Роль семьи в воспитании детей

Макарова Наталья Михайловна

Как воспитать гражданина? Кто в ответе за подрастающее поколение? Всегда ли виновны учителя в издержках воспитания. Кто-то сказал, что все мы родом из детства. А детство начинается в семье. Школа - это тоже семья. Вернее- это продолжение семьи.Школа выполняет направляющюю роль. Хорошо, если семья и школа идут в одном направлении.Хорошо, если в семье прислушиваются к мудрым советам и помогают учителю и не мешают...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи  в воспитании детей.

Вопрос о воспитательных возможностях семьи нуждается в особом заострении  в связи с тем, что до последнего времени существует еще неправильный взгляд на семью, связанный с занижением ее возможностей. Он проявляется прежде всего в «иждевенческой позиции» отдельных родителей, которые считают, что отдали ребенка в школу- забота и ответственность за его воспитание снимается с семьи. И сегодня можно услышать: «вы учителя, вот и воспитывайте!» Но если не соединяются две главные сферы жизни ребенка- семья и школа, если в этом взаимодействии большая доля активности проявляется учителями, то рождается самоуспокоенность родителей (за школой, как за каменной стеной) и снимается ответственность «учителя во всем виноваты», а между тем духовное и нравственное воспитание начинается с семьи. Это  свидетельствует об особой роли семьи. Главным является воспитать ЧЕЛОВЕКА в человеке. А с чего начать и много ли умеют родители? Как долго они нужны детям «как волшебники и мудрецы», как личности?

      Секрет влияния родителей, который закладывается с детства,- овладение умением искушать своей деятельностью, трудом , активностью, мастерством- все это закладывается в семье. Кто лучше матери, отца сможет выполнить эту деятельность? Никто! Если в детях не воспитать нравственные начала, то образование и талант будет направлено против людей.

Семья- это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие  человеческие привязанности: Любовь, дружба, доброта, честность и долг. Именно в семье закладываются основы духовной жизни и следовательно- социально-психологические основы личности.

Большинство взрослых считают, что детство- самая счастливая пора , и ошибаются. Сколько страданий испытывают дети от подчас незаметных для взрослых уколов обостренного детского самолюбия…А  учеба! Даже очень успешным ученикам иногда учеба кажется каторгой .Но это совсем не значит Что детям должна быть предоставлена свобода в выборе дел, действий.. и потакание капризам. Только дисциплина, вошедшая вплоть и кровь, облегчает многое в жизни .И конечно, пример дисциплины, добра  и взаимопонимания взрослых. Большое внимание необходимо уделять приготовлению уроков, приучая детей к добросовестности, самостоятельности и системности. Приучите детей к выполнению уроков с первого класса,  и не придется заставлять делать уроки в старших классах.

Большое воспитательное значение имеют РАЗГОВОРЫ ВЗРОСЛЫХ, которые слышат дети. Конечно, содержание разговоров зависит от культурного уровня семей, их благосостояния. Но «пустые разговоры» не способствуют росту авторитета родителей в глазах детей. Именно разговоры взрослых, закладывают будущее отношение детей к жизни, к обществу .Очень часто разговорами  между собой, не замечая присутствующих рядом, мы учим изворотливости и вранью. А потом еще и удивляемся, как и когда это появилось у наших школьников.

Французский писатель Эрве Базен как-то заметил «У природы нет быстрых ответов» Всегда необходимо помнить, что семена добра или зла, любви или ненависти, рано или поздно вернутся к вам. Добро обязательно вернется, но не скоро. Самые обычные слова могут делать чудеса. Полюбите слово « можно» Это удивительное, волшебное слово: множество «можно» нужны для того, чтобы убедительнее звучало «нельзя» А без него в жизни не обойтись

Немного об ограничениях: Современные дети,  не задумываясь, о возможностях родителей, требуют дорогого гардероба, телефонов и других аксессуаров свободного поведения. Необходимо соблюдать очень важное правило: Вещи ребенка не должны быть дороже или лучше ваших собственных. Приучите своих детей жертвовать и быть терпеливыми. И тогда они научатся любить, отдавать, заботиться. Это -то богатство, которое сумеете дать им только вы. Семья воспитывает своего ребенка тем уже, что она есть: полная или неполная, Счастливая или не очень, строгая или безолаберная, открытая или замкнутая. Воспитывает дух семьи, вся атмосфера забот и переживаний, тепло и свет, уют. Дом- это особый мир вашей семьи.

Существуют определенные законы духовной и нравственной жизни:

1.Нельзя воспитывать в детях тщеславие; тщеславие ведет к бесславию.

2.Нельзя пренебрегать мелочами: неверный в малом не получит великого.

3.Нельзя воспитывать в детях гордыню и эгоизм: Ребенок не может быть лучше всех, Он лучший в чем-то или у него другие способности.

     Как воспитывать? Начинать надо с себя: как научить читать книгу? Надо сесть и вместе с ребенком читать и т.д.

               Правила для взрослых

  1. Не будьте занудами
  2. Не ждите быстрых результатов
  3. Не торопите детей расти
  4. Не забывайте детей хвалить
  5. Учите детей бережливости- беречь и чужое, беречь школу
  6. Учите труду, а не изворотливости
  7. Не смягчайте последствия их поступков, иначе будете потворствовать их прихотям….
  8. Не приучайте делать добрые дела за воздаяния: делайте добро бескорыстно и тогда вы получите многое. Никто это не сделает за нас. А начинать нужно с себя. Сами мы хотим измениться?......

Дети как птицы…У каждой свой полет. Рано или поздно птицы покидают свои гнезда. Кто-то взлетает к звездам, а кто-то падает вниз. Задача родителей и педагогов научиться их держаться на высоте.