Материалы для конкурса(часть, остальные на сайте)

                                               Представление

На Макарову Оксану Михайловну, учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 63 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова. .

Макарова Оксана Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории, получила образование в ТПК №1 и ТГПУ им. Л.Н. Толстого, неоднократно проходила курсы повышения квалификации, шестнадцатый год работает МБОУСОШ №63.

 Четыре года она работает над темой «Внедрение электронных образовательных ресурсов. Развитие творческих способностей учащихся с помощью электронных образовательных ресурсов и различных видов ИКТ». Ею были изучены работы 53-х лингвистов, педагогов, психологов, на уроках опробовалось введение новых образовательных ресурсов.

Выступала с сообщениями на заседаниях ШМО, РМО, педагогическом совете, познакомилась с работой ведущих учителей района, города.

 Работает по русскому языку по программе под ред. М.Т. Баранова, по литературе по программе В.Я. Коровиной; ранее работала по программам под ред. В.В. Бабайцевой, Л.М. Рыбченкова по русскому языку и по программе А.В.  Кутузова по литературе.

 В работе использует современные педагогические технологии: электронные образовательные ресурсы, различные ИКТ, мультимедиа ресурсы, технологии развивающего обучения, проблемного обучения, проектного обучения, интегрирования, а также нетрадиционные формы обучения: урок-праздник, урок-диспут, урок-презентация и др.

В школьный метод. кабинет сданы творческий отчёт, творческие работы учащихся, сообщения и выступления, наработки.

Принимала участие в городском конкурсе «Профессионал – 2006», в конкурсе «Национальный проект» в 2008г.

Учащиеся регулярно принимают участие в районных и городских конкурсах, олимпиадах, где занимают призовые места, всероссийских  олимпиадах, показывая там хорошие результаты.

Среди её выпускников есть серебряные и золотые медалисты ( за последние 8 лет - 19 человек), получившие грамоты за особые успехи в изучении отдельных предметов, аттестаты особого образца.

Оксана Михайловна разработала программу работы классного руководителя «Социализация личности», по которой успешно работает.

Педагог принимает активное участие в организации и проведении гражданско-патриотических проектов районного, городского и международного (проект с участием представителей Франции) уровней, за что награждена грамотами, памятными знаками, медалью, входит в состав школьного театра-студии «Эксперимент».

Успешная работа  Макаровой О.М. позволяет обеспечить стабильность показателей усвоения учащимися знаний, умений, навыков, устойчивый интерес к предмету, что отражается в стабильной  100%-й  результативности и высоком качестве знаний (до 86%).

За успехи в обучении и воспитании школьников, плодотворную работу с учащимися, коллегами она награждена Почётными грамотами, Благодарностями Начальника ГУО администрации г. Тулы, Начальника ООУ Привокзального р-на администрации г. Тулы, директора МБОУСОШ №63, политсовета Тульского регионального отделения партии «Единая Россия». Также она является лауреатом театральной премии «Рампа» и трижды лауреатом фестиваля исполнителей произведений В.С. Высоцкого. Деятельное участие в развитии патриотических идей и начинаний, большой вклад в военно-патриотическое воспитание допризывной и армейской молодёжи отмечена различными Грамотами,  памятными знаками, медалью.

 Высоких результатов Оксана Михайловна добилась благодаря внедрению электронных ресурсов, ИКТ,  комплексу внеклассной, внешкольной, внеурочной и урочной деятельности.

Благодаря своим высоким профессиональным качествам, творчеству, инициативности, толерантности пользуется заслуженным авторитетом у коллег, учащихся, родителей.

Директор МБОУСОШ №63                                                       Н.Н. Трушина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_opyta_raboty.doc138 КБ
Файл esse.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

   Развитие творческих способностей учащихся на уроках   русского языка и литературы              средствами  ИКТ и в частности   электронных образовательных ресурсов.

                                        В человеке заложены  безграничные источники

                                        творчества, иначе бы он не  стал человеком. Нужно их      

                                       освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук  

                                       с   мольбою к справедливости, а ставя человека

                                        в подходящие … условия.

                                                                    А.Н. Толстой

        Над темой по самообразованию я начала работать в 2009-м году,

создала методическую базу, подобрала дидактический материал, которые можно использовать при работе с каждой темой, подведены итоги исследовательской работы, практический материал оформлен в виде  творческого отчёта  

     Я считаю эту тему актуальной, т.к. согласна с мнением  ведущих психологов и педагогов о том , что непозволительно дирижировать вспышками детского вдохновения, тем самым отлучая их от собственного творческого опыта , лишая индивидуальности, закрепощая, не давая возможности интеллекту развернуться(Е.Л.Яковлева, А.М.Матюшкин, Богоявленская , Коджаспировы, Дж.Гилфорд и др.). О процессе креативности и креативном продукте говорили Ф.Баррон, Т.Тардиф, Р.Стенберг, Р.Лири, Т.Торранс, но,  на мой взгляд, больше применим критерий С.Медника, предлагающего считать, что, чем больше результат соответствует требованиям, превосходя при этом ожидаемый результат, тем больше он креативен. Всякое творчество, всякий интеллектуальный процесс осуществляется субъектом, в нашем случае детьми. Мы растим людей будущего, которые должны быть способными к решению новых проблем, работе в новых условиях, к усвоению и обработке большего объёма информации, готовыми к жизни в новых, постоянно резко изменяющихся условиях. Творческий процесс предполагает соединение логики и образности, знаний и выражения. Развитию данных компонентов способствуют информационно-коммуникационные технологии, т.к. они формируют наглядно-образный тип мышления, способствуют развитию логического мышления, развивают интеллект, умение аргументировано доказывать свои суждения, логику, способности к анализу и синтезу, образное мышление, что является базой для творческого воображения и, как следствие, способствует лучшему усвоению программы, более успешному обучению в целом. Очень важным является то, что работать с электронными образовательными ресурсами и различными ИКТ мы можем попутно при изучении всех тем русского языка и литературы, поэтому, что очень важно, работа по развитию творческих способностей будет проводиться систематически. Таким образом, специфика предметов (связь с традициями, культурой, носительство языка) помогает развитию творческих способностей учащихся, особенно посредством электронных образовательных ресурсов, ИКТ, которые оказывают положительное влияние на учеников и течение урока, повышая интерес к предмету, создавая положительную мотивацию обучения, благодаря своей эмоциональности, экспрессивности.

      Для реализации поставленной задачи мне необходимо было проанализировать межличностные отношения учащихся класса совместно с психологом. Исследования показали наличие четырёх групп : 1- «звёзды», 2- предпочитаемые, 3- пренебрегаемые, 4- изолированные.Результаты дали мне возможность определить технологии, которые я буду использовать на уроке(групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа и др.).

     На втором этапе работы  я провела анализ и отбор учебного материала. Я поставила задачу подобрать дидактический материал, который можно использовав при изучении всех тем и разделов  русского языка и литературы с 5-го по 9-ый класс, работая в течение полугода я это сделала.

     В ходе работы я выявила, что творческие способности учащихся будут развиваться на уроках русского языка и литературы более эффективно при:

- систематическом использовании на уроках электронных образовательных ресурсов и других средств ИКТ;                                                                                 -отборе и систематизации  материала, полезного при изучении различных разделов школьного курса русского языка и литературы;

- конструировании набора упражнений на материале ИКТ, развивающих творческие способности учащихся;

- использование диалогических и игровых методов обучения учащихся на уроках русского языка;

- регулярном применении заданий индивидуального характера, стимулирующих творческие способности учащихся;

- использовании комплекса средств, оценивающих развитие творческих способностей учащихся ( тестов, анкет, наблюдения, экспертной оценки).

      На финальном этапе я убедилась, что развитие творческих способностей идёт, качество знаний учащихся повышается, о чём говорят следующие факты :

  - мониторинг в классах, на базе которых исследование проводилось в течение четырёх лет (исследуемый- 9 В, контрольные- 9б, 9а):

Приведённая диаграмма показывает изменения количества детей с высоким уровнем творческих способностей.

    Следующая - покажет изменения в количестве детей с низкими способностями

 - мониторинг выпускных классов, на базе которых проводилось исследование разное количество времени :

  - русский язык

- литература

- анализ творческой деятельности  детей в учебном и внешкольном процессе : сочинения, высказывания о творчестве, стихи (приложение 3).

   Для наиболее полной реализации данного пути развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы я предлагаю использовать различные приёмы, формы и методы, проверенные и отобранные в ходе исследования :

  -применение электронных средств обучения;

Применение мультимедийных средств обучения;

- применение дистанционных образовательных технологий

- применение компьютерных сетевых технологий;

- создание презентаций;

- поиск информации в сети интернет;

- работа в локальной сети;

- работа с базами данных.

     Таким образом, можно сказать, что цель достигнута, т.е. на основании анализа ИКТ, в частности электронных образовательных ресурсов, и их потенциала в развитии творческих способностей учащихся сконструирована методика использования ИКТ в разных разделах школьного курса русского языка и литературы и в опытной работе проверена эффективность этой методики; подтверждена гипотеза исследования : творческие способности учащихся действительно развиваются на уроках русского языка и литературы более эффективно при активном использовании потенциала ИКТ как одного из наиболее адаптированных поставленной цели средств обучения, регулярном применении заданий индивидуального характера, стимулирующих творческие способности учащихся.

Общедидактические принципы ЭОР.

Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:

Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;

Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;

Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;

Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;

Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;

Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;

Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступно учащемуся.

Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость:

1.  учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;

2.  обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;

3.  устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.

Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.

Рациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП).

Урок - введение новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится в традиционной модели. Получение учащимся новой информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР НП, работе с Интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами: книгами, словарями, энциклопедиями и т. д.

Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные, практические и контрольные. В различных дидактических моделях проведения уроков возможно использование всех типов ЭУМ.

ЭУМ И-типа:

-  предоставление учебной информации;

-  иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;

-  организация самостоятельной работы.

-  ЭУМ П-типа:

-  закрепление знаний и применение их в практической деятельности.

-  ЭУМ К-типа:

-  повторение и закрепление пройденного материала;

-  текущий, тематический и итоговый контроль.

В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.

1. Урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя (табл. прилож. 1).

2. Урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся (табл. прилож.2).

3. Урок – обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока.

При организации такого урока материал для изучения подготавливается учащимися на основе материалов ЭОР НП. Однако для того чтобы эффективность урока была достаточно высока, подготовка его должна осуществляться под четким руководством учителя и начинаться не менее чем за 3 – 4 недели до его проведения.

Общая схема проведения такого урока фактически дублирует схему проведения урок – введения нового материала с той разницей, что задания учащимся формулируют ученики, которые готовили материалы, отвечают на вопросы, комментируют и проверяют задания тоже они.

Урок – дискуссия на основе использования ЭОР НП

Целью таких уроков является формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения на основе освоенных знаний, умения анализировать высказываемые сторонами аргументы, умения находить рациональное основание для принятия аргументов противника.

Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения — интегрированное умение, основными составляющими которого являются следующие умения:

–  определять цель деятельности;

–  отбирать информацию в соответствии с определенной целью;

–  выстраивать цепочку обоснований;

–  находить (подбирать) контраргументы (контрпримеры);

–  последовательно излагать материал и т. д.

Кроме того, в процессе урока формируются умения слушать, уважать мнение оппонента, анализировать суждения противной стороны…

Этот урок посвящен обсуждению поставленной проблемы или проблемной ситуации, или проблемного вопроса, или ситуации, предполагающей конструирование выводов. Итогом дискуссии может являться:

–  алгоритм решения задачи;

–  метод решения задачи;

–  классификация;

–  модель ситуации;

Основой проведения такого урока являются ЭУМ И-типа, которые используются:

–  на этапе изучения нового материала (ЭУМ - источник новой информации);

–  на этапе демонстрации аргументов (ЭУМ - источник аргументов).

Это такие ЭУМ, в которых:

–  сформулирована проблема, требующая разрешения;

–  заложено некоторое противоречие;

–  предлагается несколько способов решения той или иной проблемы;

–  предлагается несколько трактовок того или иного явления;

Используются также ЭУМ П- типа, которые:

–  содержат задания, предполагающие осуществление поиска решения;

–  включают в себя лабораторную или практическую работу, предполагающую неоднозначность выводов;

Такие уроки могут быть организованы на основе предварительной самостоятельной работы учащихся дома. Результатом этой работы являются:

– освоение учащимися содержания рекомендованных учителем ЭУМ, а также дополнительного материала, либо рекомендованного учителем, либо найденного самостоятельно;

– разработка системы аргументов в защиту выбранной позиции.

Однако может быть предусмотрена организация дискуссии на основе материалов ЭУМ, изученных во время урока в классе.

О том, что цель достигнута , говорит и положительная оценка учителей, работающих в исследуемом классе: активность детей на уроках, дисциплинированность, поиск новых нестандартных решений, высокий уровень познавательного интереса, высокое качество знаний, высокий уровень коммуникативных способностей.

      Дальнейшая исследовательская работа возможна в направлении дистанционного обучения с дальнейшей систематизацией накопленного опыта, методического материала.

Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

-  обеспечить положительную мотивацию обучения;

-  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

-  обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

-  усовершенствовать контроль знаний;

-  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

-  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.



Предварительный просмотр:

                           Эссе «Моя педагогическая философия».

                                                                                                                                                 И вот звонок,                                                                                                         
                                                                                             Пустеет быстро школьный дом. 
                                                                                             В звенящей тишине 
                                                                                             Последние шаги. 
                                                                                             Но в тихом классе все сидишь ты за столом, 
                                                                                             И вновь перед тобой твои ученики. 
                                                                                             И в тишине ты думаешь о них, 
                                                                                             Вчера чужих, теперь родных, 
                                                                                             Про их вопрос, про свой ответ, 
                                                                                             Про то, на что ответа нет… 
                                                                                             А завтра снова день придет, 
                                                                                             И школьный радостный народ 
                                                                                             Наполнит шумом этажи 
                                                                                             И в вихре жизни закружит! 
                                                                                             Когда-то сам на третьей парте у стены 
                                                                                             О будущем мечтал и взрослым стать спешил 
                                                                                             Уже тогда ты быть учителем решил, 
                                                                                             Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил. 
                                                                                             И снова в школе тишина, 
                                                                                             И старый глобус у окна, 
                                                                                             В журнале суффикс и падеж, 
                                                                                             И столько судеб и надежд… 
                                                                                             В твоих руках судьба страны, судьба земли, 
                                                                                             Твоих учеников исполнятся мечты. 
                                                                                             Им сеять хлеб, вести по курсу корабли, 
                                                                                             Жизнь детям посвятить, как это сделал ты… 
                                                                                             И снова в школе тишина, 
                                                                                             И старый глобус у окна, 
                                                                                             В журнале суффикс и падеж, 
                                                                                             И столько судеб и надежд…

  Каждый человек оставляет свой след на Земле. Этот след в душах родных, близких, знакомых, в профессиональной деятельности.                                                                              Профессия учитель – особенная. Мы воспитываем людей будущего, участвуем в формировании личности, пытаемся научить их души чуткости, отзывчивости, сделать умы гибкими, острыми, стараемся вырастить патриотов, достойных граждан своей страны. От нас во многом зависит, какими людьми станут сегодняшние первоклассники.            Учитель соприкасается с тонкой материей: душами, сознанием, умами детей. Именно в детстве они наиболее хрупки, ранимы и восприимчивы. Учитель – духовный наставник. Его ошибки и достижения видны не сразу, как у представителей других профессий, но от них зависит жизнь каждого человека, сегодняшнего ученика, а впоследствии зрелой личности, строящей своё будущее, будущее нашей страны, а значит и наше.    Исходя из этого, мы не можем быть просто «урокодателями», предлагающими формальные знания по учебнику, не имеем на это права! Дети не прощают равнодушия, фальши, формальности. Только пропустив каждого ребёнка через себя, свою душу, мы сможем повлиять на него. Для этого требуется много душевных сил, терпения, энергии, знаний, способности меняться, двигаться вперёд, развиваться, быть на шаг впереди них и, конечно же, любить. Любить детей, профессию. С любовью и осторожностью, учитывая достоинства и недостатки своих учеников, я учу их «разумному, доброму, вечному». Это нелегко, потому что дети видят, что многое зависит от материального благополучия. Наша задача в том, чтобы показать, что самое главное в жизни за деньги не купишь и что получение образования их первостепенная задача.  В каждом ребёнке есть «дремлющий позитив», который необходимо разбудить. Беда наших российских  школ  в том,  что слишком велико количество учеников в классах.. Именно тандем – учитель-родители-залог успеха ученика. Без воспитательной работы родителей труд учителя не будет плодотворным и действенным. Ведь дети все разные: один ребёнок тихий и робкий, а другого, наоборот, на месте не удержишь! Педагог должен «уравновесить» коллектив класса! Добиться этого не всегда легко, но непременно нужно, иначе не будет коллектива! Дети должны чувствовать, что они одно целое. Каждый зависит от всех и все от каждого! Далеко не каждый ребёнок, в силу природных данных, может быть отличником. Да и нужно ли этого требовать? Главное, вырастить в ребёнке человека! Порядочного человека! И над этим работают педагог  и  родители! Результат зависит от единства наших действий.    
  По моему мнению, быть педагогом — это не просто быть хорошим учителем и воспитателем. Это значит быть человеком, способным увлечь других людей своими идеями, способным побудить их к получению знаний, то есть к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Один из важнейших моментов обучения — это создание на занятиях условий для активного взаимодействия между учениками, условий для сотрудничества и взаимоподдержки. Я думаю, что педагогическая философия - это точная и чёткая система взглядов учителя на возможности своей профессии, состоящая из целей, задач, методов и приёмов обучения и воспитания. Моя педагогическая философия заключена в моей профессиональной деятельности, в том, как именно я понимаю свою педагогическую деятельность и как отношусь к ней.
Детям необходимы тепло, забота, поддержка, и, если учитель даёт всё это ребёнку, связь с ним становится многолетней. Я считаю, что учитель - друг по отношению к ребёнку. Сократ сравнивал учителя с дождевой  каплей. Ведь как дождь раскрывает потенциал каждого зерна, так и учитель — открывает и воспитывает личность ученика.                                                                          Для осуществления поставленных целей в своей педагогической работе я активно применяю электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии, так как современный урок невозможно представить без технических средств обучения. Поэтому, сейчас важна информационно - технологическая компетенция учителя. Но никакой, даже самый современный компьютер, не заменит учителя, его эмоционального слова. 
Нельзя не согласиться со словами К. Д. Ушинского « Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». Поэтому стараюсь, чтобы мои ученики имели прочные знания не только по предмету,  но и могли применить их на практике. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь правилом, что учитель должен научить учиться. Таким образом, учитель должен быть наставником, тьютером. А этого может достичь лишь учитель, обладающий педагогическим мастерством.  Учитель должен в совершенстве владеть педагогическими  технологиями, знаниями и способностями, коммуникативностью. Разделяю мнение К. Д. Ушинского: «Педагог живёт до тех пор, пока он учится» поэтому любой учитель-это всегда ученик.  Как сказал В. А. Сухомлинский: « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющее солнца знаний».  В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего   «я» в профессии. Можно выделить следующие составляющие моей педагогической философии:
1.    Это приоритет главных человечески ценностей: доброты, любви, справедливости, честности, требовательности, толерантности.
2.    Постоянный творческий поиск, самовоспитание и саморазвитие.
3.    Следование в профессии девизу «научить – учиться», помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться». 
Учитель - это образ жизни. Наверное, это и есть моя педагогическая  философия. Эту профессию должны выбирать люди, любящие детей, как сказал М. Горький: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».
 Мудрость власти педагога над личностью ребёнка, над коллективом  заключается в глубоком понимании всем сердцем того, что ребёнок всё время находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания. Как и любой взрослый человек, только гораздо более активно. Духовный мир учителя, его мысли, интересы, нравственные устои должны быть открыты для детей. Только такое искреннее доверие своего мира детям породит доверие ребят вам. Конечно, учитель мудрее, старше, но он такой же человек, с жизненными удачами и неудачами, со своими горестями и радостями. Ребёнок хочет быть с вами, быть вашим тогда, когда он вас любит, а любит тогда, когда верит вам. Значит, учитель должен, не играть роль честного, искреннего, умного человека, а быть и честным, и искренним и умным.                                                                                                                                               Жизнь учителя – это, прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединённый с его добротой и есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время очень трудно. В этом мне помогают электронные образовательные ресурсы.                                                                                                                     В конечном итоге «личность воспитывает личность». Воспитывать нужно личным примером. В этом и заключается «краеугольный камень» моей философии.                                         Все мы знаем фразу о том, что «ребёнок – это факел, который нужно зажечь». К сожалению, не всегда это возможно, но когда получается, учитель счастлив.                          У меня есть ученики, которым удалось передать этот факел. Я горжусь ими и понимаю, что годы в профессии прожиты не зря!