"Обучая действием", превращая участников курсов повышения квалификации из слушателей - в деятелей, соавторов, коллег ! Статья Горшковой Татьяны Евгеньевны в ИД "1Сентября"

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Повышение квалификации: деятельностный подход    Он позволяет педагогу по-другому взглянуть на свою работу.

Накануне отпуска учителя выбирают курсы повышения квалификации на следующий учебный год. Но часто даже по-современному названные «практикоориентированные» курсы сводятся к лекциям и многостраничным рефератам. В лучшем случае учителя знакомятся с какой-то интересной информацией, совершенно не представляя, что с ней делать и зачем она может пригодиться. А потом так же учат детей. К счастью, не все. Многие преподаватели действуют гораздо более эффективно. Почему бы эти способы работы лучших учителей не применить в системе повышения квалификации? Именно так... организовали один из курсов , «обучая действием», превращая участников из слушателей – в деятелей, соавторов, коллег.

Действие первое – познакомиться

Занятия начинаются привычным для учителей способом – лекция, изложение теоретических основ предлагаемой технологии, принципов организации занятий. Но главное происходит за пределами короткого выступления автора курса. Главное – это познакомиться друг с другом. 
В первую очередь помогает анкетирование, призванное выявить ожидания от курсовой подготовки, основные приоритеты и трудности профессиональной деятельности педагога, его личные интересы. 
Второй важный момент – организация свободного диалога на занятии. Темой беседы могут стать как высказывания отдельных участников, так и обсуждение учебных заданий, предложенных ведущим в рамках освоения технологических принципов.

Действие второе – захотеть стать лучше

Уровень мотивации участников группы разный (у взрослых так же, как у детей). Порой причины, побудившие педагога пойти на курсы, довольно формальны (прошли положенные 5 лет), поверхностны (хочется научиться предъявлять себя, быть конкурентоспособным в сегодняшних условиях). Есть люди, которым действительно хочется узнать что-то новое. И лишь единицы понимают, зачем им нужны эти новые знания и формы, что именно они хотят изменить в работе с детьми.
Принимаются любые причины, заставившие взрослых людей принять позицию учащихся. Возникающие на занятии диалоги вовлекают всех присутствующих в процесс поиска смыслов образования. 
Дополнительная мотивация – это позиция руководителя, демонстрирующего принятие и поддержку каждого участника. Не на словах, а на деле, причем от глобальных принципов до мелочей. 
Цели обучения, график встреч – все является предметом согласования. Основной принцип – никакого принуждения.
Вы хотите представить себя в новом свете перед коллегами и родителями? Замечательно! Для этого нужно подготовить за время учебы, вместе с коллегами, с помощью руководителя, какой-то продукт (не что-то отдельное, а по программе, в меру сил и желания), который покажет окружающим, какой вы творческий и современный педагог. 
Этот «продукт» (книгу, отчет о проведенной конференции, празднике, экскурсии) вы положите в портфолио, предъявите любому методисту. Курсы закончатся – дело останется. И на будущий год можно будет с новыми детьми устроить что-то подобное. 
– А можно не писать (любимый вопрос учеников взрослые задают так же охотно)?
– Можно! 
Покажи снятую на мобильник выставку, игру. Главное – дело, а не отчетность. 
– А можно не выступать с докладом (взрослых, робеющих перед незнакомой аудиторией, не меньше, чем детей)?
– Можно! – И снова – про показанную книгу, видеосъемку…
– А можно работать одному (или в группе с подружкой, а вовсе не с педагогом, ведущим тот же предмет или работающим в том же классе)? – Ответ очевиден. 
Так удается заменить привычную позицию слушателя курсов «я обязан» на более конструктивное «я хочу». Или «мне это необходимо».

Действие третье – сформулировать цель

Для учителя это необходимость – выбрать конкретное дело, которым он будет заниматься, условие «получения зачета». В выборе помогают и актуализированные при помощи анкет и собеседований воспоминания о собственных увлечениях, достоинствах, и проговоренные проблемы, которые хотелось бы решить. И конечно, целая коллекция ярких образцов, предложенная руководителем – материальные следы ранее осуществленных замыслов. 
Огромную роль играют индивидуальные консультации, в ходе которых ведущий пытается помочь учителю найти подходящую форму для реализации его желаний. Проекты могут быть самыми разными. Главное, чтобы они были важны для участников образовательного процесса и учитывали специфику данной школы, приоритеты конкретных людей. Чтобы были связаны с текущими проблемами, на решение которых в обычной ситуации у людей не хватает ресурсов.
У руководителя цель иная – проектирование образа самого педагога. Он думает не только о тех предметных компетенциях, которые преподаватель получит в ходе учебы, не о том даже, насколько он овладеет новыми технологическими приемами, а о том, какие личностные изменения с ним произойдут, насколько изменится его профессиональная концепция. И поскольку все эти изменения, от компетентностных до мировоззренческих, происходят только за счет рефлексии некой реальной деятельности – учебной, предметной, – руководитель и стремится вовлечь своего коллегу в эту деятельность. 
Постепенно это понимает и педагог. Теперь он может иначе взглянуть на собственные уроки.
Удержаться в позиции человека сопровождающего, организующего осмысление – трудно. Хочется ведь получить результат (красивое мероприятие, хорошо написанную контрольную), но лучший результат – изменение в человеке, в учителе, в ученике. В его сознании. И удерживает конечную цель по отношению к учителю руководитель группы. По отношению к ребенку – педагог.

Действие четвертое – реализация замысла

Выбрав направление деятельности, педагоги все этапы своей работы отражают в специальных дневниках. Основные разделы (от которых, впрочем, можно отступать) – перечень взаимодействий за истекший период (с детьми, с родителями учеников, с администрацией и коллегами, с представителями внешкольного мира), возникающих при этом проблем, фиксация удач и достижений. Поскольку основной принцип учебы – в свое удовольствие, по собственному желанию – сохраняется, дневники ведут не многие. Особенно поначалу. Но достаточно одной-двух записей, прочитанных на занятии, чтобы возникло обсуждение, желание присоединиться (и у меня так же) или оспорить.
Далеко не каждую проблему учитель способен преодолеть (порой и осознать-то не может). И тогда руководитель или более опытный коллега становится рядом, приходит в класс, принимает участие в родительском собрании. Он не выполняет работу за учителя. Он предоставляет ему возможность увидеть способ взаимодействия, стиль общения. 
Нечто похожее происходит, когда учителя приходят друг к другу на какие-то занятия в процессе подготовки конечного продукта. Им хочется посмотреть, как с теми или иными проектными ситуациями справляется другой человек. Демонстрация своего опыта как способ получить обратную связь. Наблюдение как возможность прояснить для себя что-то, преодолеть личные трудности.
Еще одна возможность (если учитель сопротивляется изменениям) – создание ситуации, в которой действовать по-старому не получится. К примеру, неожиданная инициатива, предложение помощи – от лица референтного, значимого для преподавателя окружения, коллег, родителей учеников, самих детей.

Финал?

Последняя неделя работы курсов – бесконечная череда презентаций, праздников, игр, обсуждений увиденного и сделанного. 
В ходе такого действенного обучения педагог оказывается обладателем нескольких конечных продуктов. Первый – вполне материальный, годный для представления и повторения в дальнейшем.
Второй – приобретенные учителем знания и еще важнее – присвоенные, переосмысленные способы действия.
Третий продукт – возникновение педагогической команды в школе (или в нескольких соседних), которая в дальнейшем сможет привлечь новых сторонников, осуществить более масштабные проекты.

Татьяна ГОРШКОВА, 

ponaroshka@bk.ru