Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС

Куделько Александра Олеговна

В условиях реализации ФГОС особое внимание уделяется совершенствованию методической работы педагогов. Методическая работа решает современные и перспективные задачи образования, проблемы укрепления здоровья детей, формирование УУД, организует исследовательскую и творческую деятельность обучающихся, занимается воспитанием в детях гуманности, целеустремленности, познавательного интереса ко всему окружающему, повышением их индивидуальных способностей, и всех остальных необходимых качеств, которые помогут детям в жизни.

Методическая работа в образовательных учреждениях – это работа не только одного педагога, а совместная практическая деятельность всего коллектива, это комплекс практических работ, который осуществляется на основе опыта и достижений каждого педагога.

Л.М. Сыромятникова считает, что в процессе организации методической работы в образовательном учреждении решаются следующие задачи:

‒ создание сплоченной активной команды единомышленников-педагогов;

‒ предоставление условий для непрерывного профессионального образования педагога; для совершенствования методики проведения учебного предмета; для максимального удовлетворения спроса педагога на методические услуги через обучение, развитие, информирование, внедрение инноваций;

‒ стимулирование активности педагога к творческому, исследовательскому, поисковому процессу в педагогической деятельности и анализ результатов учебно-воспитательного процесса на основе диагностики;

‒ совершенствование методов взаимодействия с обучающимися;

‒ обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях;

‒ предоставление качественных образовательных услуг на основе требований и запроса современного общества.

Рассматривая сущность методической работы в школе, большинство авторов считают, что она должна осуществляться в соответствии с рядом важнейших требований.

В качестве основных требований, выступающих как принципы методической работы в условиях реализации ФГОС, А.В. Плетнева выделяет следующие:

1. Решение проблем профессиональной деятельности каждого педагога (у всех она индивидуальная). Для этого оказывается помощь в осознании трудностей, составляется план профессионального роста, анализируется, проверяется и оценивается результат реализаций поставленных задач перед собой.

2. Стимулирование повышения мотивации профессионального самосовершенствования педагога. Для этого разрабатывается моральная и материальная система, систематически отслеживается результат деятельности, своевременно оценивается профессиональный рост педагога; оказывается помощь в проявлении сильных индивидуальных сторон педагога, помощь в творческих поисках, исследовательских работах, самообразовании, участии в вебинарах, краткосрочных курсах, семинарах, в городских, региональных конкурсах, конференциях и др.

3. Объединение групповых и индивидуальных форм методической работы, где изучаются профессиональные проблемы, интересы, потребности педагогов.

4. Непрерывность и преемственность. Данный принцип предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учёт уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС.

Введение ФГОС ОО изменило жизнь и педагогов, и обучающихся, ведь методическая работа образовательного учреждения требует ответственности, стремления познавать много интересного и полезного, новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде – результатом такой деятельности будет воспитание личности с универсальными способностями.

В процессе внедрения ФГОС методическая работа пересматривает все направления деятельности школы:

‒ педагогические советы, малые педогогические советы, где анализируется, определяется стратегия методической работы, портфолио учителя, наставничество для молодых педагогов, проектная деятельность, папка общего доступа для учителя на сайте школы, теоретические и практические семинары, мастер-классы, вебинары;

‒ отчёты о самооценке школы: исследование услуг, предоставляемых школой по запросу родителей; учёт пожеланий родителей и обучающихся в случае потребности изменения видов и форм услуг в образовательном процессе;

– анкетирование педагогов, родителей и детей, и исследование организационной культуры школы; оказание методической помощи учителям, повышение их профессионализма, межличностных контактов, взаимопонимания и взаимодействия с детьми;

‒ повышение библиотечной деятельности, помощь электронной библиотеки в профессиональной деятельности педагога;

‒ совершенствование методического кабинета, который осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовой базой (приказ об организации методической работы в школе; положение о методическом совете школы; положение о методическом объединении учителей-предметников; положение о наставничестве; положение о творческой группе учителей);

 ‒ обогащение медиабиблиотеки и электронной библиотеки;

– проведение мониторинга, аналитико-диагностической и прогностической информации, проведение срезовых работ, анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ.

Если методическая работа организована в ведущем направлении в соответствии с требованиями ФГОС, то этот педагогический труд будет плодотворным. Для этого каждый педагог должен изучать нормативные документы, оперативно интересоваться их обновлением, изменением; педагог должен иметь достаточный уровень развития рефлексивных навыков, с полной готовностью к планированию и организации образовательного процесса; стараться достичь планируемых результатов, иметь достаточный уровень психологической компетентности; понимать сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; постоянно стремиться к обновлению, обогащению инновационными технологиями содержания своей деятельности и организации образовательного процесса, иметь осмысленный подход к происходящим изменениям современного образования.

Таким образом, организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС общего образования это:

 ‒ процесс, который должен быть чётко спланированным и управляемым со стороны организаторов методической работы и нацелен на приобретение учителями новых профессиональных компетенций, без которых невозможна успешная реализация ФГОС;

‒ основа непрерывного развития профессиональной компетентности всех работников образования непосредственно на каждом рабочем месте, которая осуществляет систему мероприятий;

‒ достижения современной педагогической и психологической науки, опыт конкретных учителей и педагогических коллективов, а также затруднения педагогов, т.е. организация методической работы на любом уровне должна быть направлена на разрешение имеющихся профессиональных затруднений, не позволяющих качественно и эффективно решать задачи, которые ставятся перед современным образованием в целом и перед каждым конкретным учителем;

‒ система разнообразных мер, действий и т. д. направленная на повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагогов любого образовательного учреждения, от уровня которой напрямую зависит качество образования, которое в данном определении выражается как конечная цель методической работы – «достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии обучающихся».

В условиях внедрения ФГОС методическая работа осуществляется в соответствии с принципами решения проблем профессиональной деятельности каждого педагога (у всех она индивидуальная); стимулирования повышения мотивации профессионального самосовершенствования педагога; объединения групповых и индивидуальных форм методической работы; непрерывности и преемственности.

В процессе внедрения ФГОС методическая работа пересматривает все направления деятельности школы как педагогические советы, малые педогогические советы; отчёты о самооценке школы; повышение библиотечной деятельности, помощь электронной библиотеки в профессиональной деятельности педагога; совершенствование методического кабинета; обогащение медиабиблиотеки и электронной библиотеки; проведение мониторинга, аналитико-диагностической и прогностической информации, проведение срезовых работ, анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kudelko_a.o.pptx253.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

сИСТЕМА методической работы в ОУ в условиях реализации ФГОС Выполнил: Куделько Александра Олеговна

Слайд 2

ФГОС это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития .

Слайд 3

Современный педагог способен изучить технологии, обеспечивающие индивидуализацию образования, достижение запланированных результатов; мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение; з нает, как сформировать УУД ; организует исследовательскую и творческую деятельность обучающихся; занимается воспитанием в детях гуманности, целеустремленности, познавательного интереса ко всему окружающему.

Слайд 4

Проект «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» Выявил следующие проблемы : неполная готовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; недостаточный опыт разработки разделов основной образовательной программы общего образования; принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных); недостаточный уровень психологической подготовленности некоторых учителей; упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за долгие годы.

Слайд 5

Задачи методической работы информирование учителей об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России и инновационных процессах в образовании; помощь в понимании происходящих изменений и выработке личного отношения к ним; упорядочение представлений об условиях и способах повышения качества образования , воплощение компетентностного подхода, развития личности обучающихся; изучение современных технологий и методик обучения и применение их в работе педагогов школы; развитие умений создания и воплощения образовательного процесса в школе, учитывая с современными требованиями; помощь в развитии у педагогов навыков рефлексии их личной педагогической позиции, обретению основных профессиональных компетенций;формирование желания и мотивации учителей к профессиональному росту, творческой деятельности и т.д.

Слайд 6

Положительные результаты методической работы Педагоги школ постоянно повышают уровень своей профессиональной компетенции. Курсы повышения квалификации прошли почти все педагоги школ. В школах создана правильная образовательная среда, в которой одни учителя получили нужный им педагогический опыт, а другие – возможность самовыражаться , раскрывать профессиональный и творческий потенциал. Очень активно применяются инновационные технологии в своей педагогической деятельности. Возросла педагогическая активность, стремление педагогов к творчеству, желание принимать участие в конкурсах профессионального мастерства

Слайд 7

ИТОГ Методическая работа в образовательном учреждении необходима для создания условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников учреждения образования, для максимального удовлетворения их спроса на методические услуги через обучение, развитие, информирование, внедрение новшеств и элементов ценного опыта , а также для эффективной реализации государственной политики и повышения качества образования в рамках конкретного образовательного учреждения.