Главные вкладки

    Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали

    Часто педагоги жалуются, что ученики не слушают объяснения учителя на уроке.

    "Иногда я чувствую, что я разговариваю сам с собой".

    "Я повторяю снова и снова, а они до сих пор не поняли".

    "Ученики полностью настроены не на меня".

    Но редко учителя будут указывать на самих себя в качестве причины. Они не будут смотреть внутрь себя и анализировать свою собственную практику.

    Таким учителям легче искать причину вовне.  Они предполагают, что если ученики не слушают, то ничего с этим поделать нельзя.

    Но правда в том, у каждого есть глубокое влияние на качество прослушивания.

    Последовательность, темперамент, привлекательность, ясность, презентационные навыки, и даже опрятность являются важными факторами.

    Есть также стратегии, которые могут улучшить качество прослушивания практически мгновенно. Но одним из самых важных факторов будет то, как вы говорите.

    Ниже приведены три простых изменения, которые помогут вам начать менять ситуацию в лучшую сторону.

    1. Говорите меньше.

    Большинство учителей говорит слишком много. Их голос воспринимается как зацикленный саундтрек - напоминания, предупреждения, замечания, повторения, понукания и т.д.

    Если сократить количество разговоров на треть, и сосредоточиться только на том, что ваши ученики должны знать, то ваши слова будут иметь гораздо большее влияние.

    Смысл ваших слов достигнет своего назначения, и ваши ученики начнут настраиваться на изучаемую тему.

    2. Не говорите слишком громко.

    Как правило, учителя повышают голос, чтобы заставить учеников слушать лучше. Но громкий голос неприятен и его слишком легко услышать. Это заставляет учащихся смотреть в сторону и возится с другими вещами, как будто они стараются избавиться от раздражающего звука.

    Когда ваш голос звучит тише, но достаточно громко для учеников с задней парты, они начинают инстинктивно наклоняться вперед чтобы услышать. Слушатели перестают двигаться и шуршать.

    Ученики начинают следить за вашим выражением лица и жестами. Требуется совсем небольшое количество усилий и ваши ученики будут слушать вас более внимательно.

    3. Остановите многократное повторение.

    Когда вы повторяете одно и то же снова и снова, вы обучаете своих учеников не слушать вас в первый раз. Вы поощряете апатию и облегчаете их груз ответственности.

    Говорите только актуальные вещи. Это мотивирует и заставляет учеников вслушиваться в звук вашего голоса.

    Такой прием сказывается и на дальнейшем обучении. Ученики начинают понимать, что образование — это не то, что делается для них. Скорее всего, это то, что они сами стараются получить для себя.

    Выдержать до конца

    Если вы решили улучшить качество прослушивания на ваших уроках, то вышеуказанные стратегии будут делать чудеса.

    Но, тем не менее, на первых порах эти приемы могут иметь обратный эффект. Потому что ваши ученики привыкли к беспечности. Они могут очень хорошо игнорировать вас и делать все еще медленнее.

    Это нормально. Такая ситуация покажет вам, насколько сильно такая «учебная» беспомощность прижилась в вашем классе. Но как только ученики начинают чувствовать сдвиг ответственности от вас к ним, они начинают меняться.

    Слушатели начинают смотреть на вас, отслеживать перемещение, и будут стараться угадывать, чего вы от них ждете. Если вы все делаете правильно, то ученики начнут кивать головами и будут охотно выполнять ваши задания.

    Постепенно ученики станут чувствовать свою ответственность за качество урока. Это важно. Чувство ответственности наполняет детей гордостью.

    Эти простые приемы помогают воспитывать хороших слушателей.


    Автор: Michael Linsin (Майкл Линсин), учитель начальных классов, Сан-Диего, Калифорния, США


     

     

    Комментарии

    Чичерова Татьяна Ивановна
    Я согласна со всем тем,о чем написано в этой статье. Хочу добавить еще одно, что перед объяснением нацелить учеников на то, что потом они будут объяснять, как надо выполнять задания.

    Широкова Ирина Борисовна

    Спасибо за статью! Практические советы, нужные рекомендации!

    Пешкова Людмила Алексеевна

    Спасибо за статью. Согласна с автором и думаю многим педагогам стоит прислушаться к советам автораю

    Гущина Ирина Юрьевна

    Спасибо большое! Есть о чём задуматься.

    Белкова Галина Алексеевна

    Благодарю за напоминание! Было интересно читать и сравнивать со своими методами работы.

    Кинякина Елена Алексеевна

    Один из методов использую (тихий голос). Теперь попробую использовать другие. Спасибо!

    Михальцова Ирина Геннадьевна

    А у меня достаточно громкий голос и сама я очень эмоциональная. Очень часто приходится себе напоминать, что, чем тише я говорю, тем тише и спокойнее сидят мои ученики и тем лучше слушают.

    Васильева Елена Владимировна

    Отлично написано! Правильно. Надо учиться выполнять такие рекомендации. Всё гениальное-просто.

    Разинькова Елена Васильевна

    Очень хорошие приемы и рекомендации. Да, опыт показывает, что необходимо создавать на уроке проблемные ситуации, чтобы ученики больше говорили, делали выводы,что они должны знать, то ваши слова будут иметь гораздо большее влияние.

    Михеева Светлана Владимировна

    Спасибо, очень актуальный материал.Очень важно на уроке темп подачи материала и смена деятельности. Внимание учеников постоянно держать в напряжении - это очень трудно.При хорошо продуманном ходе урока можно дать в начале урока установку: если всё быстро сделать, успеть разобрать домашнее задание, а при хорошем темпе урока - сделать его в классе. Тогда домой идём без письменного ДЗ.

    Чубарова Александра Михайловна

    Спасибо, полезная информация.

    Царева Елена Борисовна

    Загадка Р. Курбатова,директора Лицея «Ковчег-XXI» (Москва): "Кто на уроке говорит больше всех,
    не поднимая руки, и даже если его не спрашивают? Кто больше всех мешает ученику работать?". Неужели это я - учитель...Как только приходит осознание этого факта, то сразу находятся способы исправить ситуацию. Я разделяю мнение автора статьи.

    Квардакова Ольга Павловна

    Спасибо за статью. Всегда с удовольствием читаю подобные советы. Буду применять на практике.

    Действительно:- чем тише говоришь, тем тише в классе!

    Галинова Наталья Анатольевна

    Спасибо за статью.Воспользуюсь ею.

    Зарипова Гузалия Габдулнуровна

    Рекомендации хорошие. Спасибо за напоминание, иногда забываемся.

    Кондратьева Светлана Борисовна

    Спасибо, согласна с автором. Я итак не громко говорю, но как-то простыла и была вынуждена совсем шептать.О такой тишине на уроке можно было только мечтать! Иногда применяю язык жестов. А в старших классах надо больше приглашать к беседе, спрашивать, создавать "проблему". Тем более, что грамотная связная речь у них не сформирована (у большей части).