УЧИТЕЛЬ 21 ВЕКА И ЕГО УЧЕНИКИ.

     Российское образование постоянно и неукротимо движется вперёд, требует от учителя 21 века осуществления непрерывного самообразования и самосовершенствования в работе. Одним из основных критериев следует назвать соответствие своим ученикам, чтобы они считали своего учителя высокообразованным, продвинутым и современным. Такой учитель сможет увлечь, повести за собой, показать своим ученикам верную дорогу в правильном направлении самообразования и самосовершенствования.

     Учитель 21 века активно развивается сам и предоставляет своим ученикам возможность развиваться, становиться успешными для достижения собственных целей, ведения жизни в гармонии с собой и современным обществом. От учителя 21 века зависит многое. Зависит тот путь, по которому он направит своих подопечных, сможет помочь в постановке правильной цели, представит её так, как самый подходящий выход, возможный в данной ситуации. Зависит от того, чему и как он научит своих учеников, так мы и будем жить в дальнейшем при более развивающемся и претерпевающем изменения современном мире – мире глобализации, мире широкого развития информационных и компьютерных технологий.

     Учителю 21 века нужно стремиться к самосовершенствованию и быть гибким для овладения такими универсальными действиями, которые будут новейшими в течение довольно длительного времени. Всесторонне развитый учитель с широким спектром универсальных действий и компетенций представляет больший интерес для своих учеников, так как может поддержать разговор и ответить на вопросы, касающиеся многих областей в науке и культуре современного мира. Такой учитель подходит к решению проблемы, рассматривая её с разных точек зрения и способен общаться со специалистами из разных областей науки и культуры. Учителю 21 века необходимо решать любые проблемы, адаптируясь к разнообразным меняющимся условиям, находя выход из трудных жизненных ситуаций, чтобы показать своим ученикам мобильность, гибкость, креативность, индивидуальность. Современный учитель владеет целеполаганием и планирует каждый этап работы от начала до конца, используя имеющиеся ресурсы для достижения определённого результата, и жёстко регламентирует временные рамки. Он ставит перед собой проблему и достигает цели, если рассматривает её с разных ракурсов. Учитель 21 века способен работать с различными средствами массовой информации, предоставляя конкретные сведения, нужные ученикам, выкладывая их в блогах, на сайтах, в социальных сетях. Он способен организовать дистанционный образовательный процесс для своих учеников, вступая в сотрудничество с учителями других школ и преподавателями высших и средних учебных заведений для большей эффективности своей работы. Учитель 21 века хорошо ориентируется в потоке информации, выбирая действительно нужную и значимую лично для него и его учеников, умеет её качественно перерабатывать и своевременно доносить до обучающихся, что способствует интеллектуальному развитию и повышает его статус в их глазах. Учитель 21 века способен отобрать достоверные сведения в обширном потоке информации и составить из них чёткий и последовательный план действий своей работы. Учителю 21 века необходимо уметь самому и развивать у своих учеников способность к пониманию завуалированного смысла получаемой информации, так как другой человек может понимать это иначе и подразумевает совсем иное значение при отправлении информации. Такой учитель умеет делать правильные выводы, не искажая смысла, даже при малом количестве информации.

Ученикам 21 века интересен учитель, обладающий не только интеллектом, но и коммуникабельностью, которая будет притягивать их к нему. Учитель 21 века создаёт при общении с детьми условия для активного положительного взаимодействия с ними, уделяя особое внимание их настроению, проявлению эмоций для повышения качества своего труда.

     Я, как учитель иностранного языка, хотела бы отметить необычайную роль мультикультурного диалога для учителя 21 века. В любой школе, и даже в одном классе, встречаются учителя и дети разных национальностей и из разных стран, которым приходится вступать в активное взаимодействие друг с другом. Для более эффективного и качественного взаимодействия мы изучаем их традиции, обычаи, культурные и нравственные ценности, нормы поведения. Обладание социокультурной компетентностью способствует росту профессионализма в педагогической сфере и сохраняет востребованность учителя для обучающихся.

Учитель 21 века должен быть готов к ведению и поддержанию мультикультурного диалога для содействия культурному многообразию.

Российское образование всё ближе подходит к осуществлению мультикультурного образования, которое предоставляет равные возможности для представителей разных национальностей и способствует реализации диалога и взаимопроникновения культур. Для активного взаимодействия со своими учениками учителю 21 века следует быть готовым к определению уровня толерантности и созданию условий толерантного поведения и уважения культурных ценностей каждого представителя иной национальности в классе.

     Для соответствия своим ученикам учителю 21 века потребуется знание пока хотя бы одного иностранного языка, а в последствие и нескольких.

Владение социолингвистической компетенцией, употребление лексики в соответствии с характером и стилем общения приведёт к эффективным взаимоотношениям общающихся представителей разных национальностей и культур. Учитель 21 века развивает у своих учеников разных национальностей способность представлять культуру своих стран при условии иноязычного общения представителей разных культур.

     Таким образом, учитель 21 века должен быть мультикультуральным. Тогда он сможет помочь своим ученикам в определении их культурной идентичности, способствовать общению представителей разных культур на основе взаимопонимания, взаимоуважения, проявления активного интереса к национальным традициям, обычаям, нормам поведения. Всё это будет содействовать разрешению конфликтных ситуаций мирным путём.

Доброжелательные отношения среди обучающихся класса и школы приведут к формированию здоровых положительных отношений к многообразию разных национальностей на планете Земля. Такой учитель никогда не потеряет интерес к себе со стороны своих учеников и желание с ним общаться в течение долгого времени.