Эссе «Электронное портфолио-перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию»

Фролова Татьяна Олеговна

Работа на конкурс в образовательной сети Дневник.ру совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации  «Урок XXI века»!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_frolova_tatyana_arhangelsk.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Электронное портфолио-перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию»

Фролова Татьяна Олеговна,

учитель начальных классов

МБОУ «общеобразовательная гимназия №6»

Г. Архангельск

электронный адрес: 0906.69@mail.ru

          Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях:  автобиографические записки,  дневники,  личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый  ритм, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации. А это значит, что информация, представленная в социальных сетях Интернета в качестве электронного портфолио, является наиболее востребованной.

Термин "портфолио" (итал. portfolio — 'портфель, папка для документов' → англ. ) давно знаком профессионалам из области искусства. Приятно листать, рассматривать и любоваться портфолио модельеров, дизайнеров, фотохудожников, в которых подобранные фотографии раскрывают сценический образ, характер и колорит. Восторгаться портфолио дизайнеров и  архитекторов, где представлены их лучшие работы, способствующие поиску заказчиков и потребителей услуг.

Умение представить своё портфолио  является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

Электронное портфолио педагога - это презентация, блог, сайт, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

          Электронное портфолио – это современное, оперативное, функциональное, эффективное «досье успехов» педагога, которое можно успешно использовать в персональной деятельности:

-это один из способов учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской;

-это мониторинг эффективности работы преподавателя;

-это анализ деятельности, ее результативности и поиск новых путей;

-это очень удобная форма хранения информации, которую можно в любое время востребовать, распечатать и предъявить;

-это один из способов подтверждения умения  применять инновационные технологии обучения и воспитания;

 -это взаимный обмен  опытом работы среди педагогов, позволяющий получить советы, способствующие профессиональному совершенствованию;

-это помощь  в прохождении профессиональной аттестации и получении более высоких разрядов;

-это содействие   при устройстве на работу, досье, которое поможет работодателю оценить уровень профессионализма;

-это стимул к самообразованию и повышению самооценки;  

-это самопрезентация, которая помогает формировать  имидж  педагога в глазах родителей, детей и общества.

Для меня портфолио – моя визитная карточка, мой опыт, моё самообразование, моя гордость!

          Несомненно, электронное портфолио на сегодняшний день необходимо каждому учителю, стремящемуся повышать своё профессиональное мастерство, создавать имидж учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания и инновационными технологиями.

Для этого необходимо правильно оформить и представить свой педагогический опыт. Подходы к построению “папки документов” могут быть разными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя.

Мне кажется, что портфолио учителя  должно отличаться профессиональностью, творческим подходом, быть ярким и оригинальным.

В зависимости от целей может быть несколько видов портфолио:

для подтверждения успехов деятельности-портфолио, состоящее из документов;

для участия в профессиональных конкурсах, быстрой презентации себя-портфолио в форме презентации;

для представления своего творчества, участия в конкурсах методических разработок, для печати - портфолио с творческими работами в разных сферах деятельности: статьями, выступлениями, разработками интересных уроков и занятий.

Комплексное электронное  портфолио, объединившее в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодное для аттестации учителя,  может быть представлено в виде  рабочего сайта учителя, на котором он сможем полноценно и многогранно представить свою деятельность, показать умения учителя решать профессиональные задачи,  владение современными образовательными технологиями, использование информационных технологий.

Структура портфолио, предложенная в конкурсном задании для педагогов «Урок XXI века» меня полностью устраивает, только хотелось бы разделить урочную и внеурочную деятельность. Каждое направление отнимает огромную массу сил, времени и фантазии, поэтому считаю, что достижения в данных направлениях должны рассматриваться раздельно.

Раздел «Внеурочная деятельность педагога» или «Учитель-классный руководитель» должен отражать деятельность педагога, как классного руководителя и содержать документы: список творческих работ учеников, выполненных под руководством учителя; список победителей конкурсов чтецов, спортивных соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видео с записью проведенных мероприятий (выставки, экскурсионные поездки, КВН, игры, брейн-ринги и т. п.); программы работы кружков и факультативов.

Возможно, отражение в портфолио  и учебно-материальной базы, с которой работает учитель (заведующий кабинетом), ведь   мы представляем всю свою деятельность, а заведывание кабинетом требует особого внимания  и при этом никак не оплачивается. Итак, раздел « Учебно-материальная база» должен представлять деятельность учителя- заведующего кабинетом и содержать документы:  выписку из паспорта учебного кабинета (при его наличии); список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска  и др.); перечень электронных образовательных программ, аудио и видеопособий и др.

И ещё  очень важно - опубликовать своё сайт-портфолио в социальной сети  специально для этого предназначенной, где публикуют свои электронные портфолио учителя, воспитатели, музыкальные работники, иначе его трудно будет найти и, польза будет минимальной, не оправдает затраченные труды.

Закончить своё   эссе мне бы хотелось словами американского поэта Генри Лонгфелло «Мы судим о себе по ощущению своих способностей что-то сделать, в то время как другие судят о нас по тому, что мы уже сделали». Сегодня появилась объективная система оценивания успешности педагога как в урочной, так и во внеурочной работе при помощи электронного портфолио, и каждый учитель должен использовать  возможность презентовать себя разумно,  качественно и профессионально.


 

Комментарии

Быковская Анна Борисовна

Прочитала Ваш материал с огромным интересом. Спасибо! Что-то взяла себе на заметку.
Валентина Алексеевна Латышева

Спасибо. Меня удручает одно- временные затраты на оформление портфолио, сбор справок, подтверждающих успехи моих учеников. Когда же с детьми работать! Я руководитель предметной линии " Физического и нравственно психологического здоровья". Мониторинги, отчеты... Индивидуальных консультаций с детьми все меньше и меньше... Функциональные обязанности, которые не учтешь, как с ними быть?!
Щербакова Ираида Александровна

Валентина Алексеевна, полностью с Вами согласна. А дети нам "не мешают" ? хочется спросить.
Утопаешь в бумагах с утра и до вечера. На каждый свой шаг -документ(бумажка). Чувствую себя человеком, оправдывающимся :"Вот, смотрите, я не бездельничаю,я работаю...

Щербакова Ираида Александровна

Я НЕ СОГЛАСНА С ЭТИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ !. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.
Получается так :если учитель не сделал себе портфолио, значит он не соответствует занимаемой должности... Е Р У Н Д А !!! Другое дело , что нас заставляют это делать...