Мотивация к учебе у школьников.

Полянская Галина Викторовна

Представление о мотивации  возникает при попытке объяснения , а не описания поведения. Это поиски ответов на вопросы "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?".Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ не вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация

Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели. Особый раздел теории мотивации, изучение особенностей мотивированного поведения в специфически организованной учебной деятельности, когда познавательная активность подвержена управляемому воздействию со стороны педагога. На современном этапе развития педагогической психологии определено психологическое содержание понятий учебная мотивация и учебный мотив, представлен целый ряд классификаций учебных мотивов, разработаны методы диагностики структуры учебной, мотивации, сформулированы положения относительно условий и путей ее формирования и коррекции. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.
Физиологическим предком и основой познавательной мотивации является ориентировочный рефлекс, открытый Павловым. То есть, что уже на уровне животных мы сталкиваемся с проблемой познавательной мотивации. По словам Е.Н. Соколова, чем совершеннее устроено животное, тем совершеннее становится его ориентировочная реакция, «тем любопытнее оно становится».В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные  стороны: побудительная  и  регуляционная.  Побуждение  обеспечивает   активизацию   и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как  оно  складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические  процессы,  явления  и состояния: ощущения, восприятие, память,  воображение,  внимание,  мышление, способности,  темперамент,  характер,   эмоции  -  все  это  обеспечивает  в основном,  регуляцию  поведения.  Что  же  касается  его   стимуляции,   или  побуждения, то оно связано с понятиями мотива  и  мотивации.  Эти,  понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях,  намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах,  которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении  деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех  понятий,  которые используются  в  психологии  для  обеспечения  и  объяснения   побудительных моментов в поведении человека, самыми  общими,  основными  являются  понятия мотивации и мотива. Мотивация   поведения   человека    может    быть    сознательной    и бессознательной. Это означает, что  одни  потребности  и  цели,  управляющие поведением человека,  им  осознаются,  другие  нет.  Многие  психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков,  мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно  таковы,  какими  они кажутся.

Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива. Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание результатов деятельности, понимание ее смысла, свобода творчества. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте. Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости установок, ценностных ориентации, намерений". В качестве основных функций мотивов выделяют следующие: побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность; направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижение конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива; регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.  Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности. Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Основными  характеристиками мотивов являются следующие:

1) наличие личностного смысла учения для ученика. В таком случае говорят, что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ученика, т.е. придает его учению личностный смысл.

2) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка. Действенность мотива тесно связана с первой характеристикой - личностным смыслом учения. Ибо если мотив имеет личностную значимость для школьника, то он, как правило, является и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности. Если тот или иной мотив не оказывает реального влияния на ход учения, хотя ребенок может назвать этот мотив, психологи говорят о «только знаемых» (А.Н. Леонтьев) мотивах, учения. Чаще всего «знаемые» мотивы сообщаются школьнику взрослыми - учителем, родителями, а реально действующие мотивы возникают как результат фактического включения школьника в различные виды деятельности;

3) место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным. Конечно, надо стремиться к тому, чтобы доминирующими у школьника стали зрелые виды социальных и познавательных мотивов - мотивы долга перед обществом и окружающими людьми, мотивы самообразования и самовоспитания;

4) самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т. е. как внешний. Например, у школьника может присутствовать мотив овладения новыми способами добывания знаний, но он актуализируется только при напоминании учителя, при создании им соответствующих учебных, ситуаций. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, его побуждения к деятельности. С другой стороны, побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив у ученика не актуализируется, то можно говорить о том, что этот мотив пока является внешним для ученика.

Роль соревнования в повышении силы мотива наиболее отчетливо проявляется в спорте, и неслучайно основные факты, подтверждающие это, получены при изучении психологами именно данной сферы деятельности человека .Соревновательная мотивация если - и исследована, то в основном в контексте организации спортивных состязаний, а соревнования связанные с конкуренцией в интеллектуальных и информационно-специфических областях знаний - пока еще лишь изредка становятся предметом психологического анализа.  Однако, совершенно очевидно, что мотивы, которые двигают различными учащимися при участии в соревновательных мероприятиях - разные. Кто чаще всего становится победителем? Какие факторы становятся барьером на пути к успеху? Как организовать предметную олимпиаду или конкурс, так, чтобы максимально снизить риск соревновательного стресса? К сожалению современная психолого-педагогическая наука чаще всего не дает ответы на эти и другие сопряженные вопросы. Результат соревновательной учебной деятельности целесообразно рассматривать с четырех взаимосвязанных сторон: социальной (важность и значимость для общества и ребенка, сближение между людьми, престиж страны и коллектива, демонстрация беспредельных возможностей человека, развитие творческой активности, искусство самовыражения и эстетическое воспитание личности, формирование потребности в здоровом образе жизни), биологической (сохранение и приумножение здоровья, адаптация к экстремальным условиям, уточнение резервных возможностей организма, совершенствование функций и систем человека с целью противодействия неблагоприятным условиям среды), педагогической (формирование личности, демонстрация новых, оригинальных элементов и связок, занятое место, выполнение разрядных нормативов) и психологической (повышение психофункциональных возможностей, противостояние стрессовым факторам, общение, развитие эмоционально-волевой сферы в процессе подготовки и участия в соревнованиях). Рассмотрение соревновательной мотивации как значимой составляющей мотивационно-динамической сферы личности подростка позволяет выявить следующую схему взаимодействия познавательной, учебной и соревновательной мотивации. К наиболее распространенным видам соревновательной (состязательной) учебной деятельности относятся предметные олимпиады, которые в нашей стране имеют богатую историю. Познавательная активность в условиях предметной олимпиады трансформируется. Достижение мотивационного оптимума в такой деятельности реализуется через преодоление смыслового барьера в ситуации столкновения смыслов субъекта соревновательной деятельности и смыслов, раскрываемых в процессе присвоения условий конкурентной деятельности, различающиеся по степени полноты, освоенности, а также содержательно, определяя разную специфику мотивационных инициаций. В самой цели всегда существует предметный план (трансформирование предметного содержания деятельности в специфическом соревновательном контексте) и личностный план (отношение личности к ситуации, личностный смысл участника) и они тоже деформируются соревновательным контекстом. В связи с выделением соревновательной мотивации как специфической составляющей познавательной, мотивации школьников, появляется необходимость в отборе наиболее информативных методов ее изучения. Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость. Мотивация - процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения и в условиях конкурентного взаимодействия эта деятельность, безусловно имеет свою специфику. Достаточно продуктивным для изучения соревновательной мотивации может быть подход, основанный на выделении позитивных, по своей сути, мотивов и негативных, при этом под позитивными понимаются те мотивы, которые «работают» на личностное развитие, а негативные те, которые становятся на этом пути барьером. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного и положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. В основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий.