Технологии развития воображения у детей и подростков

Малютина Людмила Сергеевна

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит, воображение является необходимой способностью для человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем периоде наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Основная задача воображения - представление ожидаемого результата до его осуществления. Т.е. это некий образ объекта, ситуации или условий.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения.

Например, ребенок, уже научившийся владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения как бы привязаны к восприятиям. То есть, ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

В этом возрасте воображение ребенка развить можно, к примеру, следующими способами:

  • попробуйте дочитать малышу сказку лишь до определенного момента, а затем попросите его самостоятельно придумать, чем закончилась история книжных персонажей. То же самое можно сделать и с уже прочитанной любимой книгой – пусть ребенок попробует представить, что произошло со сказочными персонажами дальше, за страницами этой истории. Сначала это будут лишь догадки и предположения, но постепенно они превратятся в длинные и увлекательные сюжеты.
  • Замечательно развивает фантазию и наблюдение за окружающим миром. Встретив на улице девочку с собакой, предложите малышу придумать, какое имя подошло бы ее питомцу, чем любит заниматься его хозяйка, в каких местах они предпочитают гулять. Увидев необычный дом, попросите ребенка пофантазировать: кто живет в этом доме, как выглядят комнаты в нем, что подают в этом доме на обед. Можно пользоваться и самыми простыми подручными средствами. Пусть ребенок придумает, как можно использовать не по прямому назначению обычную палку, столовые ложки, табурет.
  • Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз. Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента и т.д.
  • Прекрасно развивают детскую фантазию и самые простые творческие занятия: рисование, раскраски, лепка из пластилина. Обязательно расспрашивайте ребенка, что он рисует или лепит из пластилина, почему использует именно такие цвета.
  • Почаще водите ребенка на разнообразные увлекательные экскурсии, ходите с ним в театры и всегда просите его рассказывать, что ему больше всего запомнилось и почему.

 

В подростковом возрасте воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью. Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования — на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности — на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве — на знание правил письменной речи.

Также в жизни подростков видное место занимает активная, творческая мечта. Уже в дошкольном возрасте дети начинают мечтать о будущей деятельности, но мечты эти вначале не носят устойчивого характера.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Воображение подростков может оказывать, таким образом, влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

Как же развить воображение у подростков? Если подросток лишен своего внутреннего воображаемого мира, некоторые психологи применяют своеобразный метод: имеющие проблемы отроки знакомятся с персонажами фантастических книг или кино и учатся идентифицировать себя с ними. Принимая условия работы, подросток в своем воображении научается входить в образ выбранного героя и начинает отчетливо чувствовать, что воображаемый мир тоже реален. Психолог сопровождает подростка в его внутреннем воображаемом пространстве.

Участие в постоянных школьных конкурсах, создание стенгазет и поздравлений для учителей — все это требует от ребенка достаточной работы воображения. Придумывая дизайн стенгазеты или поэтические строчки, подросток наилучшим образом проявляет собственную фантазию....

В рамках внеклассного занятия можно даже поставить спектакль, посвященный, например, Великой Отечественной войне. Дети под руководством преподавателя могут придумать свой собственный сценарий, пусть короткий, но зато оригинальный и смысловой. Или провести какой-нибудь тематический семинар. Также психологи давно сумели доказать, что частое чтение книг, ведение дневника и творчество положительно влияют на улучшение работы воображения.