Доклад "Наставничество в детском коллетиве по треку "Наставник- наставляемый(обучающийся)" и "Дети учат детей"

Дедюлина Ирина Геннадьевна

Уважаемые коллеги!  Разрешите представиться: Дедюлина Ирина Геннадьевна –  педагог дополнительного образования детей г.о. Отрадный, руководитель студии «Зазеркалье»

 

      В студии «Зазеркалье» с успехом применяются два трека  системы наставничества:

 «наставник – наставляемый (обучающийся)»

 «наставник (обучающийся) – наставляемый (обучающемуся)»

 Для начала давайте рассмотрим портрет участников  проекта.

 

Наставник. Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.

     Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Наставник может привлекать консультантов по необходимости, например психолога, для успешного выполнения своей программы наставничества.

 

Наставляемый:

     Вариант 1. Неуспевающий обучающийся. Демонстрирует низкую мотивацию к занятиям и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в детском  коллективе.

     Вариант 2. Пассивный обучающийся. Социально или ценностно

дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни коллектива, отстраненный от него, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ребёнок, имеющий проблемы при адаптации в новом детском коллективе: психологические, организационные и социальные.

     Вариант 3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер группы, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.

     Вариант 4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе.

 

В моей работе всё гораздо интереснее, так как я не являюсь классическим наставником из описанных вариантов. Я  наставник хореографической группы в количестве 12 человек. И здесь, как и в любом детском коллективе встречаются как активные дети, так и пассивные. Есть «пчёлки»,  которые добиваются успехов своим трудом, а есть дети реально одарённые,  но с ленцой.  И моя задача как педагога дополнительного образования, научить, помочь стать единым коллективом, поддержать, подсказать. Научить слушать, слышать и применять. И только тогда это станет по настоящему сильный , сплочённый и работоспособный коллектив. Коллектив,  который с большим удовольствием и радостью будет делиться своими знаниями и умениями с  более младшими членами нашей большой дружной семьи под названием «Зазеркалье». Я думаю, что моя работа (наставника)  вам всем близка, ведь   педагог дополнительного образования,  это человек творческий, однозначно любящий свою профессию. Потому что сюда мы приходим по зову сердца. У каждого из нас свои методы работы в детском коллективе, и я думаю, что сегодня мы услышим много нового и интересного.

Давайте рассмотрим методы, которые я использую в своей работе.

  • наблюдение;
  • курирование – способ сохранения и поддерживания контакта

наставника и детей, контроля ситуации со стороны наставника;

  • интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное

пространство, что помогает устранить  негатив  и

стимулирует позитивную точку зрения на ту или иную ситуацию.

  • коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
  • психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное

воздействие наставника и родителей с целью выработки у детей адекватной самооценки.

  • психологическая помощь – особая деятельность наставника,

осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи,

возникающей у подопечных;

  • социально-психологическая профилактика – предупреждение

возможных негативных последствий поведения, нежелательных для

обучения и развития наших обучающихся;

  • тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений

психологических феноменов человека, группы и организации с целью

гармонизации профессиональной  и личностной жизни ребёнка.

 

Очень часто в свое работе я делюсь с детьми той или иной жизненной ситуацией произошедшей в моей жизни и на личном примере разбираю что я сделал по моему мнению правильно, а где поступила бы иначе, затем  задаю вопрос детям , что им нравится в их жизни, что не нравится, что бы они  хотели изменить.

Обязательно интересуюсь планами ребёнка  на будущее: кем бы хотел

стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет, предлагаю свою помощь в достижении желаний подопечного.

Так же в своей работе устраиваю различные мероприятия: походы в кино, в музей, в лес, на речку (совместно с родителями), в театр и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор ребёнка. Привлекаю детей  к совместной организации и

участию в праздниках, акциях, спортивных мероприятиях, конкурсах.

Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает

отношение как к наставнику так и к детскому коллективу .

А сейчас я хочу остановиться на треке «обучающийся- обучающемуся».

Ведь наставничество среди учащихся – это реально работающая форма в системе дополнительного образования. Технология детского наставничества способствует более глубокому познанию детьми самих себя, своих возможностей, проявлению уважения к правам, интересам и особенностям других людей, воспитанию сочувствия и взаимоуважения, возникновению желания сделать жизнь живущего рядом с тобой комфортной, стремлению к самоуправлению. Модель детского наставничества представляет собой систему, состоящую из трех процессов: управляющего, обеспечивающего и основного, который, в свою очередь, подразделяется на блоки «Диагностика», «Конструирование воспитательного пространства», «Рефлексия».

Блок «Диагностика» предусматривает изучение детей на совместную деятельность, индивидуальных качеств, предполагаемых участников процесса детского наставничества, формирование пар наставник-подопечный.

Блок «Конструирование воспитательного пространства» направлен на создание реальных условий для динамичного общения, ситуаций успеха для обоих участников процесса.

В процессе сопровождения наставник оказывает необходимую и достаточную (но не избыточную) поддержку для перехода подопечного от позиции «я не могу» к позиции «я могу это сделать». Доброжелательная обстановка, внимание со стороны наставника помогает подопечному создать положительную модель поведения, приобрести уверенность в своих силах, желание творить и созидать.

Блок «Рефлексия» предполагает подведение итогов наставничества за определённый период, получение обратной связи от наставников и подопечных с использованием различных форм и методик.

У нас как правило – это совместные постановки и отчётные концерты.

Показателями оценки эффективности взаимодействия наставник-подопечный  являются отсутствие конфликтных ситуаций, активность подопечного в досуговых мероприятиях .социальных акциях и конечно же в концертной деятельности. Сам наставник обретает уверенность в своих организаторских способностях благодаря реализации собственного лидерского потенциала .

Наставничество в студии «Зазеркалье» это – прежде всего добровольный вид деятельности. Скажу сразу , что не все дети из коллектива решились стать наставниками для младших товарищей. В первую очередь за предложенную работу взялись социально активные ребята. И только спустя довольно продолжительное время, благодаря нашей работе в треке «наставник –ученик», за работу приступила  вся группа. Сейчас их  объединяет желание передать свой  опыт младшим , умение сопереживать, понимать и принимать.

Педагог в этом треке играет роль куратора. В основе наставничества обучающихся лежит «Творческий тандем». Помимо схемы «обучающийся- обучаемый», мы часто используем групповую работу, когда старший состав берёт шефство над младшим составом детей.

Конечно же  наставник (обучающийся) находится выше по технике исполнения в хореографии и подтягивает подопечного(обучаемого), объясняя, как надо правильно выполнить то или иное движение.

В студии «Зазеркалье» существует несколько правил, которых должен придерживаться юный наставник. Многое мы позаимствовали из старого опыта (пионерии), когда в школах отличники брали шефство над отстающими ребятами

Часто дети старшего состава помогают выполнять растяжку и разогревание на занятиях младшим обучающимся, отрабатывают с ними связки, оказывают психологическую поддержку (поясняют значимость любой позиции в танце, не только солирующей, но и средней и задней линии).

В основе взаимодействия старших и младших лежит технология демократического сотрудничества. Педагог тщательно следит, чтобы роль старших обучающихся не уходила от функции наставника в «дедовщину». Это – неприемлемо. Так же педагог должен учитывать темперамент каждого ребёнка и подобрать такой тандем, что бы он  реально работал.

Какие же задачи являются для нас приоритетными:

  • творческое развитие:
  • интеллектуальное развитие;
  • досуг;
  • предпрофессиональное самоопределение;
  • отбор талантов;
  • творческая самореализация;
  • профилактика детских правонарушений;
  • патриотическое воспитание;
  • социализация.

 

Так же, как форму наставничества у детей мы используем мастер-классы, совместные массовые мероприятия.

Уже стало традицией в нашем коллективе проведение старшими таких мероприятий как:

  • Посвящение в танцоры.
  • Новый год.
  • День именинника.
  • Отчётные концерты.

 

По результатам проведенного анализа вовлеченности детей в практику наставничества можно утверждать, что данный проект выполняет свою социальную роль. В коллективе царит атмосфера взаимовыручки, взаимопонимания и толерантности по отношению друг к другу. На отчётных концертах и конкурсах различных уровней, чётко видна работа нашего проекта. Помочь переодеться, найти своё место на сцене, собраться перед выступлением и услышать слова поддержки со стороны — наставников- это маленький перечень того, что чувствуют наши маленькие танцоры выходя на сцену. Как правило, итогом всему этому отличное выступление и шквал аплодисментов. Ну а нашим наставникам не остаётся ничего другого как выложиться на все 100%, что бы их подопечные гордились своими наставниками и брали с них пример.