Театр-студия для несовершеннолетних группы риска

Чернухин Олег Алексеевич

Особую роль организация досуга играет в жизни детей и подростков. Досуг для них – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Правильно организованный досуг является целым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций и способствует успешной социализации детей и подростков.

Такая форма организации досуга как театрализованная деятельность в условиях социально-реабилитационного центра становится дополнительной возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности.

Таким образом, использование театрализованных форм организации досуга в деятельности социально-реабилитационного центра создаёт условия для успешной социализации воспитанников, усиливая их адаптационные способности, способствует формированию продуктивной коммуникации, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности от участия в социально значимой деятельности.          

Уважаемые коллеги! В прикрепленном файле для обсуждения предлагается работчая программа театра-студии "Феникс", реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_feniks.docx494.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория»

C:\Users\user2\Desktop\печать +.jpeg

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБУ НСО

«Центр «Виктория»

_________З.И. Хихлова

«10» апреля 2020 г

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Создание и организация деятельности театра-студии «Феникс»

для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом,

и несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению»

(рабочая программа реализации мероприятия 2.4.10 РКМ-12)

Научный руководитель:

Чернухин Валерий Алексеевич, доцент кафедры естественнонаучного образования НИПКиПРО

Авторы-составители:

Хихлова Зинаида Ивановна, директор «Центра «Виктория»

Никитина Диана Евгеньевна, заместитель директора по ВРР

Белькова Елена Владимировна, методист

Новосибирск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………..…..………...…………

3

1.1

Актуальность реализации проекта …………….………...

3

1.2

Цель и задачи реализации проекта ………………………..

3

1.3

Описание целевой группы………………………………….

4

1.4

Основные этапы реализации проекта …………………….

4

1.5.

Алгоритм получения услуг …………………………….….

4

1.6.

Описание технологий

и методик работы с целевой группой……………………..

4

1.7.

Материально-техническое

обеспечение реализации проекта ……………………..….

5

1.8.

Мониторинг эффективности реализации проекта……….

5

1.9.

Планируемые результаты реализации проекта ………….

5

2.

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………....

7

3.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ……………

8

4.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………..…..

9

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

(методики для мониторинга

результативности реализации проекта) …………………………..

11

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность реализации проекта

Особую роль организация досуга играет в жизни детей и подростков. Досуг для них – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Правильно организованный досуг является целым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций и способствует успешной социализации детей и подростков [1].

Такая форма организации досуга как театрализованная деятельность в условиях социально-реабилитационного центра становится дополнительной возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности.

Таким образом, использование театрализованных форм организации досуга в деятельности социально-реабилитационного центра создаёт условия для успешной социализации воспитанников, усиливая их адаптационные способности, способствует формированию продуктивной коммуникации, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности от участия в социально значимой деятельности.          

1.2. Цель и задачи реализации проекта

Основная цель реализации проекта: организация досуговой развивающей деятельности несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • отвлечь воспитанников от асоциальной среды;
  • раскрыть индивидуальные способности воспитанников, в т.ч. эмоционально-образное восприятие окружающего мира;
  • обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося;
  • скорректировать ценностные установки у воспитанников; 
  • развить навыки продуктивного общения;
  • восстановить статус подростка в социально положительной среде.

1.3. Описание целевой группы

В деятельности театра-студии принимают участие воспитанники Центра «Виктория», находящиеся в условиях стационара – несовершеннолетние,  склонные к противоправному поведению, находящиеся в конфликте с законом.

1.4. Основные этапы реализации проекта

  • Подготовительный (мотивационный) этап: мотивация воспитанников на дальнейшее участие в студийной деятельности.
  •  Основной этап: организация участия воспитанников в групповых и индивидуальных занятиях театра-студии.
  • Заключительный этап: проведение сценических выступлений.

1.5. Алгоритм получения услуг

  1. Поступление несовершеннолетнего в Центр на стационарную форму обслуживания.
  2. Выбор в качестве формы досуговой занятости участия в работе театра-студии.
  3. Участие в групповых и индивидуальных занятиях театра-студии.
  4. Участие в составе коллектива воспитанников в итоговом сценическом выступлении.

1.6. Описание технологий и методик работы с целевой группой

В рамках организации деятельности театра-студии  используются следующие технологии:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
  • педагогика сотрудничества;
  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
  • групповые технологии;
  • технологии индивидуального обучения;
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • игровые технологии;
  • проблемное обучение.

При организации деятельности театра-студии используются разнообразные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения);
  • проектный (подготовка каждого сценического представления – это реализация коллективного творческого проекта).

1.7. Материально-техническое обеспечение реализации проекта

Возможности учреждения позволяют формировать развивающую предметно-пространственную среду театральной студии, спроектированную с учетом принципов многофункциональности, динамичности и безопасности.

Для эффективной реализации проекта и поддержания развивающей предметно-пространственной среды, в рамках реализации регионального комплекса мер (далее РКМ), планируется приобретение оборудования, которое обеспечит более эффективную реализацию проекта.  

В соответствии с техническим заданием РКМ запланировано приобретение комплектов декораций, театральной ширмы, игрового инвентаря и театральных костюмов.

Все это способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей, а также развитию мимики и жестов, развитию выразительности речи, удовлетворению потребности детей в движении и позволяет ребенку самореализоваться в различных видах театральной деятельности.

1.8. Мониторинг эффективности реализации проекта

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность реализации проекта. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня социальной активности воспитанника.

Основными формами подведения итогов реализации проекта  являются подготовка сценического выступления, участие воспитанников театра-студии в мероприятиях, проводимых Центром.

Методами мониторинга являются педагогическое наблюдение, социометрия. Программой реализации проекта предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, формированием социальных компетенций.

Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогам, занятым в организации деятельности театра-студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группах, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

1.9. Планируемые результаты реализации проекта

1.9.1. Планируемые результаты реализации проекта для учреждения

  • Обеспечение организационных, кадровых и ресурсных основ выполнения мероприятий;
  • Формирование методических основ для выполнения мероприятия, включая описание новых технологий   механизм их применения;
  • Внедрение в деятельность организации инновационной технологии вовлечения в продуктивную социально значимую деятельность несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, через организацию театра-студии «Феникс»;
  • Создание условий для успешной социализации и ресоциализации несовершеннолетних целевой группы, развитие у них нравственных качеств, приобретение навыков социально одобряемых форм взаимодействия в социуме;
  • Оказание реабилитационной помощи посредством включения в предлагаемые виды продуктивной социально значимой деятельности не менее 70 несовершеннолетних ежегодно;
  • Вовлечение целевой группы в добровольческое движение по показу спектаклей социально уязвимым группам населения в больницах, домах престарелых, реабилитационных центрах;
  • Размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте организации информации о ходе реализуемого мероприятия.

1.9.2. Планируемые результаты реализации проекта для воспитанников

Успешная реализация проекта обеспечит достижение каждым воспитанником следующих результатов:

  • Личностные результаты:
  • развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к взаимодействию в коллективе театральной студии»;
  • развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к творческой деятельности»;
  • Метапредметные результаты:
  • формирование способности выбирать социально приемлемые целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим людям;
  • развитие умений реализовывать собственные творческие идеи на практике;
  • Предметные результаты:
  • повышение уровня освоения предметных знаний (сценическая речь, сценическое движение, театральная игра, актерское мастерство);
  • повышение уровня сформированности предметных компетенций (умений применять полученные знания в социальной практике).

2. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект, в соответствии со сроком нахождения несовершеннолетних на стационарном обслуживании, реализуется для каждого воспитанника в течение 2 месяцев (9 недель). Для каждой группы воспитанников проводится одно двухчасовое занятие в течение недели и, соответственно, – девять учебных занятий в течение всего срока пребывания воспитанников в учреждении.

Неделя пребывания воспитанника в Центре

Занятие

Содержание

1

1 занятие

Вводное занятие. Инструктаж. Мотивация. Выбор темы. Сценарий.

2

2 занятие

Сценическое движение, сценическая речь, театральная игра (теория)

3

3 занятие

Сценическое движение, сценическая речь, театральная игра (практика на основе сценария)

4

4 занятие

Сценическое движение, сценическая речь, театральная игра (практика на основе сценария)

5

5 занятие

Промежуточная репетиция

6

6 занятие

Творческая мастерская (практика на основе сценария)

7

7 занятие

Актерское мастерство (теория и практика)

8

8 занятие

Генеральная репетиция

9

9 занятие

Сценическое выступление

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В содержание занятий включены элементы следующих тематических блоков: сценическое движение, сценическая речь, театральная игра, актерское мастерство.

Основной формой организации деятельности театра-студии является групповое занятие.  В то же время, в рамках реализации проекта предусмотрено вариативное использование и других форм организации:

- игра;

- диалог;

- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и  т. д.

- слушание;

- созерцание;

- импровизация;

- лекции;

- тренинги;

- репетиции;

- индивидуальные занятия;

- занятия малыми группами (по 3-5 человек);

- репетиции;

- театральные выступления.

4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 2011.
  2. Апатенко С.Н. Современная образовательная среда и здоровье обучающихся. // Внешкольник. – 2017. – № 9. –    С. 12.
  3. Богатырев В.А., Тришин В.А. Воспитание личности участников студии. – М., 1998.
  4. Боровиков Л.И. Искусство обучения. Введение в дидактику дополнительного образования детей: методическое пособие / Л.И. Боровиков ; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2013.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,2001.
  6. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999.
  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  8. Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
  9. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра.  Введение  в активные  методы  обучения. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
  10. Кадырова Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования. // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 3 – С. 69-71.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. – Москва: Просвещение, 1989.
  12. Конвенция о правах ребенка // Советский журнал международного права. – 1991. – № 2. – с. 151-171.
  13. Малахова Н.Н. Заглянуть за горизонт… Рождение открытого занятия : методическое пособие для педагога-практика. – Новосибирск, Издательство НИПКиПРО, 2013.
  14. Немов  Р.С.   Психология:  Учебное   пособие   для  учащихся   и   студентов. – Москва: Просвещение, 1990. 
  15. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам :[Текст] : Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г., № 196, зарегистрирован в Минюсте РФ 29 ноября 2018 г., № 528310) // Российская газета. – 03.12.2018 (https://rg.ru/2018/12/03/minprosvescheniya-prikaz-196-site-dok.html).
  16. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).  // Вестник образования. – 2011. – № 11. – С. 4-19.
  17. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – Москва, 2000.
  18. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. / В.М. Полонский. – Москва: Высшая школа, 2004.
  19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» // Федеральный центр образовательного законодательства. – 2014. (http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=3569&q= ).
  20. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2008.
  21. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
  22. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2018.
  23. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2014.
  24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник образования. – 2013. – № 5-6. Март, 2013.
  25. Чернухин О.А. Деятельность многопрофильного учреждения дополнительного образования детей как механизм профилактики правонарушений несовершеннолетних. / Воспитание: традиции и перспективы (к 40-летию кафедры педагогики и психологии ИИГСО): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках V Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 17-19 марта 2010 г.) в 2 т. – Т. 2. – Новосибирск: издательство НГПУ, 2010. – 396 с. – С. 367-371.
  26. Чернухин О.А. Образовательные программы: обновление подходов к классификации в условиях реализации требований ФГОС. // Внешкольник. – 2014. – № 2. – с. 35-39.
  27. Чернухина И.В. Авторские стихи на уроках биологии, химии и экологии. – (библиотечка творческих идей: Естественнонаучное образование. Выпуск 35). – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2001.
  28. Чурилова  Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2017.
  29. Шарапова Е.М. (Андреева Е.М.) Развитие эмоциональной сферы младших школьников как аспект реализации гуманистической парадигмы в образовании. / Парадигмы образования. Материалы научной сессии в рамках конференции 26 апреля 2006. – Ижевск: УдГУ, 2006 г. –    С. 49-51.
  30. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – Москва: МОДЭК, 2014.
  31. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: пособие для педагогов. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011.

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический инструментарий

(методики для мониторинга  результативности реализации проекта)

C:\Users\Mama\Desktop\Карта мониторинга Феникс.jpg

Личностный результат 1: развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к взаимодействию в коллективе театральной студии»

1 – низкий уровень развития параметра. Не принимает участия в коллективной работе; не может определиться – зачем ему это надо; присутствует больше как наблюдатель.

2 – средний уровень развития параметра. Стремится выделиться среди других; часто стремится к совместной деятельности ради общения с друзьями и самовыражения.

3 – высокий уровень развития параметра. Участвует в коллективной творческой деятельности, потому что получает от этого удовольствие; активно стремится к совместной работе, может возглавить творческую группу и обучать других.

Личностный результат 2: развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к творческой деятельности»

1 – низкий уровень развития параметра. Находится на занятиях без желания; не проявляет старательность, работу не доводит до конца; берется за работу с желанием, но не доводит до конца; редко, под влиянием внешних факторов проявляет интерес к деятельности.

2 – средний уровень развития параметра. Участвует в работе, пытается справиться с трудностями, но не всегда хватает для этого знаний и умений; работает добросовестно, ждет одобрения со стороны педагога; регулярно стремится к творческой деятельности, старается хорошо выполнить порученное дело.

3 – высокий уровень развития параметра. Работает добросовестно, доводит работу до конца; любую работу выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя; участвует в творческом процессе, побуждаемый потребностью к самореализации; ответственно подходит к любой работе, проявляет творчество и фантазию.

Метапредметный результат 1: «Способность выбирать социально приемлемые целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим людям»

1 – низкий уровень развития параметра. Противопоставляет себя коллективу, проявляет агрессивность (особенно по отношению к младшим и слабым), нежелание общаться. Проявляет грубость и бестактность в отношениях с педагогами и (или) другими воспитанниками.

2 – средний уровень развития параметра. Не всегда проявляет сдержанность при взаимодействии в другими воспитанниками, педагогами. Время от времени позволяет себе проявлять агрессивность при взаимодействии с с другими воспитанниками, педагогами.

3 – высокий уровень развития параметра. Готов к диалогу, бесконфликтному взаимодействию с другими воспитанниками и педагогами, способен идти на компромисс, вежлив с педагогами.

Метапредметный результат 2: «Умения реализовать собственные творческие идеи на практике»

1 – низкий уровень развития параметра. Не способен предложить (сформулировать) творческую идею в какой-либо сфере социальной деятельности.

2 – средний уровень развития параметра. Способен предложить (сформулировать) творческую идею в какой-либо сфере социальной деятельности, но не способен самостоятельно реализовать ее на практике.

3 – высокий уровень развития параметра. Способен предложить (сформулировать) творческую идею в какой-либо сфере социальной деятельности и способен самостоятельно реализовать ее на практике.

Предметный результат 1: «Уровень освоения предметных знаний»

1 – низкий уровень развития параметра. Проявляет фрагментарное несистематическое освоение предметных знаний. Осваивает менее 50% предлагаемых предметных знаний.

2 – средний уровень освоения предметных знаний. Предметные знания освоены на базовом уровне.

3 – высокий уровень освоения предметных знаний. Характеризуется полнотой освоения предлагаемых учебных знаний.

Предметный результат 2: «Уровень сформированности предметных компетенций (умений применять полученные знания

в социальной практике)»

1 – низкий уровень развития параметра. Способен применять имеющиеся знания на практике по шаблону, предложенному педагогом. Не способен самостоятельно применить имеющиеся знания на практике по шаблону, предложенному педагогом.

2 – средний уровень развития параметра. Способен применять имеющиеся знания на практике по шаблону, предложенному педагогом (репродуктивный уровень).

3 – высокий уровень развития параметра. Способен не только применять имеющиеся знания на практике по шаблону, предложенному педагогом, но и использовать их в незнакомой ситуации (творческий уровень).