Урок знаний "Калейдоскоп профессий"

 

     1 сентября в российских школах по инициативе уполномоченного президента по правам ребенка в РФ Павла Алексеевича Астахова прошел единый урок по теме «Моя будущая профессия».

    Тема профессионального самоопределения приобретает все большую актуальность в современном мире. Забайкальский край присоединяется  к работе  двух грандиозных проектов.

              Первый проект - Движение «WORLDSKILLS  RUSSIA».

      WORLDSKILLS – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

    Региональный координационный центр Забайкальского края (РКЦ) был создан на базе Государственного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Забайкальского края» в 2016 году. Одна из основных целей деятельности РКЦ -  повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту граждан Забайкальского края.

     Второй проект - Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».

    Цель создания детско - юношеской организации - совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».

    Одним из ключевых направлений Движения является:

-личностное развитие (культурно- образовательные программы, развитие детских творческих проектов, популяризация здорового образа жизни, профориентация).

    Внедрение движения российского движения школьников (далее РДШ) началось и в Забайкальском крае (утвержден перечень 10 пилотных  площадок и дорожная карта,  проводятся крупные проекты по каждому из направлений РДШ, установлены  Дни единых действий).

   Таким образом, тема профессионального самоопределения была и остается одной из самых важных  в работе системы образования на всех уровнях, включая, муниципальный.

    Урок знаний в 7 «а» классе МОУ СОШ №78 мы с ребятами назвали «Калейдоскоп профессий». Главная цель занятия – сформировать у учеников представление о том, сколько всего в мире существует профессий.

  Сначала была организована  профориентационная игра «Персонаж- профессия».  Предложены несколько групп фотографий различных людей.  Ученики должны предположить,  какая профессия объединяет этих людей, а также определить качества характера, навыки и знания которыми должен обладать человек, чтобы получить эту профессию.

    Первую группу людей на фотографиях  объединяет профессия: «Модель». Продемонстрированы фотографии самых высокооплачиваемых моделей мира: Наоми Кембелл, Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Кристи Бринкли. Особый интерес у ребят вызвала самая возрастная модель в мире  Кармин Делль Орефичи, которой исполнилось в этом году 85 лет.

    Вторую группу  - профессия   «Актер». Просмотрены фотографии Евгения Леонова, Константина Хабенского, Леонардо де Каприо, Анджелины Джоли.

  Кроме того, мы с ребятами и родителями просмотрели отрывки из известных  фильмов «Обыкновенное чудо», где играл Евгений Леонов и «Малифисента» с участием Анджелины Джоли. Вспомнили и лучшего исполнителя роли Бабы - Яги в экранизации русских народных сказок – Георгия Милляра.

     Третью группу объединила  профессия: «Юрист». Ребята  обсуждали деятельность Павла Астахова, уполномоченного президента по правам ребенка в РФ  и еще двух известных юристов России - Леонида Ольшанского и Генри Резника.

       Четвертая  группа  - профессия «Экономист». В этой группе – Михаил Делягин (доктор экономических наук), Ярослав Кузьмин  (основатель и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»), Сергей Глазьев (советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции).

         Пятая группа – профессия «Врач». Здесь -  Александр Аганесов, доктор медицинских наук, заведующий курсом вертебрологии ФППО ММА им. И.М. Сеченова и Ренат Акчурин, советский и российский кардиохирург, академик Российской академии медицинских наук (РАМН)

    Особое внимание было обращено на величайшего хирурга 19 – го  века Николая Ивановича Пирогова, основоположника военно - полевой хирургии.

    Среди представителей  профессии «Учитель», обсуждали  деятельность Януша Корчака, выдающегося польского педагога, общественного деятеля, писателя. Про таких педагогов говорят – «Это учитель с большой буквы».  Януш Корчак  пожертвовал своей жизнью ради детей.

     За интересной игрой  последовала  вторая рубрика Калейдоскопа профессий - «Это интересно». Здесь были представлены самые редкие профессии в мире. Ребята даже предположить не могли,  что такие профессии существуют, например:

-постижер – изготовитель кос, бород;

-гринпикер – человек, который отвечает за надлежайшее состояние зеленых газонов и полей для гольфа, футбола;

-спичрайтер – человек, который составляет тексты для публичных выступлений крупных политиков и предпринимателей.

    А каким удивлением стало наличие  в Кельнском университета человека с профессией «Монстролог». Оказывается, это специалист, который изучает  монстров.

    Самой редкой женской профессией  является  -  «Гондольер». Единственная в мире женщина – гондольер работает в   Венеции. Она управляет гондолой. Для этого пришлось пройти обучение и сдать экзамены.

   И наконец, самая,  самая редкая профессия в мире – смотритель райских островов. Одна из туристических компаний искала человека, который на протяжении шести месяцев проживал бы на острове в вилле, плавал в бассейне, нырял с аквалангом, фотографировал, играл в гольф и вёл свой блог. Такой смотритель понадобился для одного из австралийских островов. Его название – Гамильтон. После проведения всемирного конкурса, достойная кандидатура была определена. Обладателем данной профессии является всего один человек в мире.

      Завершающим этапом  стала еще одна профориентационная игра ««Самая, самая».  Ребята  вытянули карточки с названиями – «самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия»,  «самая зеленая профессия», «самая смешная профессия». После чего  с помощью мимики и жестов показали профессию, а остальные ребята угадывали ее название. Было очень интересно.

   В конце урока мы поговорили о том, как  правильно выбирать будущую профессию и даже составили план действий в этом направлении.

1.     Узнать какие профессии существуют.

2.     Определить какие из профессий более интересные для вас.

3.     Понять, какими качествами характера, знаниями и умениями нужно обладать,  чтобы получить желаемую профессию.

4.     Ответить на вопрос, что я уже  умею и  чему мне нужно научиться.

    На мой взгляд, самое главное,   что усвоили ребята -  это то, что, выбор профессии одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Не случайно известный английский писатель Джон Голсуорси когда - то  написал: ««Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

 

                                                                                                                                                                                                                             Н.Вологдина, учитель                                     

                                                                                                                                                                                                            истории и обществознания МОУ СОШ №78