Инклюзивное образование для детей с особенностями развития

Инклюзивное образование для детей с особенностями развития

Термин "инклюзивное образование" происходит от французского слова inclusif, что переводится как "включает в себя" и означает совместное обучение людей с особыми потребностями и условно здоровых.  Исследователи называют следующие преимущества инклюзии:

  • снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
  • рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
  • улучшение самооценки;
  • развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
  • развитие дружеских отношений внутри группы.


Современные сведения явно указывают на то, что форма образования, при которой происходит вовлечение детей с умственным отставанием в обучение в обычных школах, оправдана и плодотворна.

    Комплексный подход - лучшее решение для обучения и воспитания.
         Поэтому в инклюзивных группах, кроме воспитателя и помощника воспитателя, с дошкольниками дополнительно работает ассистент воспитателя и профильные специалисты. Логопед, дефектолог, психолог, медицинский и музыкальный работники являются участниками учебно-воспитательного процесса. Детям, которые самостоятельно не передвигаются и нуждаются в посторонней помощи, назначается ассистент.

        Существует «Порядок комплектования инклюзивных групп в ДОУ» и по нему группу могут посещать до 15 человек, 1-3 из которых с особыми образовательными потребностями (ООП), в том числе с инвалидностью.
        Педагоги должны создавать в группе психоэмоциональный комфорт. Для этого нужно организовывать психологические и развивающие занятия, подвижные игры, тренировки. Используя оборудование в ресурсной комнате, разнообразные дидактические материалы, развивающие игрушки и учебно-наглядные пособия. 
       Особенно нужно заботиться о развитии коммуникативных навыков между детьми. Педагоги в дошкольном учреждении, прежде всего, должны формировать положительное отношение здоровых воспитанников к детям с психофизическими недостатками.
        При этом не акцентировать внимание на ребенке с ООП, он не должен занимать особое место в группе. Достаточно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно, безопасно и стремился быть самостоятельным насколько это возможно. При правильном подходе и организации, у детей будут развиваться навыки работы в команде, сотрудничество, взаимопомощь, умение совместно решить проблему.

       Также важно сотрудничество с родителями. Проведение консультативной работы с родителями позволит специалистам лучше узнать и понять ребенка. А родители в свою очередь получат информацию о потенциальных возможностях ребенка, о его успехах или неудачах, о том, чему стоит уделять больше внимания дома. Такая командная работа, поддержка и взаимопонимание поможет получить отличные результаты в обучении и развитии ребенка.

                Обустройство пространства в дошкольном учреждении с инклюзивными группами.
                В настоящее время инклюзия является обязательной в школах и детских садах, поэтому при строительстве или реконструкции этих зданий должны создаваться все условия для доступного, безопасного обучения и воспитания детей.

                 - Беспрепятственный доступ в помещение - наличие пандусов.

                 - Соблюдение температурно-воздушного режима.

                 - Наличие достаточного естественного освещения и при необходимости обеспечения искусственным.

                 - Выбор качественной мебели и правильное их расположение в коридоре, группе, кабинетах специалистов.

                 - Обеспечение необходимыми учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами, оборудованием для занятий и игр.

                 - Обустройство ресурсной комнаты для проведения психолого-педагогических и коррекционно-развивающих занятий

     Преимущества инклюзивного образования в дошкольном учреждении

              В инклюзивных группах дети с особыми образовательными потребностями вовлечены в учебный процесс. Они общаются со сверстниками, находят друзей, становятся открытыми и чувствуют себя увереннее. Привлекаются к совместным играм и творческим занятиям. Это все способствует речевому, когнитивному, социальному и эмоциональному развитии.
             Дети с типичным развитием учатся толерантности, умению сострадать, помогать, поддерживать. А воспитатели и специалисты лучше понимают потребности и особенности детей, получают новый опыт, овладевают различными педагогическими методиками. Поэтому преимущества есть для всех. Успешное пребывания в инклюзивных группах является прекрасным началом для дальнейшего образования.
            Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов детей здоровых и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. В инклюзивных детских садах специалисты очень много времени должны проводить внутри группы. Занятия строятся на взаимодействии внутри. Основная идея - наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритетом в работе с особыми детьми являются, скорее всего, не конкретные знания и навыки, а самочувствие и развитие личности.
           Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами, обеспечивает им полноценное участие в жизни общества.