Инновационные уроки

Пеньковская Лилия Николаевна

Урок-экспертиза, урок-сказка, урок-практика+фантастика, нестандартные уроки. Такие уроки помогут доступнее понять учебный материал и повысить качество образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Землетрясения»

Тип урока: урок обобщение темы.

Форма урока: урок-игра.

Цели урока:

образовательные

  1. закрепить полученные знания, умения и навыки по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации «землетрясении»;
  2. продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;
  3. расширять представление об окружающем мире.

развивающие:

  1. развить познавательный интерес у учащихся к практическим занятиям на уроках ОБЖ;
  2. развивать коммуникативные навыки через работу в командах по взаимоконтролю.

воспитательные:

  1. воспитывать толерантность, организованность, ответственность, самостоятельность;
  2. формировать творческую активность, дисциплину, внимание.

Оборудование урока:

  1. видеоматериал,
  2. карточки с заданиями,
  3. ситуационные задачи,
  4. рисунки,
  5. наглядный бытовой материал (лекарство, одежда, фонарь, книга, вода, мыло, полотенце, документы и др),

надпись на доске.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Просмотр фрагмента видеофильма «Землетрясение».

Ребята, с какой чрезвычайной ситуацией природного характера мы познакомились на предыдущих уроках?

Почему землетрясение считается наиболее опасным и беспощадным стихийным бедствием?

Нужно ли изучать характер этого явления, и какое значение имеют полученные знания для жизни людей, живущих в сейсмических зонах?

Сегодня подошло время обобщить полученные знания, умения и навыки по данной теме. И я предлагаю вам провести урок в форме игры, где каждый из вас сможет показать свои практические умения. Каждая игра — это соревнование, где есть победители и побежденные. У меня заготовлены фишки, которые я буду выдавать за правильные, обоснованные ответы, чем больше фишек вы получите, тем выше будет ваша оценка.

Итак, начнем!

Первый этап игры заключается в проверке ваших теоретических знаний.

«Блицтурнир».

1 команда

2 команда

1. Землетрясение — это::::

2. Главная причина землетрясений?

3. Где чаще всего происходят землетрясения?

4. Что называется эпицентром землетрясения?

5. По каким признакам можно предсказать землетрясение?

6. Назовите известные вам сейсмические шкалы, определяющие силу землетрясения?

7. Как называется прибор для измерения силы землетрясения?

8. Перечислите основные последствия землетрясения: природные и для людей?

Ответы 1 команды -

1.тектонические движения земной коры;

3. на стыке литосферных плит;

5. беспокойство животных, голубоватое свечение внутри поверхности домов, дохлые крысы на улицах города, запах газа, искрение электрических проводов;

7. сейсмограф.

Ответы 2 команды

2. тектонические процессы;

4. участок над очагом землетрясения;

6. Рихтера, Меркали;

8. гибель людей, травмы, разрушение зданий, плотин, пожары, образование оврагов, затопление прибрежных территорий и другие варианты.

(За каждый правильный ответ команда получает жетон)

Ребята, обратите внимание, у меня на доске, написана главная формула безопасности. Эта формула, к которой должен стремиться каждый человек.

Главная формула безопасности:

«Быть готовым к опасности.
При возможности — избежать.
При необходимости — действовать»
Не паниковать!

Можно ли предвидеть опасность, быть готовым к встрече с ней?

Второй этап.

1 команда: Составляет памятку «Советы жителям сейсмологических районов». Приложение 1.

2 команда: »Тревожный рюкзачок». Собирает необходимые вещи в сумку для жителя сейсмоопасного района.

В «тревожный рюкзачок» необходимо положить электрический фонарик с запасными батарейками, медикаменты, одежду, запас продуктов питания на 3 дня, воду, деньги, документы, предметы личной гигиены, спальный мешок.

(Проверяется выполнение задания второго этапа, подводятся итоги)

Возвращаемся к нашей формуле выживания. Итак, мы показали, что каждый человек должен быть готов к опасности.

Третий этап.

Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных травм и может быть даже гибели в опасной ситуации. К доске приглашаются по одному человеку от команды. Необходимо правильно разложить карточки по заданиям.

1 команда

2 команда

Безопасные места во время землетрясения

Опасные места во время землетрясения

1. угол пересечения капитальных стен;2. чугунная ванна;

3. дверной проем в капитальных стен;

4. проем балконной двери;

5. устойчивая массивная мебель;

6. открытая площадка на улице.

1. лифт;2. кирпичные перегородки;

3. парта ученическая;

4. кровать;

5. не устойчивая, незакрепленная мебель;

6. лестница;

7. мост;

8. электростолбы;

9. навесы, козырьки домов;

10. телевизор;

11. оборванные провода.

Одновременно, с работающими ребятами у доски, ребята выполняют свои задания на местах письменно.

1 команда

2 команда

Если вас застало землетрясение в здании (дома). Ваши действия.Приложение 2

Если вас застало землетрясение на улице. Ваши действияПриложение 3

(Проверка заданий).

Теперь мы знаем, что человек, зная опасные и безопасные места в доме, в городе, может избежать травм и гибели. Это вторая часть нашей формулы «При возможности — избежать».

Землетрясение происходит внезапно, и действовать нужно быстро. По моему сигналу «Внимание, землетрясение» займите безопасное место в нашем кабинете.

Скажите, вы уверены в том, что выбранное вами место защитит вас на 100% при землетрясении?

Я думаю, что если землетрясение будет небольшим до 4 баллов, то — да. Но мы с вами изучали параметры землетрясения и знаем, что от 5 баллов и выше, землетрясения приводят к серьезным разрушениям и даже катастрофам. При таких землетрясениях люди часто погибают или оказываются заваленными грудой камней и металла. Многие теряют близких и родных людей.

Четвертый этап.

1 команда

2 команда

Помогите своими рекомендациями человеку, оказавшемуся в завале?Приложение 4

Ваши действия после землетрясения?Чем вы можете помочь пострадавшим?Приложение 5

Ребята, как вы думаете, мы выполнили с вами, поставленную задачу. Какая была задача нашего урока? Показать свои знания и умения на практике. Мы показали, что каждый может быть готовым к землетрясению? Мы знаем опасные места и, показали, как их можно избежать? И, наконец, мы показали, как должны действовать в опасности. Значит, мы достигли поставленной цели.

Вывод делают учащиеся: Землетрясения являются очень опасным стихийным бедствием природного происхождения, которое влечет за собой гибель людей, разрушения, аварии. Предотвратить землетрясение человек не может, НО может быть готовым к землетрясению, и действовать при возможности так, чтобы избежать массовой гибели людей.

Мне кажется, что оказавшись в опасности человек должен действовать решительно, использовать весь арсенал своих знаний и навыков, а самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ!

Я очень рада, что вы показали все свои знания и умения на уроке. И если возникнет опасная ситуация, я уверена, полученные знания на уроках ОБЖ, вам пригодятся, и вы будете действовать так, как действовали на уроке.

А теперь давайте подсчитаем ваши жетоны и выявим победителя игры. Подводятся итоги, выставляются оценки.

Домашнее задание: подготовить интересный дополнительный материал к теме «Моретрясение. Цунами».



Предварительный просмотр:

Пеньковская Лилия Николаевна, учитель ОБЖ, заместитель директора по ВР МКОУ «СОШ№24» Урок-сказка «Поведение при пожаре»

 

Цели урока:

  1. дать учащимся представление о причинах возникновения пожара, его последствиях;
  2. изучить навыки поведения в ЧС.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. формирование системы понятий о чрезвычайной ситуации, пожаре, первичных средствах пожаротушения, последовательности действий при пожаре;

2. Развивающие:

  1. развитие устной речи;
  2. развитие общеучебных умений: обобщать, делать выводы;
  3. развитие коммуникативных умений: работать в коллективе, излагать свою точку зрения;
  4. формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
  5. развитие познавательного интереса к предмету через практическое применение знаний на практике.

3. Воспитательные:

  1. воспитание сознательной дисциплины, чувства товарищества;
  2. способствовать нравственному воспитанию учащихся.
  3. воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
  4. Основные понятия: чрезвычайная ситуация, пожар, огнетушитель (ПСП), эвакуация.

Реквизит персонажей:

  1. костюмы кошки, петуха, козла, курицы;
  2. ведра, “дождь”, лепестки пламени (вырезанные из бумаги), вырезанное из картона изображение дома, колокольчик.

Форма проведения: урок – сказка.

Для решения основных задач была применена следующая структура:

  1. организационный момент, создание благоприятной атмосферы общения.
  2. сообщение темы и задач урока;
  3. объяснение нового материала.
  4. подведение промежуточных итогов, общий вывод;
  5. применение полученных знаний на практике;
  6. итог урока;
  7. домашнее задание.

Этапы урока

Действия на этапе

Средства

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Создать благоприятный климат.

Речь учителя

Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема: Поведение при пожаре.Цель: Изучить навыки поведения при пожаре.

Речь учителя

Восприятие и осмысление новой информации

III. Изучение нового материала

В нашей жизни с нами происходят разные ситуации. Одни из них приятные, другие не очень. Но есть и такие, которые могут принести много неприятных ощущений, они связаны с потерей дома, имущества. Такие ситуации называются чрезвычайными.Сегодня мы посмотрим, как герои нашей сказки выходят из сложной ситуации.

Речь учителя

Восприятие и осмысление новой информации

С чего же мы начнем?В ходе шумного веселья,

Тили-тили-тили-бом.

Загорелся, загорелся, загорелся ……….. .

(кошкин дом)

Кошка выскочила, глаза …………..

(выпучила)

Помогает всем зверям,

близким всем своим друзьям.

Быстро из огня бежать,

Только не паниковать.

Идет сценка с эвакуацией (кошка выключает свет, все герои в полуприсяде двигаются за кошкой к выходу, при движении рот закрыт одной рукой, а вторая рука лежит на плече впереди идущего, последний закрывает дверь).

Речь учителя,герои сказки (учащиеся старших классов) демонстрируют, как правильно эвакуироваться при пожаре, на доме поднимаются бумажные языки пламени.

Восприятие и осмысление новой информации. В месте, где учитель делает паузу, учащиеся заканчивают строку. Внимательно следят за ходом эвакуации и действием героев.

Бежит курица с ведром,Заливает кошкин дом.

 

Речь учителя, “курица” посыпает из ведра дождем картонный дом, на котором подняты бумажные языки пламени, которые потом исчезают.

Восприятие и осмысление информации.

Мы отправили козла,Позвонить в …….. . (колокола)

Речь учителя,“козел” бегает и звонит в колокольчик.

Восприятие и осмысление новой информации. В месте, где учитель делает паузу, учащиеся заканчивают строку.

IV. Подведение промежуточных итогов, общий вывод.

Итак, про что мы рассмотрели сценку?(про пожар)

Что такое пожар?

(Пожар – неконтролируемый процесс горения, создающий опасность для жизни людей и материальных ценностей).

Как правило, пожар возникает из-за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнем и нарушения правил противопожарной безопасности.

А теперь давайте вспомним, как вели себя герои сказки и определим, что нужно делать при пожаре:

отключить электроэнергию

вызвать пожарных (01*,01, 112, ФИО, адрес)

эвакуироваться (вдоль стен, рот закрыть, в полуприсяде, рука на плече впереди идущего)

Проблемные вопросы, записанные на доске

Учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем. Учитель записывает ответы на доске, дети в тетради.

А почему именно кошка знала, куда бежать?(ее дом)

А где мы можем узнать, куда бежать?

(план эвакуации)

Чем кроме воды можно тушить пожар?

(огнетушителем)

Учитель задает вопросы на понимание материала. Если дети затрудняются ответить, помогает наводящими вопросами. При вопросе по огнетушителю, учитель демонстрирует его и объясняет принцип работы.

Учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем. Внимательно слушают учителя при демонстрации огнетушителя и объяснении принципа его работы.

V. Применение полученных знаний на практике

А теперь ребята, герои сказки помогут нам эвакуироваться из класса.

Учитель игерои сказки помогают правильно эвакуироваться.

Учащиеся эвакуируются из класса.

VI. Итог урока. Оценка знаний.

Ребята, посмотрите еще раз на тему урока и на задачи урока, которые мы перед собой ставили. А на следующем занятии, мы поможем самой хорошей, доброй маме, у которой семеро детей, выйти из другой чрезвычайной ситуации

Проблемные вопросы, записанные на доске. Учитель оценивает работу учащихся.

Учащиеся самостоятельно подводят итог урока по вопросам, записанным на доске.

VII. Домашнее задание

Ответьте на вопросы:Как называется эта сказка?

Кто является главными героями сказки?

Ну, а кто забыл, о ком эта сказка, еще раз прочитать.

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Пеньковская Лилия Николаевна , учитель ОБЖ , МКОУ «СОШ №24»  г  Удачный

Урок-практикум: «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»

Цели:

- воспитание ответственности за своё здоровье;
- освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего здоровья;
- формирование приверженности здоровому образу жизни.

Задачи:

- ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;
- обучение способам оценки своего физического здоровья.

Учебные вопросы:

1.Оценка и самооценка здоровья.
2.Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.
3.Заключение.

Образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развития познавательных интересов, коллективного обучения.

Методы: индивидуальной работы, объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный, практических действий.

Деятельность преподавателя: устное изложение, демонстрация видеоматериала. Комментирование, организация исследований и экспериментов, подведение итогов, проведение рефлексии.

Деятельность учащихся: восприятие аудиовизуальной информации, ответы на вопросы, участие в исследованиях и экспериментах, самостоятельная работа по проведению расчётов, функциональных проб и антропометрических показателей, сравнение результатов с критериями, выполнение упражнений физкультминуток.

Материально-техническое обеспечение: оборудование для демонстрации мультимедийных материалов, сфигмоманометр, портативный спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы напольные, хронометр.

Ожидаемые результаты: овладение экспресс-диагностическими методами оценки здоровья; определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весо-ростовых и росто-весовых показателей, индекса массы тела, показателей гармоничности и пропорциональности тела.

I. Вступление

Преподаватель:

Всемирно известный в ХХ веке хирург Николай Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье” утверждал, что “Здоровье – это резервные мощности клеток, органов, целого организма”. Я думаю трудно с ним не согласиться. Он ввёл такое понятие как “количество здоровья”, которое можно определить как сумму “резервных мощностей” основных функциональных систем.

Возьмём к примеру сердце (при PS в 75 уд. в мин. производит 100 000 сокращений в сутки и перекачивает до 175 млн. литров крови в течении жизни). Это мышечный орган, выполняющий механическую работу, и его мощность можно подсчитать в мсек, ваттах, л.с., в любых единицах, приведённых в учебнике физики. Мы поступим проще. Возьмём такую характеристику сердца как МОК – минутный обьём крови. Это обьём крови, которое сердце перекачивает за одну минуту. Предположим, что в состоянии покоя оно перекачивает 4 литра крови в минуту. При энергичной физической работе – до 20 литров. Значит “коэффициент резерва” равен 20 : 4 = 5. Сердце даёт 4 литра в минуту и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм в покое, т.е. создать нормальное насыщение кислородом крови. Но более того: оно может дать 20 литров в минуту и способно обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжёлую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом.

“Суммарные резервные мощности” являются не только важнейшей характеристикой состояния здоровья как такового, они не менее важны для определения отношения организма к болезни. Представим себе первого человека с МОК в 20 литров максимальной мощности сердца. Случилось так, что человек заболел простудным заболеванием. Температура тела – 39 – 40 градусов. В такой ситуации потребление кислорода тканями возрастает вдвое. Но организму это нипочём, сердце может выдержать и трёхкратную нагрузку. А что будет с детренированным сердцем у которого МОК при мах работе 6 литров? Его ткани начнут задыхаться: сердце не в состоянии доставить удвоенный обьём крови. Что произойдёт? Болезнь будет протекать гораздо тяжелее, появятся осложнения со стороны других органов и т.д. Или пример со старостью. С возрастом все функции слабеют. Резервные мощности уменьшаются. Хорошо, когда эти резервы есть, а если их нет?

Молодое поколение считает, что им ещё рано морочить голову мыслями о будущих болезнях. Но … время к сожалению быстротечно. Здоровье приятно, но если оно постоянно, то действует закон адаптации – его перестают замечать.

II. Оценка и самооценка здоровья

Преподаватель:

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:

-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;

-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;

-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;

-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.

В современных системах воспитания и обучения к сожалению не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Говоря современным языком, мы пока ещё очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья. Мы же сегодня на уроке в какой-то степени постараемся восполнить этот пробел.

III. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья

Преподаватель:

Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и дыхательная. Попробуем с помощью практических методов научиться оценивать их состояние и резервные возможности. Сначала рассмотрим функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Экспресс-метод определения ЧСС:

Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.

Критерии ЧСС в состоянии покоя:

-Для мужчин:

  1. Реже 55 – отлично;
  2. Реже 65 – хорошо;
  3. 65 – 75 – посредственно;
  4. Выше 75 – плохо.

-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.

Измерение АД:

Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.

Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст.
Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.

Проба Мартинэ:

Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.

Критерии:

-учащение пульса на 50-70%;

-увеличение систолического АД на 15-20%;

-снижение диастолического АД на 20-30%.

У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.

Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Проба Штанге:

Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.

Критерии:

Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;

Отличный показатель – 1 минута и более.

Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):

Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

Критерии:

-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;

-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.

Жизненный показатель:

Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.

ЖЕЛ

Вес (кг)

Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.

Формулы оценки веса.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):
Является наиболее простым методом определения веса.

-при росте 155-165 см минус 100;

-при росте 165-175 см минус 105;

-при росте свыше 175 см минус 110.

Индекс массы тела (показатель Кетле):

Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

Вес (кг)_____

Рост (м) х Рост (м)

Критерии:

20-25 – норма;

25-30 – ожирение 1 степени;

30-40 – ожирение 2 степени;

Более 40 – ожирение 3 степени.

Идеальный показатель – 22.

Весо-ростовой показатель:

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Вес (г)_

Рост (см)

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

Антропометрические пробы.

1. Показатели осанки:

Грудо-плечевой тест:

Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

Критерии:

-Норма – 1 и более;

- 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

- 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:

Индекс Эрисмана:

Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

Рассчитывается следующим образом:

К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.

Оценка индекса К:

- 35 — 24 – истощение;

- менее 37 – достаточная упитанность;

- более 40 – повышенная упитанность;

- 45 – 54 – ожирение.

Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

Рассчитывается по следующей формуле:

К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.

Критерии индекса К:

- 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

- менее 50 – узкогрудость (астеническая);

- более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

Критерии:

- 10 и менее – крепкое телосложение;

- 20 – хорошее;

- 20-25 – среднее;

- 25-35 – слабое;

35 и более – очень слабое.

Измерение окружности плеча:

Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

Формула для определения степени развития мускулатуры:

(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.

Критерии:

- 5 – ожирение;

- 5-12 – норма;

- 12 и более – атлетическая мускулатура.

Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем

организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

IV. Заключение

Изученные сегодня методы самооценки физического здоровья позволят вам в дальнейшем выявлять меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия, а это как известно является залогом счастливой и продолжительной жизни.

Демонстрация видеофильма “Бизнес и здоровье”.


 

Комментарии

Пеньковская Лилия Николаевна

Очень полезная информация для учителя

Шустова Наталья Владимировна

Лилия Николаевна! Здравствуйте! Очень интересные материалы. Я училась в этой школе, только тогда она была под номер 19. Спасибо.

Пеньковская Лилия Николаевна

Спасибо! Очень приятно встретить позитивных земляков. Я тоже заканчивала школу №19.

Носкова Ирина Анатольевна

Лилия Николаевна, Ваш материал, несомненно, имеет прикладной характер.У меня класс очень шумный и поэтому провести с ними какие-то внеклассные мероприятия часто просто невозможно! А вот материалы Ваших уроков, на мой взгляд,смогут мне заинтересовать в подготовке и проведению классных часов по безопасности и сбережению здоровья.Спасибо!