Использование оценивания для повышения качества образования

Оксана Сергеевна Плотникова

  В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных организаций, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием, решение которой невозможно без повышения мотивации к учебной деятельности всех участников образовательной деятельности.

        Задача школы выбрать такие рычаги, которые настроят школьника  на достижение максимально возможных результатов в учебной деятельности.  В связи с чем предлагаю эффективную, удобную и понятную модель учёта личностных достижений учащихся, которая связывает  оценивание образовательных результатов с индивидуальным приращением знаний, умений и компетентностей учащегося и создает условия для получения опыта самоанализа,  планирования и реализации процесса собственного обучения, что приведет к повышению качеств образования каждого школьника в отдельности и всего ученического коллектива.

       Концепция выстраивания модели учета личностных достижений включает учебную деятельность, дополнительное образование и внеурочную деятельность школьников при педагогической поддержке и психолого-педагогическим сопровождением.

       Актуальность разработки и внедрения данной модели обусловлена необходимостью повышения образовательного уровня школьников, создание условий для формирования личности обучающегося, ее саморазвития и самореализации в условиях системы непрерывного образования.

       Содержание проекта модели отражает особенности современной образовательной ситуации – нацеленность на развитие личностных компетентностей учащихся разных возрастных групп,  соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

      Модель учета личностных достижений  школьников  (далее-- Модель) направлена на  получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отследить процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

     Модель является комплексной, включает оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных, которые реализуются в рамках  Модели и предполагают: поддержку высокой учебной мотивации школьников; формирование  умения проводить самооценивание и самоанализ;  поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения. Один из основных компонентов Модели является Карта учета личностных достижений учащихся, которая сформирована в виде таблицы (приложение №1)

     На основании анкетирования участников образовательной деятельности и проведения мониторинга показателей учебной деятельности, которые родители и учащиеся предложили включить в карту учета личностных достижений школьников, методическим советом школы было принято решение определить  в качестве  основных показателей деятельности школьников, которые подлежат учету, следующие: учебная деятельность, познавательная деятельность, социально-значимая деятельность, творческая деятельность, спортивная деятельность, соблюдение требований внутреннего распорядка.

Фиксация результатов деятельности производится в индивидуальной карте учета личностных достижений, которая сформирована в виде таблиц (приложение №1).

Результаты оцениваются в баллах от 1 до 5 по каждому показателю (зачетный балл) в соответствии с критериями оценивания, которые имеются  в таблице.

      Таблица №1  заполняется классным руководителем лично, со  2 по 6 – школьником с помощью родителей при поддержке классного руководителя. Максимальный балл, который возможно получить по каждому показателю в отдельности -5 баллов, максимальный балл – 30 (6 таблиц показателей деятельности школьников).

       В учебной деятельности (таблица 1)отслеживается успеваемость школьников по предметам, изучаемым в соответствии с учебным планом.

 в таблице 2 учитывается познавательная деятельность: по участию школьников в предметных олимпиадах   и конкурсах, работа в научно-исследовательском обществе учащихся школы.

       Социально-значимая деятельность (таблица 3) включает учет участия школьников в мероприятиях гражданско-нравственной направленности, в общественно-полезном труде, и было принято решение учитывать отдельно значимые мероприятия для школы и учащихся - выполнение классного поручения и сбор макулатуры.

       В таблице 4 отражена реализация возможностей школьников в спортивной деятельности: участие в ГТО, соревнованиях разного уровня, олимпиадах и конкурсах спортивной направленности

       Результат творческой деятельности школьники отражают в таблице 5. Здесь также важны участие в конкурсах, фестивалях, школьных мероприятиях, занятия в кружках и секциях спортивной направленности.

       В таблице 6 ведется фиксация соблюдения требований внутреннего распорядка (школьная форма, отсутствие опозданий в школу, ведение дневника успеваемости, дежурство по школе  и сохранность учебников).

       По каждому показателю после вычисления зачетного балла, школьники делают вывод о степени реализации своих возможностей по каждому показателю и ставят перед собой цели на следующий учебный год по корректировке личностного результата.

      После проведения анализа своей деятельности школьники составляют самоанализ, с которым они выступают перед своими одноклассниками. По результатам проведенного анализа, набравшие  зачетный балл 25-30  будут поощрены администрацией школы в виде размещениях их фотографий на сайте школы, бесплатным билетом в музей, кино и т.д.,  родители –благодарственными письмами.

       Карта учета личностных достижений  дает учащимся  возможность проследить свой личностный рост, провести анализ использования своих образовательных потенциалов, наметить план по их реализации в следующем учебном году

     Считаю, что предложенная модель учета личностных достижений школьников реализует системно-деятельностный подход, который обеспечивается содержанием и критериями оценки, выраженные в деятельностной форме, что соответствует требованиям ФГОС общего образования, способствует формированию активной, жизненной позиции учащихся, формирует адекватную самооценку и самоанализ, что приведет к повышению их мотивации к учебе, и, в следствие чего, повысится образовательный уровень учащихся.