инновационные подходы в историческом образовании

Зюбина Марина Александровна

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, необходимы новшества. Таким образом, целью данной работы является анализ инновации в обучении истории. Целью педагогического опыта является всестороннее и гармоничное развитие личности, повышение самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности обучающихся.

Для достижения заданной цели ставятся следующие задачи:

  • Провести анализ нововведений в обучении истории,
  • Рассмотреть процесс внедрения инновационных технологий в практику техникума,
  • Раскрыть формы технологий интерактивного обучения, применяемые в учебной практике.

В ходе развязки поставленных задач использовались эмпирический и теоретический методы исследования: педагогические наблюдения, изучение педагогического опыта учителей инновационной ориентации, беседа, изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методологической литературы; синтез, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и исследовательских данных.

Основным инновационным подходом моего преподавания является интерактивная стратегия, при которой применяются следующие педагогические технологии:

  • Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Методы:

  • по форме работы обучающихся - групповые и индивидуальные
  • по месту изучения тем - проблемные и обобщающие
  • по форме деятельности - дискуссионные, аналитические
  • по степени самостоятельности познавательной деятельности - проблемно-поисковые и исследовательские

 Приёмы:

  • по содержанию - сравнение, занятие позиции, выявление альтернатив
  • по интересу - провокационные, изменение поведения
  • по оценке - тестирование, выбор ситуации
  • по форме - мозговой штурм, социологический опрос, использование ИКТ, сеть Интернет

Формы технологии интерактивного обучения, применяемые в учебной практике:

  • Проблемная лекция –

предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающимся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучающихся.

  • Семинар-диспут -

предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

  • Урок – суд истории -

Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса. В центре такого урока - рассмотрение идеи посвященной историческому событию, которое не однозначно оценивается в исторической науке. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке.

  • Метод case study - "разбор конкретных ситуаций” -

Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков:

ü  Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

ü  Практические навыки.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

ü  Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

ü  Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

ü  Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя.

ü  Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

  • Использование блок-таблиц и структурно-логических схем -

Готовясь к урокам, преподавателю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами.  Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Это помогает видеть ученикам весь исторический процесс сверху, свободно ориентироваться в историческом просторе, тратить меньше времени на усвоение знаний, а учителю дает возможность творчески овладевать новыми методами изложения. Для лучшего усвоения материала большими блоками, можно использовать графические изображения. Графические изображения учебной информации имеют разные названия:

ü  опорные конспекты - оформление учебного материала в виде системы опорных сигналов,

ü  опорные портреты - схемы - наглядные символы исторических действий группируются около имени исторического деятеля, создавая целостный образ исторического периода;

ü  структурно-логические схемы - схемы, с своеродным отображением плана, они состоят из таких же блоков, что и большие разделы плана - из элементов, которые есть подпунктами.

Логические схемы помогают выработать у учеников стойкие навыки логического построения ответа, сокращенно аргументировать защиту своей мысли, содействовать развитию культуры речи. Методика является перспективной и полезной во время работы над большими темами-блоками. Она дает возможность видеть весь исторический процесс, как целостность, закладывает в учеников начальные знания, на которых, далее, будет базироваться познавательный процесс.

В качестве примера рассмотрим сдвоенный урок по такой традиционно трудной теме как "Революционно-демократическое движение 1860-х - 1870-х гг."

 

 

 

 

Объяснение учителем нового материала:

Изобразительная поддержка:

Действия

обучающихся:

1. В конце 1840-х - начале 1850-х гг. самыми видными представителями революционно-демократического движения в России были А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Первоначально они придерживались западнических взглядов. Однако, уехав в эмиграцию, Герцен и Огарев разочаровались в западной действительности. Герцен выдвинул идею, что Россия сможет благодаря крестьянской общине прийти к социализму, минуя капитализм.

А.И. Герцен и Н.П. Огарев (фотография).

 

В процессе рассказа преподаватель задает обучающимся вопросы о Герцене и Огареве (о которых они уже узнали на предыдущих занятиях), о западничестве и славянофильстве как течениях русской общественной мысли 1840-х гг. Теория Герцена о возможности России прийти к социализму через крестьянскую общину фиксируется в тетради.

2. В Лондоне Герцен и Огарев создали Вольную русскую типографию. Газета "Колокол" и другие нелегальные революционные издания тайно провозились в Россию.

Первый номер газеты "Колокол".

Информация фиксируется в тетрадях.

3. Россия потерпела поражение в Крымской войне.

Парижский конгресс 1856 г.

Обучающиеся вспоминают ранее изученный материал: годы Крымской войны, причины и последствия поражения России, основные либеральные реформы, условия освобождения крестьян от крепостной зависимости

 

4. После поражения в Крымской войне новый император Александр II приступил к реформам. Важнейшей из них стало освобождение крестьян. Ослаб цензурный гнет, оживилась общественная жизнь.

Освобождение крестьян (1861 г).

5. Революционно настроенные деятели считали царские реформы недостаточными и грабительскими. Выразителем их настроений стал журнал "Современник", возглавляемый Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым и Н.А. Некрасовым. Была также создана подпольная организация "Земля и воля", которая вела работу по подготовке народа к восстанию.

Н.Г. Чернышевский,

Н.А. Добролюбов,

Н.А. Некрасов

(портреты).

Обучающиеся работают с разделом учебника, посвященным революционным демократам 1860-х гг., фиксируют основные положения их программы в тетрадях.

6. Надежды революционеров на крестьянскую революцию не оправдались. Движение пошло на спад, многие революционеры, в том числе и Чернышевский, были арестованы и сосланы. "Земля и воля" самораспустилась.

"Под конвоем" (историческая картина).

Обучающиеся размышляют над вопросом о том, почему не оправдались надежды революционных демократов на крестьянскую революцию (в качестве "затравки" для дискуссии можно привести известные слова Н.Г. Чернышевского "Русский народ - это нация рабов. Снизу доверху - все рабы").

7. В 1866 г. революционер Каракозов стрелял в императора Александра II, но промахнулся. Он был приговорен к смертной казни и повешен, правительство усилило репрессии.

Д.В. Каракозов

(портрет).

Фрагмент художест.фильма "Роман императора" про неудачное покушение на Александра II.

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях.

8. К началу 1870-х гг. главным направлением общественного движения стало народничество. Народники считали своей целью освобождение народа и построение справедливого социалистического общества. Либеральные народники рассчитывали достичь этой цели мирным путем. Революционные народники мечтали о ниспровержении существующего строя. Главную движущую силу революции они видели в крестьянах.

Русский крестьянин.

Обучающиеся фиксируют в тетрадях основные положения народнической программы, различия между революционными и либеральными народниками (в виде таблицы или схемы).

9. В 1870-е гг. преобладающее значение имело революционное народничество, тремя основными идеологами которого являлись М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, возглавлявшие соответственно анархическое, пропагандистское и заговорщическое течение в революционном народничестве.

Портреты М.А. Бакунина, П.П. Лаврова, П.Н. Ткачева.

Работа по группам (с помощью учебника, разбившись на группы, обучающиеся устанавливают особенности каждого течения).

10. В 1874 г. народники предприняли "хождение в народ" - масштабную акцию по распространению революционных идей среди крестьян. Однако народ оказался невосприимчив к революционной пропаганде. Полиция провела массовые аресты.

"Арест пропагандиста" (художник И. Репин).

Факт фиксируется в тетрадях. Обучающиеся комментируют картину, выявляют особенности действующих лиц, отвечают на вопросы, что постарался подчеркнуть художник, кому он сочувствует.

11. Для пропаганды революционных идей среди народа в 1876 г. была создана организация под старым названием "Земля и воля". Однако результативность этой пропаганды продолжала оставаться невысокой. В народнической среде обострились споры.

"Вечеринка" (художник В.Е. Маковский)

Работа с изображением: обучающиеся определяют социальное положение героев картины, предмет разговора.

12. В 1878 г. революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, желая отомстить за применение телесного наказания к политическому заключенному (студенту Боголюбову). Эта история произвела большое впечатление на народников. Многие увидели в терроре средство революционной пропаганды и дестабилизации власти.

Портрет В.И. Засулич.

Факт фиксируется в тетрадях.

13. В 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации - "Народная воля" и "Черный передел". Если чернопередельцы считали необходимым по-прежнему вести пропагандистскую работу, то народовольцы сделали ставку на террор.

Члены Исполнительного комитета "Народной Воли".

Обучающиеся с помощью изображения и учебника фиксируют основные положения программы "Народной воли", год ее образования, лидеров, главные политические акции.

14. Очень быстро народовольцы перешли от убийства отдельных чиновников к "охоте на царя". С.Н. Халтурин поступил на службу краснодеревщиком в Зимний дворец и устроил там большой взрыв. Царь уцелел благодаря случайности.

Портрет С.Н. Халтурина.

Факт фиксируется в тетрадях.

15.1 марта 1881 г. покушение на царя увенчалось успехом (следует более или менее подробный рассказ о событиях этого дня).

Картина "Покушение на Александра II. Взрыв первой бомбы".

Церковь Спаса-на-Крови, воздвигнутая на месте убийства Александра II.

Факт фиксируется в тетрадях. Работа с изображением: на что похож храм Спаса-на-крови, почему было выбрано именно такое архитектурное решение.

16. После убийства Александра II народного восстания, вопреки ожиданиям народовольцев, не произошло. Начались репрессии. Четверо видных деятелей "Народной воли" (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов) и непосредственный исполнитель теракта Н.И. Рысаков были повешены.

В зале суда.

Факт фиксируется в тетрадях.

17. Новый император Александр III отказался даже от ограниченных реформ своего отца. В общественном движении стали преобладать либералы и либеральные народники.

Портрет Александра III.

Обучающиеся размышляют над вопросом об исторической роли революционных народников.

 

 

Подводя итоги, можно сказать, следующее: проведение нестандартных уроков вызывают сильный интерес у обучающихся, заинтересовывают своей новизной, альтернативностью методических приемов. Эти дидактические находки позволяют расширить творческо-поисковые способности обучающихся, развивают альтернативность мышления и умение находить способы решения проблемных ситуаций. Также, они учат дискутировать, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение и способ мышления оппонента, давать объективную оценку ответам товарищей.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока, что требует профессионализма и опыта преподавателя: Необходимо обладать менеджерскими способностями, чтобы организовать интерактивные уроки грамотно, ненавязчиво управлять учебным процессом.