Технология"Педагогическая мастерская"

Диченская Ирина Николаевна

Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технология педагогических мастерских.

       Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.

      Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики. Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться по-другому. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

       Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» – с одной стороны создают условия для наиболее полного самовыражения школьника, с другой – требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка, ведь основная задача мастера – подарить ученику радость открытия. Данная технология позволяет осуществить саморазвитие ребѐнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции. Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.

     Почему данная технология получила название «Мастерская»? Своѐ название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаѐт быть учитель – он становится Мастером. Мастер создаѐт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

   Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

   Французские учѐные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребѐнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребѐнка на изучение и познание.

         Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребѐнку проявить себя через творчество.

Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».

   Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.

    Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

    Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнѐра, развития толерантности и взаимопомощи

     Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта

      Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

     Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределѐнности в понимание.

Ведущими идеями ЖФЭН являются:

1. «Вызов современной педагогике».

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

 3. «Все способны».

4. Интенсивные методы обучения и развития

5. Новый тип педагога.

   Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.

   Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определѐнных рамок и требований.

       Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.

         При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор – всѐ то, что побуждает ребѐнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всѐ то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаѐтся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы еѐ решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идѐт работа по выполнению заданий, которые даѐт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даѐтся одно задание на весь класс, идѐт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлѐнной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

 2. Право каждого участника на ошибку.

 3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника  мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

     • право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

     • право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

     • право не участвовать на этапе предъявления результата.

5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

    • диалоги участников мастерской

    • диалоги отдельных групп

    • диалог с самим собой

    • диалог с научным или художественным авторитетом.

 7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера- руководителя как авторитета на всех этапах мастерской

       В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры

Целевые ориентации

• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своѐ место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

 • Научить детей мыслить раскованно, творчески

Правила и методические приёмы:

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы

5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

Концептуальные соображения:

• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребѐнку, но не навязываться.

 • Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путѐм.

 • Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

 • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.

 • Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.

• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

• Мастер — садовник, выращивающий растение — ребѐнка, создающий условия для реализации заложенных в нѐм природных задатков

Список литературы:

1. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под ред. О.В.Агаповой, С.Г. Вершловского. – СПб.: Тускарора, 2003. 78 с.

2.Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29—36.

3. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогик. — 1993. — № 5. — С. 12—15.

4. Бочкарева А.Г. Формирование компетентностных умений и навыков.УГПИ, 2006.

5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья Ш.

6. Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995 /

 7. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? или …» Санкт –Петербург, 2001.

8. Попов А. Технология и творчество // Нар. образование. — 1995. — № 6. — С. 82—86.

9. Смирнов С. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Нар. образование — 1992. — № 1—2. С. 19—24.

 10. Степашко Л.А.Продуктивное образование: от идеи к реализации. ДВГУ,2006. 6

 11. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002

12. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.

 13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986.

14.Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.

 15. Гессе Г. Избр. произведения.- М.: Панорама, 1995.

16. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.- М.: Лабиринт, 1999.

17. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе- магнитогорск,2006