 (1-я, 2-я четверти). Мальчики делают шаг к девочкам, руку от кивера переносят на бедро, опираясь на него пальцами. Голову приподнимают и поворачивают к девочке. Корпус остается развернутым к зрителям.

Такт 8 (3-я, 4-я четверти). Ногу приставляют, голову опускают и поднимают, как бы приглашая барышню пройтись.

Такты 5—8. Девочки стоят на месте, отведя руки слегка в стороны и поигрывая веером. В конце 8-го такта они кладут ладонь на запястье мальчика. Пары поворачиваются лицом к зрителям.

Такты 9—16. Пары двигаются вперед к зрителям, затем идут противоходом, совершая полный круг по залу, возвращаются на свои места.

Такты 17—18. Мальчик опускается на колено, одну руку кладет на пояс за спиной, другую протягивает девочке. Держась за руку мальчика, девочка идет вокруг него, затем возвращается на место.

Такт 18 (конец). Мальчик встает, поворачивается к девочке, стоит в основной стойке.

Такт 19 (1-я, 2-я четверти). Девочка, повернувшись к мальчику, делает правой ногой шаг в сторону. Левую ногу ставит на носок, мягкие руки отводит в стороны.

Такт 19 (3-я, 4-я четверти). Левую ногу заводит за правую, делает небольшое приседание; руки плавно опускает.

Такт 20. Те же движения, что и в 19-м такте, но в обратную сторону.

Такты 21—22. Мальчики маршируют на месте, в конце 22-го такта прикладывают руку к киверу. Девочки обмахиваются веерами.

2 часть (минор). Такт 1. Мальчики встают рядом с девочками в шеренгу, повернувшись к центральной линии зала, имитируют движение «закручивание усов» сначала правой,  затем левой рукой.

Такты 2—4. Стоят, положив руки на бедра (опора на пальцы), с горделивой осанкой.

Девочки меняются местами (первая в левой шеренге с первой в правой шеренге, аналогично вторая со второй, третья с третьей). Девочки идут пружинящим шагом, помахивая веерами.

Такты 5—8. Мальчики выполняют те же движения, что и в 1—4-м тактах, а девочки возвращаются на свои места.

Такты 9—12. Мальчики имитируют игру на трубах, меняются местами в шеренгах. Девочки машут мальчикам рукой.

Такты 13—16. Мальчики возвращаются на свои места, имитируя игру на трубах, девочки машут им рукой.

Такт 17 (1-я, 2-я четверти). Мальчики делают шаг правой ногой к центральной линии зала.

Такт 17 (3-я, 4-я четверти). Приставляют левую ногу.

Такт 18. Поворачиваются к зрителям и, повернув к девочке голову, подают ей руку.

Такты 19—20. Мальчик опускается на колено. Девочка кладет руку на ладонь мальчика, другую руку с веером отводит в сторону, ногу ставит в сторону на носок (выдержка).

Такты 21—24. Мальчик стоит на одном колене, девочка обходит его два раза и возвращается на свое место.

3 часть (мажор). Все движения повторяются, как в первой части. Изменения касаются только 1—4 тактов, на которые мальчики маршируют на месте, около своей пары.

В последнем такте мальчики останавливаются в основной стойке, приложив руку к киверу, повернувшись к девочке.

Девочки в последнем такте замирают, приподняв развернутый веер, слегка разведя руки в стороны и поставив одну ногу на носок.