Развитие познавательной активности учащихся посредством применения проблемных ситуаций на уроках химии

Володина Татьяна Валериевна

 

 

«Гораздо труднее увидеть проблему,

чем найти её решение.

Для первого требуется воображение,

 а для второго только умение»

Бернар

 

Каждый человек в своей жизни сталкивается с многочисленными проблемами и задачами.   Это значит, что в окружающей нас действительности есть много чего неизвестного, непонятного и скрытого. В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема познавательной активности учащихся становится особенно актуальной.        Понятие «познавательная активность» в педагогике рассматривается учеными как вид «общей активности личности» (В.С.Данюшенков), или социальной активности (Л.К.Балясная, В.И.Лозовая, Т.Н. Мальковская), проявляющейся в   познавательной деятельности [2,3].  Значимым является подход Т.И. Шамовой к пониманию сущности познавательной активности. По её мнению, познавательную активность следует рассматривать и как цель, и как деятельность, и как результат.

Особенностью современного урока является формирование новых умений и навыков путем самостоятельной деятельности учащихся, которую можно реализовать, используя метод проблемного обучения. Именно проблемная ситуация -  центральное звено проблемного обучения помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала [1]. «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного» [2]. Самая сильная мотивация мышления формируется именно в проблемной ситуации. В результате у человека возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся.   

Однако при столкновении с трудностью у ученика может и не возникнуть познавательный мотив (противоречие не будет создано), если задание, которое должно выявить затруднение у обучаемых, даётся без учёта их возможностей (интеллектуальных возможностей и достигнутого ими уровня знаний). Поэтому в качестве ещё одного компонента проблемной ситуации А. М. Матюшкин и др. выделяют возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Не слишком трудное, не слишком лёгкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации.

         Рассмотрим возможности использования различных проблемных ситуаций на уроках химии. Например, при использовании заданий   экспериментального характера:

1.           Задания, требующие теоретического обоснования практических результатов, проведённого эксперимента. Например,

 а) при изучении электролитической диссоциации веществ проводим исследование веществ на электропроводность.  У учеников возникает сразу несколько проблемных вопросов: почему кристаллическая поваренная соль   не проводит электрический ток, а раствор этой соли является проводником тока? А сахар и кристаллический, и в растворе не проводит ток? Почему   вода не проводит ток, хотя сырыми руками нельзя прикасаться к источникам тока?   

б)  в  кабинете химии   при постоянной температуре воздуха, поставьте три открытых стакана с одинаковыми объёмами: один ― с дистиллированной водой, второй ― с раствором серной кислоты с массовой долей вещества 80 % и третий ― с известковой водой; через некоторое время   отметьте произошедшие с жидкостями изменения и предложите   обоснованное объяснение наблюдаемым эффектам[6]

в)    при исследовании амфотерных свойств гидроксида алюминия задается проблемный вопрос:  имеет ли значение  в какой последовательности следует   добавлять реагенты: к сульфату алюминия щелочь по каплям или наоборот, к щелочи по каплям добавлять раствор соли?   

2. Задания, решение которых требует экспериментальной проверки и универсальных учебных действий. Например, найдите оптимальные, на Ваш взгляд, способы идентификации веществ, используемых в повседневной жизни, основываясь на их индивидуальных свойствах: поваренная соль, сода, сахар, крахмал, лимонная кислота, ванилиновый сахар, стиральный порошок, уксус, перекись водорода, ацетон, мел, косметическая пудра, полиэтилен, целлофан, поливинилхлорид, хлопок, полиакрилонитрил, мука, золото, серебро, бронза, сталь, мельхиор.[6]                       

3. Задания, требующие владения универсальными учебными действиями по организации и проведению химического эксперимента или получению веществ. Например, составьте инструкцию по приготовлению 18 л раствора для маринада, содержащего 9 % уксусной кислоты, если уксусная кислота в магазине продаётся в ёмкостях объёмом 250 мл и содержанием кислоты ― 90 %[6]

    Таким образом, использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым услови­ем развития их умственных способностей, повышения познавательной ак­тивности в процессе овладения знаниями.

Список литературы:

1.     Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

2.     С.И.Лозовая, В.И. Целостный подход к формированию активности школьников: автореф. дис… докт. пед. наук / В.И. Лозовая – Тбилиси, 1990.-42с.

3.     Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности школьников в процессе организации их общения: Учеб, Пособие [Текст]/ В.И. Лозовая, Л.Н. Калашникова. – Харьков: ХГПИ, 1990. -84с.

4.     Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

5.     Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии): Монография. – Киров: «Старая Вятка», 2006. -231с.

6.     Обучение химии в современной школе в соответствии ФГОС [текст]: методические рекомендации / автор-составитель А. Н. Лямин. — Киров: ИРО Кировской области, 2013. – 255 с.