Интерактивный навигатор для работы с обучающимися разных образовательных потребностей. ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА поддержки ребёнка.

Боклагова Елена Евгеньевна

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет   ребёнку раскрыть все свои таланты,возможности,способности и определиться в мире профессий, а также создаст условия  для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; постоянного стимулирования позитивного  проявления способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boklagova_navigator_razvitiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивный навигатор для работы с обучающимися разных образовательных потребностей. ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА поддержки  ребёнка.

Автор: учитель биологии и химии

МБОУ СОШ №5 г.Красный Сулин  

Боклагова Е.Е.

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет   ребёнку раскрыть все свои таланты,возможности,способности и определиться в мире профессий, а также создаст условия  для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; постоянного стимулирования позитивного  проявления способностей.

Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать  учебную деятельность ребёнка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.Но я считаю, что главное чтобы работа не носила спонтанный и случайный характер, а была системной и продуктивной. И именно структурированная работа позволяет правильно экологично организовать работу с любым ребенком. И такой    структурой ,по-моему, может являться Интерактивный навигатор для работы с обучающимися разных образовательных потребностей.(по другому ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА поддержки   ребёнка.)Данный навигатор создан и апробирован на базе МБОУ СОШ №5 г.Красный Сулин, представлен на сайте «Коучинг в образовании» http://coachingineducation.ru/tezisy-vystupleniya-eleny-boklagovoj-individualnyj-marshrut-razvitiya-programma-podderzhki-odaryonnyx-detej-navigator/ 

Навигатор структурирован таким образом, что позволяет организовать работы в разных направлениях. Навигатор создан в программе POWER POINT, Позволяет организовать деятельность на основе индивидуализации и дифференциации. Создается условное сотрудничество с каждым ребёнком:                                                

                                                          РЕБЁНОК

учителя-предметники разных                             Классный руководитель                                                    

предметных областей

В основе коучинговая стрела, копия стрелы ИНТЕРАКТИВНОГО НАВИГАТОРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА http://coachingineducation.ru/interaktivnyj-navigator/  . Перемещение по программе осуществляется при помощи ссылок описанных в инструкции. Программа может использоваться как компонент урока- индивидуальная  работа в рамках любого урока.  А также  в домашних условиях – это не только дифференцированное домашнее задание ,но и рефлексия, построение индивидуального марщрута,  сапопознание при помощи тестов и анкет, профориентационный определитель и просто интерактивный информационный помощник.

Начало работы может осуществляться с любого сектора стрелы, в каждом секторе описаны основные этапы деятельности или основополагающие вопросы. Удобно  то, что навигатор может постоянно корректироваться и модернизироваться в зависимости от целевых установок не только учителя, но прежде всего учащегося.

Знакомство с программой я хотела бы начать со слов  не просто красивых, а точно созвучных с моим мировоззрением и с тем, что я делаю.  

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди

себя какую-нибудь благородную цель или образ, способные  его воодушевлять, направлять и продвигать.

И апробация показала, что действительно наилучшим началом работы в программе  является техника «Четыре вопроса планирования»: Чего ты хочешь? Почему это важно? И как ты можешь этого достичь? И эти, незатейливые на первый взгляд, вопросы делают чудеса. Потому что образ начинает проявляться.:

У кого-то это личность с большой буквы Я.Кто – то просто хочет выработать у себя какой-то конкретный навык, а для кого-то важно определиться в своей будущей профессии.

А вопрос: Кто я через какой-то определённый промежуток времени?- может четко определить ,а что мне нужно развивать, где участвовать и  наконец, какие виды деятельности важны лично для меня.

Техника «Колесо» на данном этапе  является логическим продолжением. Ведь каждый сектор это отдельное направление, а в параллели со шкалой 1-10.-удивительный инструмент Рефлексии и планирования.Возникает колесо Индивидуальной траектории развития

Где я сейчас в каждом секторе и что могу сделать для того, чтобы продвинуться хотя бы на один шаг вперёд. И когда я этот шаг готов сделать. Эти вопросы  будут способствовать проектированию ,планированию своих действий и формированию ответственности за их выполнение.

Конечно подробная работа с колесом это не одна коуч-сессия, а всё таки долгосрочный коучинг,  но на первоначальном этапе работы даже определение  личностнозначимых направлений –это уже огромный результат работы над собой.

Но как сделать так, чтобы  можно было спланировать, оценить,  то, что сделано, да и просто посмотреть со стороны для дальнейшей работы.

Для этого создан текстовый сопроводитель. Форма может быть абсолютно любая. Для кого-то это колесо УУД, для кого-то план работы с чётким указанием времени, для кого-то таблица с рефлексивными вопросами. Но если вы спросите какая форма  важна для меня ,то я скажу что совсем не важно как выглядит, главное что внутри. Главное что этот своеобразный путеводитель  позволяет расти моему чемпиону.

Форма, которая мне нравится больше всего это таблица .Столбцы данной таблицы не имеют стандартных названий -они представлены коучинговыми  вопросами. А строки –это направления работы. С текстовым сопроводителем можно работать как в параллели с навигатором ,так и отдельно. Причём  ребёнок сам выбирает направления и отвечает на вопросы. В ходе работы таблица дополняется и служит своеобразным маршрутным листом.

С одной стороны ученик просто отвечает на вопросы, т.е.на бессознательном уровне планирует свою деятельность, а учитель на сознательном простраивает маршрут развития ребенка для себя на основе колеса и сопроводителя, т.е индивидуальную программу

Каждое из направлений представлено в НАВИГАТОРЕ в виде секторов, подсекторов и активных ссылок на ресурсы сети интернет или полезные документы  .Содержит  своеобразное китайское меню действий по развитию тех или иных компетенций. Остановимся на некоторых из них.

Сектор «Я и мой будущее» направлен на реализацию потребностей  ученика в профессиональном самоопределении

Знакомство  с Высшими учебными заведениями на основе интернет экскурсии по адресам сайтов;

-Он-лайн тестирование

-анкетирование профориентационной направленности;

-рейтинг востребованных профессий   и  вузов    

 Формируется дальнейший образ ПРОФЕССИИ или области профессиональной деятельности. Но работа только в пределах данной программы не ограничивается и каждый может сам искать,выбирать и вносить новое.    По-моему, этот сектор ещё и способствует формированию  личностных УУД

Сектор «Я умнею» объединил в себя разные виды деятельности в том числе и урочную. И Подсектор «Я и урок » я думаю, заинтересует большую часть учителей. Ведь всегда встает вопрос  Как поддержать   ребенка именно в уроке. Ошибаются те учителя, которые считают, что коучинговая технология это отдельная технология, нет, она прекрасно работает  в параллели с современными инновационными технологиями, такими как информационно-коммуникативная, проектная.

Каждый  ребёнок –это личность, с изюминкой внутри , которая только и  ждёт когда её увидят и дадут возможность ей прорасти. Поэтому в моём понимании современный  ребёнок  это тот , который хочет расти, двигаться и изменяться.

Более подробно с описанием Интерактивной программы развития можно познакомиться на школьном сайте МБОУ СОШ №5 г.Красный Сулин https://yadi.sk/i/u3kBVGEJd53mm  или на сайте «Коучинг в образовании»

Для себя я сделала вывод ,что коучинг лично для меня не просто технология,

а  новый взгляд на образовательный процесс.

Это совместное достижение,

ведь он не учит, а помогает учиться.

И способствует раскрытию внутреннего потенциала не только ребёнка, но и самого учителя.

Ведь Коучинговый подход меняет взгляд не только на процесс обучения,но и взгляд на себя. Оценку своей деятельности проводишь уже не с позиции «Я- учитель»,а с позиции «Я- глазами детей, родителей, социума».Кто я-наставник, коч,тренер.

Техники коучинга позволяют не только выстроить и определить важнейшие области личностной деятельности, но и проанализировать где я сейчас, чего я хочу  и как я могу этого достичь. Ведь если человеку определить действия, то это долгий продолжительный процесс. А если определить для себя лично, чего хочу, то время и качество существенно сокращается.

И рождается что-то новое ,ещё не апробированное ,но имеющее первые шаги успеха.

И так появился НАВИГАТОР СОВРЕМЕННОГО УРОКА  http://coachingineducation.ru/interaktivnyj-navigator/  и НАВИГАТОР РАЗВИТИЯ.

                Коучинг-  это технология для построения своего будущего.