Факторы повышения учебной успешности школьников

Оксана Сергеевна Плотникова

Как сделать учебную деятельность более эффективной? Что нужно сделать, чтобы школьники учились с интересом и желанием?

        Довольно часто и учителя, и родители с сожалением констатируют: “не хочет учиться”, “мог бы заниматься лучше, но нет желания” или, что еще хуже,  «не хочет ходить в школу».

        Почему так происходит?  Ведь в первый класс дети приходят с желанием и радостью, имея внутреннюю установку хорошо учиться, чтобы радовать родителей, много знать, и каждый из первоклассников с уверенностью отмечает, что «в школе интересно».  Как сделать так, чтобы такая позиция школьника сохранилась на протяжении всего периода обучения в школе. Эта проблема является насущной для каждого учителя в отдельности и для школы в целом.

         Главными составляющими академической успеваемости как наиболее часто замеряемого показателя успешности школьника в учебной деятельности являются интеллектуальные способности, с одной стороны, и мотивационные и личностные потребности, с другой.  Однако в последнее время данные связи интеллекта с успешностью в учебе школьников существенно варьируют. Не секрет, что среди слабоуспевающих школьников присутствуют как дети с высокими, так и с низким способностями.

         Основной причиной низкой успеваемости  является отсутствие у них учебной мотивации. Школьника нельзя научить успешно учиться, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Уровень интеллекта не определяет успеваемость, она зависит в первую очередь от уровня выраженности у ученика познавательной мотивации (Бадмаева, 2004). Поэтому задача учителя по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса должна стоять на первом месте.

         Прежде всего следует понимать и различать понятия «мотивация», «мотив» и «цель» в образовательной деятельности.

         Мотивация - это совокупность факторов (мотив, потребность, стимул и т.д.), которые побуждают школьников к деятельности с определенной целью.

         Мотив -  внутренние побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей личности,  ради которого она осуществляется, т.е.  обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность учащегося  в его свершении.

        Цель — это предвидимый конечный результат, представляемый и осознаваемый человеком и регулирующий ход деятельности.  Другими словами, мотив - побуждение к достижению цели.

         Изучение вопросов, связанных с  мотивами учебной деятельности,  проводились и  отечественными психологами, которые отмечают исключительную важность обращения к ресурсу  внутренней учебной мотивации учащегося при построении эффективного учебного процесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, А.И. Подольский, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин).     «Влияние мотивации – вещь деликатная, легко не обнаруживается, но, в конце концов, дающая о себе знать самым роковым образом» (Гальперин, 2007, с. 195-196). «Самое главнее заключается в том, что мы можем совсем не учитывать мотивацию, но она все-таки имеется и определяет степень успешности обучения» (там же, с. 197).  Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. 

        Таким образом важность  мотивации в учении не оспорима.

         Рассмотрим  познавательные и социальные мотивы:

- познавательные мотивы  связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, направленностью школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками,  к самообразованию, на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;

- социальные мотивы  связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу,  понимание необходимости учиться, чувство ответственности, в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Данный  мотив может проявляться и в  попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. и  является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности, так как школьник не только взаимодействует с учителем и одноклассниками, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с ними, постоянно совершенствовать эти формы.

        Внутренние составляющие этих мотивов по - разному проявляются в учебном процессе. Например,  познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; а   учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности или в отказе от них.

          Как мы видим, для успешности в обучении у школьника должны быть сформированы  и познавательные, и социальные мотивы в равной степени, а, может быть, чуть больше – социальные.  Для того, чтобы  школьник включился в учебу, нужно чтобы поставленные в ходе учебной деятельности задачи были и понятными, и внутренне принятыми им, другими словами чтобы они приобрели значимость для школьника, и  при этом он должен обладать такими качествами как ответственность, дисциплинированность и исполнительность.  Поэтому для достижения цели, а именно, сделать учебную деятельность эффективной и качественной, важно повышать и познавательные и социальные мотивы школьников в совокупности, не отделяя их друг от друга. А какие рычаги и инструменты будут использованы учителем для реализации цели зависит от профессионального мастерства педагога.  Но в основе должен быть положительный эмоциональный настрой, исходящий от учителя, а сам учитель - личность, увлеченная процессом познания и поиска, стремящаяся к развитию, созиданию, достижению и самосовершенствованию, являющаяся кумиром и образцом для подражания.