ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Наумова  Татьяна Геннадьевна
Статья представляет собой публичное выступление на региональной научно-практической конференции, посвященной 700-летию Сергия Радонежского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Краснозаводский химико-механический колледж»

Статья

 для публичного выступления на региональной научно-практической конференции на тему: «Великий строитель нашего нравственного порядка»

(к 700-летию Сергия Радонежского)

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Автор:

 преподаватель экономических дисциплин

______ Т.Г.Беспрозванных

                                                                                 

Краснозаводск 2014

 "Отсутствие воспитания есть корень всякого зла"

А.С.Пушкин.

На современном этапе развития российского общества требования, предъявляемые к выпускникам профессиональных образовательных учреждений и определяющие социальный заказ государства на представителей данных профессий, довольно высоки. Это относится не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к профессионально-значимым качествам личности, в том числе к ее моральным принципам. Так, в «Концепции модернизации российского образования до 2025 г.» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. В национальной доктрине образования Российской Федерации приоритетное место отведено духовно-нравственному здоровью подрастающего поколения. В этих условиях особую ценность представляет моральная позиция специалиста.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Проблема духовно-нравственного развития личности  приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня в России данная педагогическая проблема  начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики. Об этом свидетельствуют и принятый новый закон «Об образовании», и недавние встречи президента В.В.Путина в Краснодаре, где  на совещании с представителями общественности президент РФ отметил: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Следует отметить, что проблема духовно-нравственного воспитания молодежи в различных областях современной науки находится в ряду наиболее сложных и наименее изученных по тем причинам, что связано с областью субъективной, т.е. с личностью: с влиянием на ее структурные элементы – чувственно-эмоциональную, мотивационную, ценностно-ориентированную, мировоззренческо-смысловую стороны жизни личности;  с высшими ее ценностями. Данные же направления сами по себе являются сложными научными проблемами  и в теории и практике не имеют однозначного толкования.

Что мы сегодня знаем о молодежи? Россия 1990-х – это общество, в котором формировался характер нынешних молодых людей. Да, оно было свободным, но диктовало новые, непривычные и очень жесткие "правила игры". Напрашивается аналогия из большого спорта, где молодые люди ориентированы на максимальный результат, от которого зависит их карьера и благосостояние. Те, кому не удалось его достичь, вынужденные сойти с олимпийской дистанции, как правило, переживают это как настоящую трагедию, не видят для себя места в жизни, ощущают себя "потерянным поколением". Эпитет "потерянное поколение" слишком часто прилагается средствами массовой информации по отношению к большей части современной молодежи. Уровень духовности и нравственности нашей молодёжи сегодня заметно понижается. Отсутствуют важные моральные принципы, появилось большое количество асоциальных субкультурных молодёжных направлений, которые притягивают школьников, студентов и приводят их к деградации умственной, интеллектуальной и духовной. Наряду с такими качествами как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм тесно уживаются грубость, равнодушие, лень, самоуверенность.

Решать задачу духовно-нравственного воспитания в современных социально-экономических условиях  нелегко еще и потому, что  сказывается негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Об этом свидетельствуют статистические данные по России (4 миллиона наркоманов, 700 тыс. сирот, 2 млн. детей неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях, ежегодно пропадает более 30 тысяч детей. Более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей, вследствие увеличения числа разводов, постоянно растет число исков о лишении родительских прав, на учете в милиции сегодня состоит 15 тыс. родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей). Негативные процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса в нашем обществе, чрезвычайно затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью.

     Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

В этом году исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, игумена и чудотворца земли Русской – величайшего подвижника среди русских святых, прославленных Богом. Уже много столетий со всех концов земли идут к раке с мощами Преподобного Сергия люди как к наставнику и духовному пастырю, у которого можно получить ответ на самые важные вопросы, испросить помощи в сложных жизненных обстоятельствах.

Как свидетельствует житие святого, Преподобный Сергий всеми своими делами свидетельствовал окружающим, что жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

Духовное влияние и наследие Преподобного Сергия пережило его земное бытие. Имя угодника Божьего из исторического воспоминания сделалось образцом деятельного служения Богу и Отечеству, с ним связано нравственное возрождение нашего народа, благодаря которому стало возможным и укрепление государства.

В контексте современных тенденций, охвативших западный мир и оказывающих сильное влияние на настроение умов в России, память о наследии Преподобного Сергия является крайне востребованной.

Преподобный Сергий Радонежский является примером жертвенного служения Церкви Христовой и Отечеству. Любовь к Богу, редкое трудолюбие, неустанное стремление к молитве и доброделанию – качества, присущие Преподобному Сергию, притягивали в обитель тех, кто, вдохновившись его примером, возгорался желанием следовать за Христом.

Просветительские идеи Преподобного Сергия Радонежского имели неразрывную связь с его иноческим служением Святой Троице.

Одна из ключевых педагогических идей Преподобного Сергия заключалась в необходимости гармоничного развития личности, а это невозможно без развития человека на всех трех уровнях: духовном, эмоциональном и телесном. Разностороннее, гармоничное развитие человека возможно лишь при условии непрерывного совершенствования, происходящего на каждом уровне.

Стремясь к наиболее полному раскрытию своих сущностных сил, человек, согласно взглядам Преподобного Сергия, становится на путь духовно-нравственного восхождения. Для того, чтобы движение по этому пути было ровным, целенаправленным, человеку, по мысли подвижника, необходима опора на опыт, накопленный предыдущими поколениями, - опыт, постичь который можно лишь на основе книжного образования, изучения культурно-исторических традиций родного народа, осмысления нравственных устоев своих предков.

Как эти идеи можно связать с современным образованием?  Одна из актуальных задач современного образования – ориентация обучающихся на вековые ценности, на те нравственные идеалы, которые в силу различных исторических обстоятельств в течение длительного времени либо целенаправленно искажались, либо предавались забвению.

Чтобы решить эту задачу, преподавателям и воспитателям необходимо восстановить утраченные связи с духовным наследием прошлого, помочь современной молодежи в изучении и осмыслении многовекового опыта, накопленного нашими предками, строившими и созидавшими Российское государство.

Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Ведь подлинное величие России в мире, ее признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии; кстати, их элементы применялись и в советский период.

Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

 - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

 - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

 - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

 - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Однако, нельзя говорить о тотальном исчезновении нравственности, но современное состояние морально-нравственных принципов подрастающего поколения заставляет задуматься о повышении уровня нравственного воспитания и о возможности сохранения единого культурного и образовательного пространства.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Особую роль играют занятия по отечественной истории. Именно осознание своей связи с тем великим прошлым, с теми незабвенными подвигами наших отцов и дедов, могут дать прививку против современной массовой культуры, агрессивного культа потребления. Постижение исторического пути предков поможет обучающимся обрести устойчивые идеалы, веру в неисчерпаемые возможности своего народа, разбудит в них созидательные силы, потребность к творческому, коллективному труду, послужит мощным толчком к развитию чувства духовной преемственности и сыновней верности.

Одно из основных условий восстановления духовной связи между подрастающим поколением и историческим прошлым состоит также в знакомстве школьников с лучшими образцами отечественной литературы. Философ, Н.А. Бердяев писал: «…В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры». Изучая русскую классическую литературу, обучающиеся постигают смысл таких понятий, как добро, справедливость, совесть, жертвенность, любовь, милосердие, становясь на путь христианского мироосмысления, на путь исповедования вечных, непреходящих ценностей; только на этом пути обучающиеся смогут выработать в себе прочную духовную основу – главный критерий истинной нравственности, внутреннюю защиту от негативных внешних воздействий со стороны окружающей действительности. Прививая учащимся понятие о высоких нравственных категориях, преподаватель-филолог должен одновременно следить и за тем, насколько бережно его воспитанники относятся к родному языку, насколько высоко развита у них культура речи.

Важная роль в духовно-нравственном воспитании учащихся должна отводиться урокам краеведения. Изучая родной край, его историю, достопримечательности, его географо-климатические особенности и природные ресурсы, обучающиеся должны обрести понятие о малой родине - понятие, являющееся ключом к первоначальному знанию о своем Отечестве в целом.

Согласно воззрениям Преподобного Сергия, именно целостное представление о родине составляет основу патриотического сознания, является началом, сплачивающим людей в единую нацию.

        Одним из основных факторов, оказывающих воздействие на процесс формирования чувств и всей личности в целом, является окружающая человека среда. Если эта среда суетна, порочна, душа человека, подвергаясь негативным воздействиям извне, наполняется грубыми, низменными чувствами; и наоборот - если человек находится в постоянном общении с миром, где царят красота, гармония, спокойствие, в его душе пробуждаются благотворные, возвышенные чувства.        Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой. Преподаватель должен стремится к тому, чтобы обучающиеся осознали, что природа - это не вечный источник, удовлетворяющий потребительские запросы человека, - это огромный живой организм, с которым необходимо научиться сотрудничать: не подчинять его себе, бездумно расточая скрытые в нем ресурсы, а жить с ним в согласии, оберегая, облагораживая его своим трудом. Важнейшее условие такого осмысления природы - постоянная, систематическая работа студентов, направленная на творческое сотрудничество с окружающим их миром. Эта работа может выражаться в научно-исследовательской деятельности обучающихся, в их литературном, изобразительном творчестве, в их труде, направленном на охрану окружающей среды, на благоустройство прилегающей к колледжу территории, участие в акциях «Студенческий лес» и др.

Еще одним фактором, оказывающим мощное воздействие на психоэмоциональную сферу человека, является искусство, и прежде всего основные его виды - музыка, живопись, литература. Общение человека с искусством - это одно из основных условий обогащения его духовной культуры, его гармонического, всестороннего развития.

        Преподобный Сергий полагал, что искусство, в котором человек прославляет высшие ценности и добродетели, обладает великой поучительной силой: оно дает  людям зримые ориентиры, к которым необходимо стремиться, пробуждает в их душах высокие помыслы, способствует искоренению пагубных страстей.

Ориентируя обучающихся на лучшие образцы человеческой культуры, преподаватели должны прививать воспитанникам мысль о том, что сущность подлинного творчества всегда определяется неразрывным единством трех понятий: Истина, Добро, Красота; обучающимся необходимо усвоить, что Красота без Истины или без Добра - не Красота, а только красивость, производящая обманчивое впечатление и являющаяся не истинным, а ложным идеалом. Что именно такое представление о творчестве, об искусстве было у Преподобного Сергия Радонежского: воспитывая в учениках любовь к творческому, созидательному труду, подвижник учил их “тихому деланию”, проникнутому не мечтами о славе и почестях, не самолюбованием, а внутренним светом христианской веры, добротой и заботой о людях.

        Процесс духовно-нравственного восхождения человека невозможен без его физического совершенствования. Вся жизнь Преподобного Сергия, наполненная каждодневными крестьянскими заботами и трудами, является наглядным подтверждением этой истины. Ведя трудовую жизнь, Преподобный Сергий резко осуждал праздность и требовал, чтобы каждый из иноков овладевал каким-либо ремеслом. Сегодня преподавателям образовательных учреждений и родителям необходимо осознать, что физическое воспитание - это не только важнейшее условие укрепления здоровья молодежи и подрастающего поколения, но и залог их духовно-нравственного роста: приобщение к физической культуре помогает обучающимся выработать в себе нравственные качества (смелость, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, способность сопереживать, стремление поддержать товарища) и воспитать эстетическое сознание, связанное с осмыслением красоты человека, с ориентацией на гармоничное развитие своих внутренних сил.

        Чтобы физическое воспитание содействовало духовно-нравственному совершенствованию обучающихся, им нужно привить мысль о том, что цель телесного развития человека нельзя видеть лишь в наращивании мускулов и обретении необычайных способностей, - эта цель должна иметь прежде всего нравственный смысл, заключающийся в ориентации человека на здоровый образ жизни и повышение трудоспособности, на выработку общественно полезных качеств и умение работать в коллективе.

Важную роль в процессе духовно-нравственного становления человека играют его взаимоотношения с окружающими людьми. Для подростка    большое значение имеет характер его общения со сверстниками. Общаясь друг с другом, подростки стремятся реализовать свою потребность к самовыражению, к утверждению себя в коллективе товарищей: как правило, каждый из них старается заинтересовать собеседников своим любимым занятием, привлечь их к своим проблемам. Если влияние сверстников на подростка окажется благотворным, то общение с друзьями будет способствовать его нравственному росту, если же это влияние будет иметь негативный характер, то процесс развития  подростка примет антивоспитательную направленность. Поэтому систематическое наблюдение за развитием отношений внутри коллектива обучающихся является одним из важнейших направлений в деятельности преподавателя. Обучающиеся, являющиеся членами формирующихся юношеских организаций, объединяются в единое содружество на основе стремления к общим целям: для одних - это содействие в восстановлении памятников архитектуры, для других - создание фермерских хозяйств, для третьих - изучение и освоение народных ремесел, забота о природе и т.д. Сегодня наиболее активно действуют экологические, милосердные, культурологические объединения (“Древо жизни”, “Детский орден милосердия”, “Мир красотой спасется”, “Зеленый мир” и т.д.). Возрождаются объединения, существовавшие в до- и послереволюционной России: скауты, пионеры, религиозно-патриотические организации.

Сегодня        сама жизнь постоянно подсказывает все новые и новые формы работы. В современной практике можно выделить семь основных направлений работы, в рамках которых осуществляется реализация опыта духовно–нравственного воспитания:

1. Научная и образовательная деятельность с целью православного просвещения в студенческой молодежной среде.

В первую очередь, это научно-практические конференции, тематические пленарные заседания, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, тренинги, секции по педагогике, психологии, семейному воспитанию, работе воскресных школ, патриотическому воспитанию, влиянию СМИ и др.

2. Информационная и издательская деятельность, в процессе которой осуществляется издание ежегодных научных сборников по результатам проведенных научно-практические конференции, а также монографий преподавателей по вопросам диалога отечественных светской и церковной образовательной традиций. Осуществление православных интернет-проектов.

3. Праздничная культура - внедрение церковных праздников в студенческую среду. (Татьянин день, Крещение Господне, Сретенье, Масленица, Пасха и др.) при участии театральных коллективов вузов, молодежных клубов и воскресных школ.

4. Культурно-Просветительские Поездки по святым местам нашей Родины. Поездки и походы к святыням нашего Сергиево-Посадского района,  Москвы, а также далеких городов. Например, Хотьковский Покровский женский монастырь, Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, Малинники, Радонеж, Ахтырка, патриаршее богослужение в Московском Кремле.

Как показывает опыт, именно такая форма объединения культурно-познавательной экскурсии с паломничеством является для сегодняшних студентов наиболее оптимальной. Каждая поездка готовится преподавателями, студентами с использованием элементов паломничества, научно-педагогических исследований, психологических тренингов, творческих конкурсов, спортивных игр.

5. Социальная работа студентов, направленная на организацию добровольческой помощи в разных сферах современной жизни (волонтерская работа студентов).

В течение учебного года студенты могут проводить шефские концерты в больницах, в детских домах и др., принимать участие в городских волонтерских программах, выставках, обучающих семинарах.

6. Студенческий дискуссионный клуб.

Ведь студенты - это часть общей молодежной субкультуры, и тесное сотрудничество людей с разным мировоззрением, с близкими, или отличными от других взглядами на жизнь, на смысл жизни, на нравственные ценности – дает толчок к духовному и интеллектуальному возрастанию. Присутствие на встречах преподавателей, общественных деятелей, представителей творческой интеллигенции, старших офицеров, священников способствует необходимости прислушиваться к их мнению, разбираться в понимании людьми старшего поколения тех или иных проблем.

7. Работа клубов и центров духовно-нравственного просвещения.

Где проходят встречи со священнослужителями, интересными людьми, читается акафист, работают молитвенные комнаты и библиотеки духовной литературы, проводятся работы по восстановлению домовых храмов. Так, например, в  рязанском военном училище создан клуб духовно-нравственного возрождения «Пересвет».

Известно, что для полноценной реализации духовного потенциала современных студентов процесс духовно-нравственного воспитания не может представлять собой набор тех или иных мероприятий. Это - ежедневная кропотливая работа по созданию именно системы духовного воспитания.         

Подводя итог можно сделать вывод, что духовно –нравственное воспитание в среднем специальном учебном заведении возможно при:

- оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов;

- разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;

- сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;

- создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

       

        

Список литературы

1. Государство и дети: реальности России. Материалы международной научно-практической конференции. М., 1995.

2. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского./Сост. Архимандрит Никон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.

3. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя. /Под ред. М.Ф.Овсянникова. - М., 1983.

4. Опыты православной педагогики. /Сост. А.Стрижев, С.Фомин. - М., 1993.

5. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 1996.

6. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х томах. - М., 1992.

7. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии.//Педагогика. 1992.№№7-8.

8. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб., 1994.

9. Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого./Сост. Н.В.Давыдова. М., 1993.

10. Религии мира: Пособие для учителя./под ред. Я.Н.Щапова. М., 1994.

11. Сергий Радонежский: сборник./Сост. В.А.Десятников. М., 1991.

12. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М., 1990.

13. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М., 1996.

14. Троице-Сергиева Лавра./Сост. И.Просвирнин. М., 1987.

15. Троицкий В.Ю. Путь к доброделанию.//Держава 1997. №1.

16. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге./Под общей ред. Е.Белозерцева. - М., 1994.

17.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, 2009.

18.Концепция воспитания и развития студентов www.spb-nmt.ru/ konc.htm147 KБ

19.Синенко В. Я. Сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи. Новосибирск. 200

20.Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России» - педагогика. – 2008. - №9.-с. 4(статья)

21.Киселев А.Ф. «Педагогика».-2008.- №9.-с.22-23(статья)

22.Колесников И.А. «Воспитание духовности и нравственности в эпоху  глобальных перемен» - Педагогика -2008-№9-с.25(статья)

23. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания), Москва, 2000 http://www.zavet.ru/molszd1.htm

http://spas-andreevka.ru/news/vnevremennoe-nasledie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/

www.stsl.ru/.../nravstvennye-uroki-prepodobnogo-sergiya-radonezhskog...

www.ortgymnazy.ru ›

www.verav.ru/biblio/dissert/diss/karunin.doc

https://mospat.ru/ru/2014/01/28/news97509/‎