Главные вкладки

    Проблемное обучение на уроках английского языка

    Письменская Ирина Владимировна

    Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка.Основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Проблемное обучение- это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Данный вид обучения используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики.Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. 

     
     Виды активных методов обучения  
     
    Учебная тематическая дискуссия
    Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.
    Завязка дискуссии. Тема преподносится в виде умственной задачи, для решения которой требуется размышление, дающее  разные варианты ответов. Задачи должны соответствовать интересам и возрастным потребностям учащихся. Только тогда дискуссия воспринимается как жизненная, актуальная и значимая.
    Коллективное обсуждение. По мере вовлечения учащихся в совместный поиск решения поставленной проблемы, появляется дух состязательности и заинтересованности.При подведении итогов дискуссии, необходимо прийти к определенному положительному результату в пределах отведенного времени. Если же по какой-либо причине это не удалось сделать к концу занятия, считается целесообразным оставить время для подведения итогов и без колебаний прервать дискуссию, каким бы интересным и оживленным ни был разговор.                      
     Метод "круглого стола”
    Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаётся одним из наиболее эффективных методов обучения на старшем этапе обучения.  Используются следующие способы данного метода:- метод "круглого стола”, как правило, используется при встречах с носителями языка, с людьми, побывавшими в туристических поездках в разных странах. Такое занятие практикуется как в классе, так и в масштабах школы.  Учащихся привлекаются к подготовке вопросов "круглого стола”. Они предлагают проблему для обсуждения, которая заранее доводится до приглашенных на "круглый стол” специалистов.;- планируется  мероприятие таким образом, чтобы участвовали все присутствующие, а не только ведущий и приглашенные гости. Иначе это будет не круглый стол, а вечер вопросов и ответов.        
    "Интеллектуальный штурм"
     1-й этап - формулирование проблемы, которую необходимо решить. Далее вместе с учащимися определяются условия коллективной работы, вырабатываются правила  поведения ИШ, формируются рабочие группы по 3-5 чел и экспертная группа, в обязанности которой входит разработка критериев оценок и отбор наилучших идей;
    2-й этап - тренировочная  разминка. Задача этого этапа - помочь учащимся максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов, психологических барьеров (неловкости, стеснительности, боязни ошибок и т.п.).
    3-й этап - мозговая атака-штурм поставленной проблемы. Генерирование идей начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах. К каждой группе прикрепляется эксперт из числа учащихся, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.
    4-й этап - оценка и отбор наилучших идей. 5-й этап - сообщение результатов мозговой атаки, обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита, принятие коллективного решения, рекомендация лучших идей к внедрению. 
    Метод «интеллектуального штурма» помогает учащимся формировать коммуникативные умения, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.  
    Анализ конкретных ситуаций (АКС)
    Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач  метод анализа конкретных ситуаций является  наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество  этого метода заключается в том, что на занятиях имеется уникальная возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а ,следовательно,  интересны и актуальны.В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях применяются различные виды ситуаций.
    1. Ситуации - иллюстрации. Приводится пример из школьной практики или личного опыта. Например, показываются работы других школьников, которые добились значительных успехов в учебе.
    2. Ситуация - оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Например, предлагается для анализа  конкретного случая (конфликтная ситуация между одноклассниками и т. п.).  Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.
    3. Ситуация - упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый ученик  получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.
    Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка
    -Проблемное обучение «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
    -Создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль учителя.Взаимоотношения между учителем и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Педагог принимает активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
    -Проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта.
     -Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.-Развиваются навыки аудирования, монологической и диалогической речи.
    -Проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно,оживляет и активизирует образовательный процесс, исключает бездумное заучивание и пересказ "книжных” знаний, развивает активное мышление, творческую самостоятельность учащихся.
    Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное обучение школьников, заставляет учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные  жизненные вопросы.
    Список литературы:
              Стронин М.Ф.Обучающие игры на уроке английского языка. - М.,2004.
              Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005.
              Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.

     

     

    Комментарии

    Касьянова Маргарита Викторовна

    Доброго времени суток. Подскажите, а какие методы (среди представленных) пользуются популярностью у Вас? Конечно, интересует еще и эффективность выбора.
    Спасибо.

    Письменская Ирина Владимировна

    Здравствуйте. Дико извиняюсь за долгий ответ) Я пытаюсь развивать у детей способность адекватно оценивать самого себя (ничего не прибавляя и не отнимая). Стараюсь завязать с детьми дискуссию, обсудить проблему. На своем опыте могу сказать, что даже самые закрепощенные ребята присоединяются к беседе. Я предлагаю им поделиться на группы по 3-5 человек и обсудить сегодняшний день(например) или успеваемость за последнюю неделю. Детки анализируют свои действия, выявляют проблемы и обсуждают пути их решения. У меня не так много опыта, но благодаря этому методу мы очень сплотились с детьми, да и они очень просят почаще так собираться и обсуждать все ситуации, которые возникают в течение дня)Если есть желание, можете поделиться своим опытом) буду рада узнать ваш выбор в этом вопросе)