Работа с одаренными детьми

Одной из приоритетных задач современного общества называют задачу по выявлению одаренных детей, создание условий для развития и реализации их потенциальных возможностей. Поэтому в своей работе с одаренными детьми я активно использую современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, частью которого является метод проектов, проблемное обучение, включающее поисковые и исследовательские методы, новые информационно-коммуникативные технологии. Эти технологии наиболее органично вписываются в рамки коммуникативного, личностно-ориентированного, дифференцированного подходов в обучении английскому языку.

Моя  деятельность по организации работы с одаренными и талантливыми детьми строится следующим образом:

  1. Выявление одаренных и талантливых детей посредством наблюдения, анализ особых успехов и достижений ученика.
  2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческого потенциала: организация и участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, неделе иностранного языка.

Каждый год на протяжении нескольких лет  мои учащиеся становятся победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, Семиков Владимир дважды был участником краевого этапа. В 2012-2013 учебном году он занял 18 место в рейтинге из 57 участников. Я считаю, что это  очень хороший результат.                                  

Мои ученики являются участниками различных заочных и дистанционных мероприятий, при этом добиваются высоких результатов: становятся победителями и призерами. Активно сотрудничаю с сетевым сообществом «Английский – моя жизнь» (www.englishmylife), на платформе которого проводятся различные конкурсы. Привлекая своих учеников, имеем следующие результаты: например, в 2013 году Чернобай Анастасия стала победителем, а Руденко Виктория лауреатом  в конкурсе «Страна, которую я бы хотел посетить»; Шмальц Наталья – лауреат конкурса «Путешествуя по миру». Так же постоянно участвуем в дистанционных олимпиадах, предлагаемые сайтом www.videouroki.ru

Ежегодный конкурс «Английский Бульдог» позволяет повысить интерес к предмету и выявить учащихся со способностями к языкам. Кроме того растет интерес к самому конкурсу, не только из-за получаемых призов, но и из-за интересных, разноуровневых заданий. В этом учебном году мои учащиеся стали победителем и призером муниципального этапа.

Предметная неделя является одной из форм работы с одаренными детьми, так как в ней задействованы ученики всех классов в различных мероприятиях.  Это неделя иностранного языка и иноязычной культуры, в рамках которой проводятся нетрадиционные уроки, познавательные викторины, музыкальные и песенные конкурсы, конкурс чтецов и стенгазет, конкурс презентаций, в которых каждый учащийся может себя проявить и показать с непривычной стороны.

При работе с одаренными детьми я заметила, что их интересы охватывают не только английский язык, но и музыку. Поэтому мы с ними выбираем, заучиваем и исполняем песни зарубежных  авторов. Песни эмоционально окрашены, их темы актуальны, в них живая разговорная речь, много ценного языкового материала. Поэтому одаренные дети не только учат текст, но и стараются сделать как можно точнее перевод, что является дополнительным стимулом для работы.

  1. Классная работа по совершенствованию способностей обучающихся с использованием дифференцированных заданий, заданий повышенной сложности, интернет ресурсов, проектных методик, ролевых игр.

Если сравнивать способности одаренных учащихся, которых я обучаю, то можно прийти к выводу, что у каждого из них наблюдаются разные способности к изучению английского языка. Некоторые из них обладают хорошей слуховой памятью, легко воспринимают иноязычную речь на слух. Другие не испытывают проблем при переводе, третьи быстро запоминают лексические единицы. Передо мной встала задача помочь интеллектуальному и творческому росту одаренных детей в соответствии с их способностями.

Одним из эффективных средств решения этой задачи является проектный метод как активный способ обучению одаренных детей. Обучающиеся называют и доказывают проблему, что предполагает поисковый и творческий  характер самостоятельной деятельности. Они пишут сочинения, создают презентации, коллажи, рисуют рисунки и плакаты. Поэтому пришла к выводу, что проектная методика помогает мне приобщить учеников к процессу активного познания, нацеливать их на поиск информации, оказывать содействие развитию личности.

Современные УМК позволяют использовать разнообразные упражнения: повышенной трудности, творческие, ролевые игры. Также использую дополнительные ресурсы, выходящие за рамки программы. Разноуровневые задания и индивидуальные формы работы повышают мотивацию к изучению английского языка. Приемы «мозговой штурм» и «мозаичное чтение» - хороший способ работы в группе, так как каждый в группе имеет возможность высказаться, выразить свое мнение, что является полезным и эффективным при работе с талантливыми детьми.

Мой предмет – английский язык, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит для выявления одаренных детей, так как здесь кроме всего прочего реализуются межпредметные связи. Одна из моих выпускниц в 2014 году поступила в Пятигорский государственный лингвистический университет на факультет «Лингвистика и переводоведение», другая в Армавирский лингвистический институт на факультет иностранных языков, в чем есть и моя заслуга.