МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Домодедовского округа в 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ».

  • Нормативно-правовое обеспечение преподавания географии, тематики и проведения практических работ в 2017-2018уч.г.
  • Оценивание практических работ.
  • Приложение.

Нормативно-правовое и информационное обеспечение организации и проведения практических работ по географии в 2017-2018уч.г.

1.- Рабочии и примерные программы основного общего и среднего (полного) образования по географии (см. сайт Министерства образования и науки - http://mon.gov.ru/work/obr/dok); М. изд-во «Просвещение» 2011г.

2.- Учебные программы, рекомендованные МОиН РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», 2008-2012 гг.).

3.- Федеральный компонент федерального базисного учебного плана (далее - ФК ФБУПа) для основного общего и для среднего (полного) общего образования 2004-2009 г. – опубликованы в указанных брошюрах.

4.- Федеральный перечень учебников на 2014-2015 уч. год http://HYPERLINK 5. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

Практические работы по географии и заполнение классных журналов.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать характер практических работ для достижения планируемых результатов в соответствии с программой.

Организация и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии. Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время в методике преподавания географии, пожалуй, трудно найти более многозначный термин, чем  практическая работа. Они бывают тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры. Если подходить к определению практической работы по географии как к понятию, то все перечисленные выше признаки — варьирующие. Есть и минимум два существенных: это работы программные, т.е. указанные в программе учебного курса и обязательно оцениваемые учителем. За практическую работу должны стоять отметки в классном журнале, причем колонкой, каждому ученику. По количеству таких колонок ведутся учет проведенных работ и осуществляют контроль выполнения программы. Но есть сложности. В программах разных авторов и авторских коллективов количество и темы практических работ существенно различаются. Кроме того, ни в одной программе нет общей нумерации работ, поэтому их приходится считать самим учителям, и несмотря на кажущуюся простоту подсчета итоговые суммы нередко получаются разными. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению. С этой целью в календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы – обучающая, тренировочная, итоговая. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.

Что такое «практическая работа»

Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география.

Содержание школьной географии обеспечивает возможность практической деятельности — работы на местности, наблюдения в природе и производстве, решения конкретных задач по планам и картам, работы со статистико-экономическими показателями — как бы в противовес словесным формам: «прочитай и перескажи параграф». Практические работы, включенные в программы по географии в 70-е годы, отличались именно такой практической направленностью.
 

Требования к работе в контурных картах

Каждую контурную карту подписывают.

  • При выполнении практической работы в контурных картах подписывают название и дату выполнения практической работы(в соответствии с календарно-тематическим планированием).
  • Надписи на контурной карте делают черной/синей пастой мелко, четко, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия крупных по площади географических объектов подписывают параллельно рамке карты или параллелям, так что бы название занимало всю территорию/акваторию объекта. Шрифт должен быть близким к шрифту соответствующей карты атласа.
  • Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках/легенде карты пишут, что означает данная цифра.
  • Если того требует задание, то карту раскрашивает цветным карандашом, а затем уже подписываем географические названия.
  • В начале учебного года работы в контурных картах выполняют простым карандашом, потому что была возможность исправить свои ошибки.
  • Работать в контурных картах фломастерами, маркерами, красками и пр. не допускается.
  • При оценке работы с контурной картой учитывается не точное копирование карты атласа, а правильности выполнения предложенных заданий.

 

Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильности и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполнение заданий может стать причиной более низкой оценки вашего труда.