Размышления по поводу

Котова Татьяна Гавриловна

Статьи  про инновационное образование, базовые компетентности педагога. Размышления о современном уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационное образование для инновационной экономики» — это важная составляющая формирования новых смежных отраслей знаний, практическое значение которых в педагогической науке очень велико.        Становление эффективной национальной система  экономического образования, где в качестве первичного звена выступает общеобразовательная школа, является  продолжением традиций  коммерческого образования в России и актуальной задачей современного общего среднего образования. Еще Лев Толстой писал: «Будущего нет — оно делается нами» и с этими словами нельзя не согласиться. И именно инновационное развитие России на сегодня является задачей подъема образования.

 Очень много говорится в модели образования для  инновационной экономики(Российское образование-2010) авторы А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов  предлагают материал для обсуждения.   

        Именно образование —  выступает как система формирования интеллектуального капитала нации и одной из главных сфер производства инноваций — создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов. Именно оно выступает первым звеном инновационной цепочки «образование — исследования — венчурные проекты — массовое освоение инноваций». Необходимо, поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI в.  Здесь выходит  на первое место задача,— предложить вариант взгляда на будущее российского образования каким оно должно стать, чтобы соответствовать:

•  инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России;

•  социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества;

•  требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

      Стали появляются инновационные практики. Как реакция прогрессивных элементов образовательной системы на изменения в российской экономике и обществе. Это авторские школы, встраивание учебных центров корпораций в университеты, факультеты довузовской подготовки, университетские округа и интернет - школы, заполняющие методические и содержательные разрывы между школами и вузами. Другие практики — результат попыток клиентов образовательной системы собственными усилиями заполнить «провалы образования».

    Нельзя не вспомнить о модели образования и основных принципах  инновационной экономики. Здесь должна быть востребована социальная функция образования (обеспечение единства общества через организованную социализацию молодежи и социальное перемешивание), его функция обеспечения рынка труда и функция производства инноваций.         Характеристики, которые являются определяющими для современной инновационной экономики и информационной цивилизации это:

 •  максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;

•  включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;

•  опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

•  многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;

 •  смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации;

 •  наличие двух инновационных контуров.  

        Главным отличием новой модели от прежней является фокус на необходимости образования в течение жизни. Конечно, нельзя ставить точку в этом вопросе еще много  нераскрытых вопрос.



Предварительный просмотр:

Базовые компетентности педагога

Показатели оценки компетентности

I. Личностные качества

1.1.

Вера в силы и возможности обучающихся

  • Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
  • Умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;
  • Умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

- Умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.

1.2.

Интерес к внутреннему миру обучающихся

  • Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
  • Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается:
  • Умение построить индивидуализированную образовательную программу:

- Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

1.3.

Открытость к принятию других позиций, точек зрения

  • Убежденность, что истина может быть не одна;
  • Интерес к мнениям и позициям других
  • Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

1.4.

Общая культура

  • Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;
  • Знание материальных и духовных интересов молодежи;
  • Возможность продемонстрировать свои достижения;
  • Руководство кружками и секциями

1.5.

Эмоциональная устойчивость

  • В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;
  • Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;
  • Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций.

1.6.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе

  • Осознание целей и ценностей педагогической деятельности,
  • Позитивное настроение,
  • Желание работать,
  • Высокая профессиональная самооценка

II. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1.

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

  • Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;
  • Осознание нетождественности темы урока и цели урока;
  • Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу

2.2.

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

  • Знание возрастных особенностей обучающегося;
  • Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.

III. Мотивация учебной деятельности

3.1.

Умение обеспечить успех в деятельности

  • Знания возможностей конкретных учеников;
  • Постановка учебных задач, в соответствии с возможностями ученика;
  • Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам

3.2.

Компетентность в педагогическом оценивании

  • Знание многообразия педагогических оценок;
  • Знакомство с литературой по данному вопросу;
  • Владение (применение) различными методами оценивания

3.3.

Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую

  • Знание интересов учащихся, их внутреннего мира;
  • Ориентация в культуре,
  • Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

IV. Информационная компетентность

4.1.

Компетентность в предмете преподавания

  • Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);
  • Свободное решение заданий ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных

4.2.

Компетентность в методах преподавания

  • Знание нормативных методов и методик;
  • Демонстрация личностно-ориентированных методов образования;
  • Наличие своих «находок» и методов, авторской школы;
  • Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий;
  • Использование в учебном процессе современных методов обучения

4.3.

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

  • Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;
  • Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом);
  • Использование знаний по психологии в организации учебного процесса;
  • Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся;
  • Владение методами социометрии;
  • Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;
  • Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности.

4.4.

Умение вести самостоятельный поиск информации

  • Профессиональная любознательность;
  • Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями;
  • Использование различных баз данных в образовательном процессе

V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1.

Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты.

  • Знание образовательных стандартов и примерных программ;
  • Наличие персонально разработанных образовательных программ:

а) характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации;

б) по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;

в) по учету индивидуальных характеристик обучающихся.

  • Обоснованность используемых образовательных программ.
  • Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.
  • Участие работодателей в разработке образовательной программы.
  • Знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием.
  • Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом

5.2.

Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

  • Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;
  • Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;
  • Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;
  • Знание критериев достижения цели.
  • Знание не типичных конфликтных ситуаций;
  • Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;
  • Развитость педагогического мышления

VI.  Компетенции в организации учебной деятельности

6.1.

Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

  • Знание обучающихся;
  • Компетентность в целеполагании
  • Предметная компетентность;
  • Методическая компетентность;
  • Готовность к сотрудничеству

6.2.

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

  • Знание того, что знают и понимают ученики;
  • Свободное владение изучаемым материалом;
  • Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;
  • Демонстрация практического применения изучаемого материала;
  • Опора на чувственное восприятие.

6.3.

Компетентность в педагогическом оценивании

  • Знание функций педагогической оценки;
  • Знание видов педагогической оценки;
  • Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;
  • Владение методами педагогического оценивания;
  • Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;
  • Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

6.4.

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

  • Свободное владение учебным материалом;
  • Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;
  • Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи;
  • Умение выявить уровень развития обучающихся;
  • Владение методами объективного контроля и оценивания;
  • Умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает, для решения задачи)

6.5.

Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса

  • Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;
  • Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;
  • Умение обосновать выбранные методы и средства обучения.

6.6.

Компетентность в способах умственной деятельности

  • Знание системы интеллектуальных операций;
  • Владение интеллектуальными операциями;
  • Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;
  • Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.



Предварительный просмотр:

  1. Какой урок можно считать современным?

Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).

Современный урок – это открытое образовательное пространство, представляющее собой самоорганизующуюся систему, построенную  на основе компонентов человеческого "само": личностных смыслов, личной значимости творчества, открытости, интуиции, критичности, рефлексии, потребности в самоактуализации, инициативы, отклонений, случайностей, множественности вариантов нелинейного развития и т.д.

Это - специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Современный урок обучает умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира, воспитывает высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность, развивает деятельность, мышление, рефлексию.Учитель организует взаимодействие обучающихся для совместногорешения следующих педагогических задачи:

- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;

- мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;

- предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;

- создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития.

Развивающий аспект цели урокасвязан непосредственно с процессом становления и развития личности ученика: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, речевому развитию учащихся, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки.

«Если ученик включен в деятельность на уроке и осознает, как он ее выполняет, какие средства использует для ее построения и организации, какие схемы выделяет и переносит на организацию других ситуаций, то он «оспосабливается», т.е. приобретает такое универсальное качество предметных знаний и умений, которое позволяет использовать их при решении задач, отличных от тех, в которых они усваивались, в реальных жизненныхситуациях, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров». (Ю.В. Громыко).

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие ученика.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Учебная задача – ситуация, которую ученик должен решить, найдя соответствующие способы.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Три ключевые педагогические действия педагога:

  1. Создать для обучаемого условия для осмысления внутренней проблемы, не пережив которую он не может по-настоящему включиться в процесс обучения. Оказавшись в ней, обучаемый испытывает дефицит опыта, субъективно значимого для его развития.

Задача педагога: помочь обучаемым понять очевидность несовершенства того способа действий, которым они владели, следовательно, ощутить смысл, мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта

2.Создать условия для приобретения обучаемым нового опыта, творческого продукта. Помочь ему перейти через барьер, называемый «зоной ближайшего развития».

Задача педагога: «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту.

3. Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный опыт.

Задача педагога: создать условия для самоконтроля и самооценивания.