Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

.

Эссе « Учитель и ученик растут вместе» Уча других, мы учимся сами. Учитель - уникальная профессия. Для меня выбор этой профессии не случаен. О другом поприще я и не мечтала, в другой роли себя никогда не видела. К родной Красногуляевской школе привязалась душой, искренне полюбила своих учителей, благодарна им за знания, доброту и сердечность. Когда-то вышла я из этих школьных стен, Меня томила почему-то грусть. Я уходила, но не насовсем И знала, что опять сюда вернусь. И действительно вернулась! Но уже в качестве учителя… После окончания Сенгилеевского педагогического училища 30 лет назад я начала работать в Кротковской основной школе учителем русского языка и литературы, заочно училась в Ульяновском педагогическом университете имени И.Н. Ульянова. Но в 1996 году я пришла работать в родную школу, где тружусь и по сей день. За многие годы педагогической деятельности, я убедилась в том, что пословица «Век живи, век учись» напрямую относится к нашей профессии. Курсы, семинары, вебинары, конкурсы, подготовка к урокам, чтение книг, проверка тетрадей… Это только малая часть того, из чего состоит работа учителя. В учении смысл всей нашей жизни. Как сказал К.Д.Ушинский: «Педагог живёт до тех пор, пока учится». А учиться необходимо, потому что понимаешь, что ты растишь и воспитываешь тех, кто завтра придёт на смену нынешнему поколению. Понимаешь, что от качества твоей работы зависит будущее страны, человечества, что в процессе обучения ты играешь ведущую роль. А ещё понимаешь, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания. Французский писатель 19 века Эрнест Легуве сказал: «Цель воспитания- научить наших детей обходиться без нас». И я радуюсь успехам и достижениям своих учеников, горжусь ими и даже способна признать своё поражение, как русский поэт В.А.Жуковский, вручивший свой портрет А.С. Пушкину со словами: «Победителю ученику от побеждённого учителя», потому что понимаю: в победе ученика есть доля моей заслуги, ведь это я вложила в него основы знаний, умений и навыков. Наша профессия требует постоянной работы над собой. Нам нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда идти вперёд, постоянно находиться в творческом и профессиональном поиске, учиться понимать своих учеников, чтобы быть успешными и интересными для них. Поэтому в процессе обучения мы находимся в тесном взаимодействии с нашими воспитанниками: «растём вместе», учимся, совершенствуемся. С первых дней своей учительской карьеры вместе с учениками я каждый раз постигаю что-то новое. Помню, как делала перфокарты, иллюстративный дидактический материал, рисовала сказочных героев, писала от руки карточки, чтобы только повысить у них интерес к моему предмету. Сегодня в образовательный процесс внедряется всё больше информационно-коммуникативных технологий. Современный ребёнок живёт в цифровом мире. И на уроке уже не обойтись без ИКТ. Чтобы идти в ногу со временем, понимать язык ребёнка, учителю необходимо владеть компьютерной грамотой, новыми образовательными технологиями и современными материалами. Теперь для подготовки к урокам и на уроках я использую презентации, электронные учебники, Интернет – ресурсы, в условиях коронавирусной пандемии научилась вместе со своими учениками проводить уроки дистанционно, используя платформы Zoom, «Яндекс-учебник». Только никакая современная техника не заменит живого общения учителя и ученика на уроке. На Востоке говорят: « Настоящий учитель - это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик – тот, кто видит в каждом учителя». Дети – наши лучшие учителя. Они учат нас любить искренне, нежно, бескорыстно, учат открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира, учат непосредственности, честности, естественности, простоте. Они доверяют нам, что обязывает нас учиться быть внимательнее к их проблемам. В статье Алины Абдрашитовой «Портрет моего поколения» описывается случай из школьной жизни. Девочка хорошо училась в школе, а также занималась изобразительным искусством (это ей нужно было для будущей профессии, в которой она себя видела) и танцами. Из-за дополнительных занятий творчеством стала отставать в учёбе, не успевала выполнять домашнее задание, переутомлялась, так как упустила основной материал. В школе ей приходилось видеть недовольство учителей, слышать упрёки. Она оставила занятия творчеством и стала учиться лучше. Но ей пришлось расстаться с мечтой - стать архитектором. Девочке не хватило силы характера, чтобы отстоять свои интересы, а педагогам – понимания. Знакомая ситуация? Да. К сожалению, в нашей педагогической практике есть и такие моменты, когда мы бываем необъективны. Здесь главный принцип – уча, не навреди. От наших ошибок зависит порой судьба наших воспитанников, а от умения учителя признавать свою неправоту – их доверие к нему. Учитель должен быть отзывчивым, понимающим, умеющим поддержать школьника в трудную минуту, строгим и справедливым. Я часто задаю себе вопрос: а я такая? В «Профессиональном стандарте педагога» подчёркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики. А я соблюдаю их? Ведь важно не только то, чему научишь, но и как научишь, как общаешься с обучающимися, осуществляешь дисциплинарные меры, мотивируешь и решаешь различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время. И сама себе отвечаю: я стараюсь, и в этом старании мне помогают мои ученики. Иначе не будет обратной связи. По-другому нельзя, если хочешь быть услышанной. Я считаю, что от постоянного взаимодействия, взаимной поддержки, совместного роста учителя и ученика зависит успех обучения и воспитания подрастающего поколения. Учителю важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего ещё не знаю, что умею и чего не умею. После таких размышлений мне становится понятно, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать, чтобы быть современным учителем, интересным своим ученикам. Учитель тот, кто сам растёт И в росте том преуспевает, Пример зовущий подаёт, Движению преград не ставит И , устремляясь сам вперёд, С собой учеников влечёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchitel_i_uchenik_rastut_vmeste.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе « Учитель и ученик растут вместе»

Уча других, мы учимся сами.

     Учитель - уникальная профессия. Для меня  выбор этой профессии не случаен. О другом поприще я и не мечтала, в другой роли себя никогда не видела. К родной Красногуляевской школе привязалась душой, искренне полюбила своих учителей, благодарна им за знания, доброту и сердечность.

Когда-то вышла я из этих школьных стен,

Меня томила почему-то грусть.

Я уходила, но не насовсем

И знала,  что опять сюда вернусь.

   И действительно вернулась! Но уже  в качестве учителя… После окончания Сенгилеевского педагогического училища 30 лет назад я начала работать в Кротковской основной школе учителем русского языка и литературы, заочно училась в Ульяновском педагогическом университете имени И.Н. Ульянова. Но в 1996 году я  пришла работать  в родную школу, где тружусь и по сей день.

    За многие годы педагогической деятельности, я убедилась в том,  что пословица «Век живи, век учись» напрямую относится к нашей профессии. Курсы, семинары, вебинары, конкурсы, подготовка к урокам, чтение книг, проверка тетрадей… Это только малая часть того, из чего состоит работа учителя. В учении смысл всей нашей жизни. Как сказал К.Д.Ушинский: «Педагог живёт до тех пор, пока учится».

А учиться необходимо, потому что понимаешь, что ты  растишь и воспитываешь тех, кто завтра придёт на смену нынешнему поколению. Понимаешь, что от качества твоей работы зависит будущее страны, человечества, что в процессе обучения ты играешь ведущую роль. А ещё понимаешь, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания. Французский писатель 19 века Эрнест Легуве сказал: «Цель воспитания- научить наших детей обходиться без нас». И я  радуюсь успехам и достижениям своих учеников, горжусь ими и даже способна признать своё поражение, как русский поэт В.А.Жуковский, вручивший свой портрет  А.С. Пушкину со словами: «Победителю ученику от побеждённого учителя», потому что понимаю: в  победе ученика есть доля моей заслуги, ведь это я вложила в него основы знаний, умений и навыков.

   Наша профессия требует постоянной работы над собой. Нам нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда идти вперёд, постоянно находиться в творческом и профессиональном  поиске, учиться понимать своих учеников, чтобы быть успешными и интересными для них. Поэтому в процессе обучения мы находимся в тесном взаимодействии с нашими воспитанниками: «растём вместе», учимся, совершенствуемся.

   С первых дней своей учительской карьеры вместе с учениками я каждый раз постигаю что-то новое. Помню, как делала перфокарты, иллюстративный дидактический материал, рисовала сказочных героев, писала от руки карточки, чтобы только повысить у них интерес к моему предмету.

   Сегодня  в образовательный процесс внедряется всё больше информационно-коммуникативных технологий. Современный ребёнок живёт в цифровом мире. И на уроке уже не обойтись без ИКТ. Чтобы идти в ногу со временем, понимать язык ребёнка, учителю  необходимо владеть компьютерной грамотой, новыми образовательными технологиями и современными материалами.  Теперь для подготовки к урокам и на уроках я использую презентации, электронные учебники, Интернет – ресурсы, в условиях коронавирусной пандемии научилась вместе со своими учениками проводить уроки дистанционно, используя платформы Zoom, «Яндекс-учебник». Только никакая современная техника не заменит живого общения учителя и ученика на уроке.

    На Востоке говорят: « Настоящий учитель - это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик – тот, кто видит в каждом учителя». Дети – наши лучшие учителя. Они учат нас любить искренне, нежно, бескорыстно, учат открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира, учат непосредственности, честности, естественности, простоте. Они доверяют нам, что обязывает нас учиться быть внимательнее к их проблемам.

    В статье Алины Абдрашитовой «Портрет моего поколения» описывается случай из школьной жизни. Девочка хорошо училась в школе, а также занималась изобразительным искусством (это ей нужно было для будущей профессии, в которой она себя видела) и танцами. Из-за дополнительных занятий творчеством стала отставать в учёбе, не успевала выполнять домашнее задание, переутомлялась, так  как  упустила основной материал. В школе ей приходилось видеть недовольство учителей, слышать упрёки. Она оставила занятия творчеством и стала учиться лучше. Но ей пришлось расстаться с мечтой - стать архитектором. Девочке не хватило силы характера, чтобы отстоять свои интересы, а педагогам – понимания.

   Знакомая ситуация? Да. К сожалению, в нашей педагогической практике есть и такие моменты, когда мы бываем необъективны. Здесь главный принцип – уча, не навреди. От наших ошибок зависит порой судьба наших воспитанников, а от умения учителя признавать свою неправоту – их доверие к нему.

   Учитель должен быть отзывчивым, понимающим, умеющим поддержать школьника в трудную минуту, строгим и справедливым. Я часто задаю себе вопрос: а я такая? В «Профессиональном  стандарте педагога» подчёркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики. А я соблюдаю их? Ведь важно не только то, чему  научишь, но и как научишь, как   общаешься с обучающимися, осуществляешь дисциплинарные меры, мотивируешь и решаешь различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время. И сама себе отвечаю: я стараюсь, и в этом старании  мне помогают мои ученики. Иначе не будет обратной связи. По-другому нельзя, если хочешь быть услышанной.

      Я считаю, что от постоянного взаимодействия, взаимной поддержки,  совместного роста учителя и ученика зависит успех обучения и воспитания подрастающего поколения. Учителю важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего ещё не знаю, что умею и чего не умею. После таких размышлений  мне становится понятно, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать, чтобы быть современным учителем, интересным своим ученикам.

Учитель тот, кто сам растёт

И в росте том преуспевает,

Пример зовущий подаёт,

Движению преград не ставит

И , устремляясь сам вперёд,

С собой учеников влечёт.