Публичное представление педагогического опыта

" Синтез искусств в развитии творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balakhonova_publichnoe_predstavlenie_2.docx69.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя изобразительного искусства

Балахоновой Марии Дмитриевны

Синтез искусств в развитии творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

1. Актуальность и перспективность педагогического опыта

        Главной целью работы учителя изобразительного искусства, по-моему, мнению, является – формирование художественной культуры школьников в контексте различных видов творческого познания действительности.

    На протяжении всей истории человечества изобразительное искусство в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования социально – ценностных, созидательных параметров личности. Испокон веков наша Земля была гигантской   творческой, изобразительной мастерской. Изобразительное искусство рассматривалась как часть мировоззрения, подчиненная всеобщим законам Вселенной: « Законы Вселенной – законы искусства» (Маркетто Падуанский). Накопленный многовековый опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании существующей реальности. « Без искусства ни одно учение не может считаться совершенным» (З.Кодаи).

      Объектом изучения на уроках является искусство, во вне узкой предметно – деятельной направленности. Навыки и знания не должны быть самоцелью, они – средства и условия развития личности ребенка, а искусство – форма проявления его жизнедеятельности.

     Выше сказанное определяет следующие цели уроков изобразительной деятельности:

  1. Всестороннее развитие творческого потенциала школьника и на этой основе формирования его эстетической культуры.
  2. Раскрытие преобразующей силы изобразительного искусства и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.
  3. Овладение образным языком изобразительного  искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения внутренней сущности искусства, взаимосвязи ее со смежными искусствами – литературой, музыкой, театром и др.
  4. Постижение сущности изобразительной, творческой деятельности,  через различные виды искусства.

     

      Намечаными целями обусловлены задачи уроков ИЗО– как уроков искусства, уроков творчества:

  1. Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства, как умения вступать в особую форму духовного общения  с содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.

Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников.

  1. Осуществление художественного познания мира учащихся через собственную созидательную деятельность.
  2. Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства. Обобщение как «средство объединения явлений по общим и существенным свойствам» (Л.С.Выгодский) – универсальное для всех видов познания и творчества.
  3. Развитие совокупности качеств восприятия и оптимизации навыков целостного и динамичного охвата явлений искусства.  

Под целостным художественным восприятием понимается отражение существенных свойств и признаков произведений искусства, нацеленное на активное осознание внутренних связей между различными видами творчества.

  1. Развитие образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира, поскольку именно образное мышление развивает у ребенка понимание эстетической разноплановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового, неординарного решения жизненных проблем.
  2. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации творческого опыта школьников и выработки критериев осмысления явлений действительности.

   Педагогической находкой считаю идею комплексного освоения искусства, которое в настоящее время приобретает особую актуальность. При том дефиците духовности, сложившимся в нашем обществе, считаю необходимым развивать духовный мир учащихся всесторонне и полно.

    Музыка, литература, изобразительное искусство – эти виды искусства на уроке  ИЗО целостны и неразрывны.

«В школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоения человеком мира» (М.Коган).

   Считаю, что комплексный урок искусства – урок будущего.       Современное общество требует человека с развитым логическим                            и разным мышлением, т.к. знания имеют границы,                                                         а воображение безгранично. И если мы будем гармонично развивать личность, то мы увидим и новых Ломоносовых, и Леонардо да Винчи.
Время требует от нас нового творческого подхода к проблемам художественного образования, подталкивает к поиску новых форм, путей и методов эстетического воспитания. Хочется верить, что мы сможем приблизить ребят к такму пониманию искусства.

2. Концептуальность педагогического опыта

      Синтез искусств открывает новые пути гуманизации современного образования, духовного воспитания школьников и интегрированного обучения. Гуманизация - это признание ценностей человеческой личности, а гуманитаризация - это интерес к природе человека, его бытию, сознанию.
   В художественном образовании проблема взаимодействия искусств отразилась в концепциях преподавания изобразительного искусства и  музыки (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский). Идея необходимости введения разных видов искусств в процесс музыкального, художественного, хореографического образования прослеживается в трудах таких авторов, как Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.М. Баженова, Л.В. Горюнова, Н.Л. Гродзенская, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Николаева, Н.Н. Ростовцев, С.Т. Шацкий и др.

    На своих уроках основным считаю, что процесс общения с изобразительным искусством является процессом ее поэтапного познания.  

    Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.

     Видный теоретик культуры  П.Флоренский считал высшей задачей синтеза  искусств  слияние их не в начальной, а в конечной точке в Большое искусство. Но самое главное - это сам ребенок, изучение художественных проявлений которого и является основной задачей педагогики.
Еще  Ромен  Роллан  говорил:  "Границы  отдельных  видов  искусств    отнюдь не столь абсолютны, как это полагают теоретики                        искусства, ежеминутно переходят одно в другое, один                                          род искусства находит свое продолжение и завершение в другом".

     Причастность к самостоятельному ( индивидуальному и коллективному ) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества – способности к преобразовательной деятельности. «Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (А.Леонтьев).

           Как известно, под творчеством понимается деятельность человека, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение материальных и духовных ценностей. Однако эта формулировка относится по существу к результату, а не к характеру деятельности и не учитывает ее полифункциональность. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.

         Что же такое творческий потенциал личности? Это – чувство нового, система знаний, убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека, это высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями.

        Ничто так не учит ценить неповторимость окружающего, как опыт эстетического переживания, который неотделим от нравственного в широком смысле этого слова. В переживании как эмоционально - образном отражении мира предмет и чувства, образ и идеал сопрягаются воедино, вызывая, по словам А.Толстого, дивную красоту образов. В искусстве переживание – «глубина проникновения» (М.Бахтин) – становится сопереживанием, оно способствует формированию мировоззрения, наполняется морально-этическим содержанием. Страдая и радуясь вместе с любимыми героями, мы «очеловечиваем» собственные чувства, совершенствуем свои восприятия и оценки. Познание и утверждение жизненных ценностей, воспитание личности человека невозможно без эстетической проникновенности. В эстетическом переживании оживают все духовные силы и чувства человека, его творческие способности.

           Как считал Ф.М.Достоевский; не только чтобы создавать, но и чтобы приметить факт, нужен тоже в своем роде художник.

          Целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, присутствие, отождествление, соучастие и т.д. Механизмы переживания требуют эмоционального духовного напряжения, творческих усилий со стороны человека. Именно поэтому сам принцип проведения урока изобразительного искусства пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьников.

          Результатом, характеризующим восприятие искусства как творческой деятельности, являются интерпретация произведения, проявление своего отношения к нему, включенность его в контекст жизни и реального опыта личности. На высших уровнях в качестве примеров творческих результатов восприятия искусства можно привести литературные прочтения различных музыкальных творений Л.Н.Толстым, К.Г.Паустовским, Т.Манном, Б.Л.Пастернаком, музыкальные  по своей сущности полотна П.Пикассо, И.Левитана,  А. Саврасова и др. Результатом творческой деятельности при восприятии искусства являются оригинальные видения и слышания художественных произведений, « эмоциональный диалог с эмоциональным содержанием художественного текста», способность к обобщениям, сравнениям, к ассоциативному, художественному синтезу впечатлений, установление жизненных связей, проекция своего «я» в содержательную сферу явлений искусства.

На уроках прослеживаются следующие этапы:
1. Выделяется общий образ.
2. Дается искусствоведческий комментарий.
3. Анализируются средства художественной выразительности по всем видам искусства.
4. Творчество учащихся.
                                                                                                         Цели уроков:
1.  Изучение программного материала шире, глубже, это дает возможность показать образ с разных сторон.
2.  Соединить в восприятии ребенка локальные знания по каждому предмету искусства в целостную картину мира.
3.  Научить детей мыслить масштабно .

4.  Способствовать формированию широкого "гуманитарного мышления".
5.  Научить эмоционально-смысловому анализу музыкальных произведений во взаимосвязи с изобразительным искусством, литературой.
6.  Развить художественное познание учащихся через собственную художественно-творческую деятельность.
                                                                                                   Решаются задачи: 
1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала.
2.  Активизация эвристического мышления и познавательной деятельности.
3.  Влияние изобразительного искусства на внутреннюю сферу человека, на   его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы.
4.  Овладение образным языком изобразительного искусства посредством усвоения знаний, формирование умений и навыков с целью постижения сущности изобразительного искусства,  взаимосвязи ее со смежными видами искусства -литературой, музыкой, театром.
5.  Постижение сущности интонации изобразительного искусства, ее драматургии через различные формы творческой деятельности.

3. Наличие теоретической базы педагогического опыта

    В 80-е годы ХХ века педагогический аспект проблемы взаимодействия искусств разрабатывался Б.П. Юсовым. Этим же автором впервые был использован термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса (Б.П. Юсов). Учеными научной школы Б.П. Юсова утверждалось, что единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов, т.е. одновременного возникновения интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке, музыкальной фразе и т.п. (Е.П. Кабкова).

      Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся, самостоятельных видов искусства. Синтез искусств — это результат взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую реальность. Всеобщей закономерностью синтеза искусств является противоречие, конфликт, преодоление.

     Принципиальным основанием синтеза искусств как художественного творчества стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. Синтез искусств необходимо понимать в двух смыслах:

     1) как историческую категорию, отражающую содержание художественных целостностей, сложившихся на определенном этапе развития искусства в результате постоянного процесса интеграции (наряду с процессом дифференциации);

     2) как вполне определенную целостность, доступную созерцанию и анализу.

    Синтез искусств все время расширяется, что в свою очередь предоставляет художественному творчеству новые возможности и резервы в освоении мира, в эстетической организации среды обитания человека, в создании качественно новых духовных ценностей.

     Изучение различных видов искусств, занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствует решению общего психологического, творческого развития личности ребенка, развития его способностей и индивидуальности и, конечно, формирования эмоционально-эстетического отношения к действительности.

    Комплексный подход к современному учебному процессу означает, что эстетическое воспитание, воспитание искусством должен осуществляться путём поиска взаимосвязей, взаимодействия трёх основных видов искусства.

    В сближении живописи музыки, литературы я вижу дополнительные возможности эстетического воспитания, формирования художественного вкуса школьника. Обнаружение связи между искусствами, на первых порах пусть самой элементарной, привлекает внимание учащихся и побуждает к сравнению, пусть даже неосознанному.        

   Школьники сравнивают прочитанную литературу с фильмами, телепередачами, они могут заметить общность тем, сюжетов, средств выразительности при посещении картинной галереи, выставок, при слушании музыки. Задача школы – сделать сравнительный анализ различных искусств системой. Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных учащихся предполагает развитие у них чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

     Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания. На уроках, где используется интеграция и синтез искусств, органично сочетаются знания по литературе, истории, театру, изобразительному искусству, но зерном таких уроков является музыка, а взаимодействие искусств необходимо для более полного раскрытия образа и для установления на уроках обратной связи, т.е. учащиеся слушают музыку и передают возникшие чувства посредством слова (рассказ, стихотворение, сочинение), красок (создают картины), сочиняют музыку на свои стихи или на стихи известных поэтов, на музыку пишут стихи.

4. Ведущая педагогическая идея

Работая над проблемой целостности искусства, предполагаю, что ребенок никогда не поймет того, что оторвано от жизни человека. Делая первые шаги в Мир Искусства, ребенок практически все пытается сравнить со своими собственными ощущениями. И если ему не помочь, то исчезнет самое главное – связь с жизнью.

    Изучая художественные произведения (картина,скульптура) нужно помнить, что изобразительное искусство вызывает положительные эмоции. Этого достигнуть помогает преподнесение материала различными способами. Особенно помогают – философские рассуждения о судьбе, красоте и правде, добре и зле, когда дети, высказываясь, опираются на свой жизненный опыт. Очень часто история создания произведения, исторические события вызывают огромный интерес у учеников.

    Синтез искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь во взаимосвязи друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренний мир самого ученика.

Каждый человек несет в себе частичкуискусства, и главное, чтобы эта частичка была неотъемлемой частью души Человека.

5. Оптимальность и эффективность средств

   Для активизации творческого потенциала учащихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи музыки, литературы и живописи на уроках ИЗО необходимо использовать  творческие задания.

     Творческая деятельность на уроках ИЗО представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.

      Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:

 -    от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;

 -    от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

 -    от сотворчества к самостоятельному творчеству.

Каждое из заданий предполагает:

-  углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;

-   выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;

-  активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

     Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.

      Систему творческих заданий на уроках ИЗО целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться  к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.

           Вот типы заданий, обусловленные определенными творческими установками.

           Первая установка связана с познанием целостности предложенной темы, в многообразии ее художественных решений. Она реализуется через несколько видов заданий на выявление образно-поэтического единства различных произведений, объединенных по каким- либо общим признакам (стилистическое родство, жанр, сюжет и т.

 Задание 1.

Объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского».

Задание 2.

Сравнение картин разных художников, написанных на одну и ту же  тему, в один период  времени.

Задание 3.

Выполнение иллюстрации к любимому стихотворению, либо тексту.

     Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Задание 4.

Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.

Задание 5.

Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.

Задание 6.

Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.

Задание 7.

Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например,« Сказка о рыбаке и рыбке», ,текст один и тот же, а иллюстрации разные.

 Задание 8.

Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.

    Вторая установка ориентированна на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Существует несколько вариантов ее реализации.

1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой.

2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.

3. Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности и многомерности, т.е. от частного к общему.

Задание 1.

Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»).

Задание 2.      

Передать изменяющийся несколько раз на протяжении одного задания состояния, настроения и т д

Задание 3.

Найти цветовое выражение эмоциональной палитры данного музыкального произведения, создать пластический образ человека.

Задание 4.

Подобрать для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и др.музыкальное сопровождение.

 Задание 5.

 Варианты цветового моделирования музыки:

  • составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;
  • стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;
  • создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;
  • зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек.

      Для развития воображения полезно также сравнивать иллюстрации одного и того же эпизода и портрета какого-либо литературного героя, выполненного школьниками и известными художниками. Выявленные сходства позволяют более отчетливо увидеть и уточнить свои зрительские представления о том или ином эпизоде, персонаже, его характер.

      Постановка творческих заданий на уроках ИЗО имеет определенные закономерности. На первичном уровне важно показать, как действует человек при решении конкретной творческой задачи. Затем он должен научиться находить собственные средства и способы решения продуктивных проблем  и, наконец, учиться самому их ставить и воплощать в развернутой художественной форме. Естественно, что выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, от художественных умений и навыков.

      Важно, чтобы ребенок получал на занятиях образно-эмоциональный импульс. Вначале «перевод» чувств, психического состояния, в частности, на язык изобразительного творчества происходит как правило, интуитивно. Дети бессознательно воспроизводят свой творческий опыт. Со временем появляется возможность более конкретного осознания школьниками интонационных особенностей изобразительных средств, приемов работы.

     Основополагающим психологическим фактором, стимулирующим процесс художественного поиска, является соответствующая установка учителя и ученика на творчество во всех видах деятельности. Способность к творчеству может развиваться только в обстановке, нацеленной на выявление свободной инициативы, самостоятельности в поиске, на создание нового и оригинального, а не на повторение и копирование.

6. Результативность опыта

В результате мной были сделаны следующие основные выводы:
1. Формирование эстетических представлений школьников на основе синтеза искусств способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению ими изобразительного искусства, расширению художественно-бразного мышления; является стимулом к творческим проявлениям в различных видах  полихудожественной деятельности.

2. Важнейшими факторами, необходимыми для формирования художественн-образных представлений  школьников, являются актуализация синтеза искусств (музыка, живопись и литература) на уроках ИЗО в общеобразовательной школе и учет индивидуального опыта учащихся.

4. Педагогическими условиями формирования художественно-образных представлений школьников на основе синтеза искусств являются: использование компьютерных технологий в процессе обучения.

5.    Уроки ИЗО, построенные на активизации и развитии художественно-образных представлений, вызывают у детей не только большой интерес, но способствуют накоплению опыта, что в свою очередь стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к искусству

      Об этом свидетельствуют количественные показатели. Так уровень успеваемости  по ИЗО составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 94%. 

         

     Данные результаты свидетельствуют, что при использовании различных видов искусства на уроках ИЗО, уровень развития творческого потенциала и качество знаний у детей повышается.

     Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

      Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы порой, к «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Надо не замуровывать в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.

     Представляю таблицу достижений учащихся.

2009-2010 уч. год

п/п

Фамилия Имя

Класс

Наименование мероприятия

Уровень участия

1.

Федотова Татьяна

9

Муниципальный этап –Московского международного форума « Одаренные дети»

Участие

2.

Екатеринин Евгений

8

Республиканский конкурс технического рисунка «Техногород-город будущего»

2 место

3.

Андронова Ангелина

6

Республиканский конкурс рисунка « Сохраним мордовские леса»

2 место

4

Дудникова Ирина

5

Республиканский конкурс рисунка « Сохраним мордовские леса»

2 место

2010-2011 уч. год

1.

Киселев Виталий

7

« Ярмарка идей»- технология

Призер

2011-2012 уч. год

1.

Аксенове Александра

6

Городской  предметной олимпиады по  изобразительному искусству

Участие

2.

Напалкова Екатерина

10

Городская олимпиада  по изобразительному искусству

Участие

3.

Вельматов Александр

8

Республиканский конкурс технического рисунка посвященного 50 летию первого полета человека в комос

2 место

4

Кирдюшкина Диана

7

Республиканский конкурс «Труд, Профсоюз и Весна»

Участие

5

Кильдишева Анна

7

Муниципальный этап –Московского международного форума « Одаренные дети»

Участие

2013-2014 год

1.

Кильдишева Анна

10

Муниципальный этап –Московского международного форума « Одаренные дети»

Гран-при

2

Андронова Ангелина

11

Республиканский конкурс «Вода для жизни»

Победитель

 3                                                                                

Михалкина Александра

11

Республиканский конкурс «Вода для жизни»

Призер

4

Егоров Андрей

5

Республиканский конкурс «Вода для жизни»

Призер

5

Воробьева Алина

7

Республиканский конкурс «Вода для жизни»

Приз зрительских симпатий

6

Летучева Ирина

7

Республиканский конкурс «Защитим ЛЕС»

Участие

7

Андронова Ангелина

11

Республиканский конкурс «Защитим ЛЕС»

Победитель

8

Михалкина Александра

11

Республиканский конкурс «Защитим ЛЕС»

Участие

9

Андронова Ангелина

11

Республиканский конкурс «Защитим ЛЕС»

Участие

10

Лафуткина Мария

5

«Мы выбираем жизнь»

Итоги подводятся

11

Минеев Никита

5

«Мы выбираем жизнь

Итоги подводятся

12

Теняева Дарья

6

«Мы выбираем жизнь

Итоги подводятся

13

Полетаева Анастасия

5

«Мы выбираем жизнь

Итоги подводятся

7. Возможность тиражирования

      Для включения детей в активную практическую работу на уроке широко использую творческие задания. Такие задания предполагают:

  • Углубление и обогащение восприятия.
  • Развитие мышления и воображения.
  • Выработку навыков художественного анализа.
  • Активизацию самостоятельного творчества.

      На своих уроках я использую следующие методы и приемы активизации творческих проявлений, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации:

  • Составление мини-сочинения- рассказа, размышления о картине.
  • Описание художественного образа после слушания музыки и выполнения творческой, художественной  работы.
  • Написание тестов, кроссвордов по творчеству художников, названию картин..
  • «Рисуем музыку» - изображение музыкального образа, наглядности к песням.
  • Проведение  викторины по пройденным произведениям.
  • Театральная деятельность в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью ( афиши, костюмы…) .
  • Проблемные ситуации, тесты.
  • Творческие домашние задания способствуют проявлению интереса к урокам ИЗО
  • Творческие задания, конкурсы, способствующие развитию творческой фантазии .
  •  Книжная графика: загадок -творчество (отгадать, сочинить, нарисовать).Иллюстрации к сказкам, обложка , экслибрис.

Приложения

Тесовая работа по ИЗО в 5 классе за I четверь

  1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:
  1. Пейзаж
  2. Картина
  3. ДПИ
  4. Краски

  1. Назовите основные элементы декоративного убранства русской избы:
  1. фронтон, полотенце,  наличник
  2. конь - охлупень, причелины, наличник, полотенце                                    
  3. фронтон, коник, лобовая доска

  1. Выберите принципы, которыми руководствовался народный мастер при изготовлении предметов быта:
  1. польза, прочность, красота
  2. изящество, польза, прочность
  3. дешевизна, красота, польза, прочность

  1. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:
  1. для красоты
  2. для защиты
  3. для удобства

  1. Окно в избе служило:
  1. для входа света солнца
  2. для красоты
  3. для связи домашней жизни с внешним миром

  1. Где находилось почетное место в избе  «красный угол» –
  1. в центре избы
  2. у порога
  3. в переднем углу избы

  1. Какой инструмент был неизменной спутницей женщины:
  1. веретено
  2. челнок
  3. прялка

  1. Какое слово не относится к видам полотенец:
  1.  нарядные
  2.  ритуальные
  3. Красивые

  1. Какой цвет преобладал в русской народной вышивке:
  1. жёлтый
  2. красный
  3. чёрный

  1. Какое изображение не относится к числу  символов-оберегов:
  1. солнце
  2. вода
  3. гром
  4. растения

  Ключи:

  1.  в
  2. б
  3. в
  4. б
  5. а,в
  6. в
  7. в
  8. в
  9. б
  10. в

Тесовая работа по ИЗО в 6 классе за I четверь

  1. Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?
  1. графика
  2. архитектура
  3. дизайн
  4. живопись
  5. скульптура

  1. Запишите последовательность цветов спектра.

  1. Какой цвет не относится к основным цветам?
  1. красный
  2. желтый
  3. зелёный
  4. синий

  1. Какой цвет не относится к составным цветам?
  1. оранжевый
  2. зеленый
  3. фиолетовый
  4. жёлтый

  1. В цветовом круге дополнительные цвета находятся:
  1. строго напротив друг друга
  2. рядом друг с другом

  1. Чтобы получить светлоту нужно добавить:
  1. жёлтый цвет
  2. белый цвет
  3. серый цвет

  1. Колорит это:
  1. световые волны определённой длины
  2. полярное противопоставление
  3. взаимосвязь всех цветовых элементов

  1.  К ахроматическим цветам не относится:
  1. чёрный
  2. белый
  3. коричневый

  1. Основа выразительности скульптуры:
  1. объёмные формы
  2. линия
  3. цвет

  1. Основной жанр станковой скульптуры:
  1. анималистический
  2. портретный
  3. бытовой

        

        Ключи:

  1. а,г,ж
  2. к,о,ж,з,г,с,ф (пословица)
  3. а,б,г
  4. г
  5. а
  6. б
  7. в
  8. в
  9. а
  10.     б

ТЕСТ :ТЕМА « ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗО»

Внимательно прочитай вопросы и найди верные ответы ( их может быть несколько)

  1. Назовите виды ИЗО  (выбери правильный ответ) :

а)Графика, б)музыка, в)живопись, г) архитектура, д)театр, е)скульптура, ж)ДПИ

  1. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством             которого является цвет:                                                                                            а)графика;  б)живопись, в) скульптура, г) ДПИ

  1. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна:                                            а)живопись, б)графика, в)скульптура, г)архитектура;

  1. Произведения которого вида искусства имеют трехмерный объём:                  а)архитектура, б)графика, в)скульптура, г)живопись;

  1. Искусство проектировать и строить называется:                                                           а) скульптурой, б)ДПИ, в)архитектурой, г)графикой;

  1. Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту относится к:                                                                                                              а) скульптуре, б)ДПИ, в)архитектуре;

  1. Процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования называется:

                а) архитектурой, б)дизайном, в) скульптурой;

  1. Что относится к жанрам изобразительного искусства:                                                    а)пейзаж, б)графика, в)батальный, г)скульптура, д)натюрморт, е)портрет, ж)архитектура, з)исторический, и)интерьер, к)бытовой, л)анималистический;

  1. Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике:                                         а)исторический, б)батальный, в)анималистический, г)бытовой;

        

  1.  Жанр изобразительного искусства, который отображает повседневную жизнь человека:                                                                                                                            а) портрет, б)бытовой, в)батальный, г)исторический;

  1. Жанр, в котором главный герой – природа:                                                                    а) натюрморт, б) пейзаж, в) портрет;

  1.  Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению  неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и объединенных в группу:                                                                                                                               а) натюрморт, б)пейзаж, в)портрет;

  1.    Художник, изображающий животных:                                                                                                      а) маринист, б) пейзажист, в)анималист, г) баталист;

  1.   Художник, изображающий море:                                                                                              а)маринист, б)портретист, в)анималист;

  1.  Художник, изображающий преимущественно лица людей:                                                     а) пейзажист, б) портретист, в)маринист, г) баталист;

  1.  Художественное произведение, повторяющее другое:                                                             а) подлинник, б)репродукция, в)копия, г)оригинал;

                             

Источники материалов

  1. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство 6 класс; Волгоград 2006
  2. Свиридова О. В. Изобразительное искусство.5- 8 классы: проверочные и контрольные тесты; Волгоград, 2008