программа по изобразительному искусству для 1 класса на 2011 год

Цымбулов Валерий Ильич

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изобразительное искусство в начальной школе является подготовительным курсом, который    формирует начальные основы художественной культуры, развивает потребность в художественном творчестве через общение с искусством, благодаря чему дети получают первоначальные понятия о выразительных  возможностях языка искусства.

                Уроки изобразительного искусства позволяют развивать пространственное мышление, наблюдательность, воображение, образное восприятие окружающего мира с помощью использования широкого арсенала современных учебно-педагогических принципов и в частности принципа создания проблемных ситуаций,  а так же способствуют развитию  эстетических качества личности ребёнка на основе наблюдений и выражения чувств через систему  учебно- творческих задач.

                На занятиях формируются основы аналитического мышления посредством просмотра и изучения образцов изобразительного искусства и в связи с этим  предполагается проявление эмоционально- ценностного отношения к окружающей действительности и соответствующего положительного художественного вкуса благодаря чёткому пониманию добра и зла как в жизни, так и в искусстве.

                Основной задачей является формирование основ духовно- нравственных ценностей личности,  с привлечением личного  жизненного опыта детей, отношения к окружающей среде, к родным и близким людям, к друзьям, как базы для дальнейших самостоятельных поступков,  с помощью морального выбора, оценки нравственности в произведениях искусства, взаимодействия  различных видов искусства, особенно изобразительного, с жизнью.

                Определённая целостность и последовательность построения программы предусматривает готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в художественно- творческой деятельности на основе трудолюбия, преодоления трудностей, диалогичности – главных приоритетов воспитания вообще и семейного воспитания в частности.

                Программа предусматривает ознакомление  с традициями, социальной и духовной жизни родного края, приобщение к культурным ценностям и обычаям  разных народов.

               

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

На основе практических занятий учащиеся знакомятся  с первичными  основами различных видов художественной деятельности куда входят:

                - живопись

                -графика

                -скульптура

                -архитектура

                -художественное конструирование

                -декоративно-прикладное искусство

Каждый из обозначенных видов художественной деятельности позволяет осуществить попытки воплощения художественных образов  посредством применения разнообразных форм художественно- творческой деятельности  и одновременного изучения художественных приёмов и способов при выполнении учебных и художественно- практических задач, а в будущем, при наличии ИКТ –средств  и знакомства с возможностями использования этих средств  в художественной практике.

                Учебные занятия создают предпосылки для сотрудничества со взрослыми через диалог и практические задания художественно- эстетического направления с целью развития способностей адекватно вставать на позицию другого человека и таким образом проявлять толерантность как необходимое качество любого культурного человека.

                Соответственно, учащиеся  обязаны различать основные виды художественной деятельности выполняя конкретные учебные задания, используя разнообразные художественные материалы для передачи в работе собственного замысла и на основе этого понимать специфику пластических искусств.

                Одним из качественных показателей  восприятия искусства  становится эмпирически-ценностное отношение к окружающей среде, природе, людям, попытка  на уровне детского восприятия передавать своё внутреннее эмоциональное состояние средствами художественно-образного языка.

                Ребёнок должен уметь, с  учётом возрастных особенностей, воспринимая произведения изобразительного искусства в которых отражается жизнь человека, природа, окружающий мир, жизненные явления, узнавать, оценивать и описывать словесно художественно- отражённый мир и явления, а также оценивать роль, необходимость и значение художественных музеев, для чего в процессе обучения необходимо проводить экскурсии на художественные выставки и в музеи

                Одним из активных средств развития восприятия , повышения его уровня на уроках изобразительного искусства необходимо признать уроки рисования с натуры в виде эпизодических элементов урока, что безусловно  в какой то степени развивает аналитическое мышление, активизируя таким образом процесс восприятия.

 

        

АЗБУКА ИСКУССТВА. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО

 

В течение чрезвычайно ограниченного учебного времени  ученик  тем не менее обязан:

                1 .Создавать простые композиции на плоскости и в объёме

                2.Использовать разнообразные средства и язык  художественных средств.

                3. Знакомиться с колоритом и его использованием для передачи художественного замысла.

                4.Создавать на уровне детского психологического развития  всеми  возможными средствами  изобразительного искусства  образ человека и его украшения

                5.Посредством использования натурного фонда анализировать форму предмета с использованием в дальнейшем разнообразных художественно-выразительных форм.

                6. Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий и предметов быта, знакомясь параллельно с произведениями народно-декоративного искусства художественных промыслов России.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-Формирование духовно-нравственных ориентиров

-воспитание эстетических качеств личности

-развитие познавательных интересвов к изобразительному искусству и художественно-изобразительной деятельности

-получение простейших навыков владения разнообразными художественными материалами

-освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

-уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия.

-оценивать результаты своей и чужой работы

-эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы, пластических искусств

-последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

-чётко разделять известные и новые учебные правила

-уметь видеть и определять роль колорита

-эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства

-сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы

-понирмать роль и значение декоративных украшений

-на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи

-уметь перерабатывать реальные образы в фантастические

КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

-уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог

-проявлять выразительность в чтении литературного произведения

-стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом.

-добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности при выполнении учебно- творческих задач коллективного типа

-стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-при широком использовании на уроках изобразительного искусства интеграционных связей внутренней и внешней направленности по вертикали и горизонтали, в конце каждой учебной четверти учащиеся должны  демонстрировать положительные результаты в понимании эстетических особенностей разнообразных  музыкальных произведений,осмвсления содержания литературных произведений , значения взаимопроникновения видов искусств и понимания их образной выразительности

 

ПЕРВЫЙ КЛАСС

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( поурочный)

Количество уроков_32

Живопись- 14 часов

Графика-10

Скульптура-4

Художественное конструирование -2

Декоративное творчество-2

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

Вид искусства

Деятельность учащихся

Цветик-семицветик

Изображение на основе реальных цветов

фантастического образа цветка разнообразными цветными карандашами

графика

Работа с натуры и по воображению

Лепка  трёх разных грибов с листьями

скульптура

С натуры и по воображению

Фантастический цветок

Изображение простым карандашом цветка, состоящего из геометрических элементов: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, и т.д. с повторением этих элементов для украшения деталей цветка

 

Графика, декоративное

 

На основе произведений искусства

Линия

Обводка предыдущего рисунка чёрной гелиевой ручкой или тонким фломастером

Декоративно-графическое

На основе образцов

Чёрный цвет (знакомство с красками)

Изображение ночного неба с огоньками фонарей , окон и звёзд гуашью

 

живопись

 

На основе произведений художников

Голубой  цвет (знакомство с красками)

Изображение синей краской с добавлением белого цвета голубого неба и полоски земли  любым цветом

 

Живопись

гуашь

 

Работа широкими кистями на формате а3

Розовый  цвет (знакомство с красками)

Изображение красной краской с добавлением белой утреннего неба на рассвете  и полоски земли

 

Живопись

гуашь

 

;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

Жёлтый цвет (знакомство с красками)

Изображение жёлтой краской с добавлением белой вечернего неба и полоски земли

 

Живопись

гуашь

 

;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

Красный цвет (знакомство с красками)

Изображение огненного дракона красной краской с добавлением оттенков других цветов

 

Живопись

гуашь

 

Работа на основе демонстрации художественных приёмов  разными кистями

2 четверть

Как растут деревья

Изображение  углём или чёрной пастелью  осеннего дерева с ветками и  ели

 

графика

 

конструктивная

Времена года: лето, зима, весна

Изображения по группам на больших листах (60х80) три разных варианта неба

широкими кистями гуашью

 

 

 

живопись

 

Коллективная работа

Времена года: лето,зима, весна

Изображение широкими кистями травы, снега,весенней земли разными цветами гуашью

 

живопись

 

Коллективная работа

 

Времена года

Изображение средними и тонкими кистями деревьев в разное время года

 

 

живопись

 

Коллективная работа

на основе произведений изобразительного искусства

 

Изображение человека

Выполнение рисунка фигуры человека в разнообразной одежде соответствующей временам года

(цветные карандаши или фломастеры)

 

Графика,

 

- индивидуальная  конструктивная работа

Украшения

Выполнение украшений одежды человека

 

ДПИ

 

декоративная

Времена года

Аппликативное дополнение коллективной работы  вырезанными рисунками фигур людей  и анализ проделанной работы

 

графика

 

Конструктивно- декоративная

3 четверть

Мир животных

Лепка волка

 

 

скульптура

 

изобразительная

Мир животных (собака)

Изображение собаки гуашью

 

живопись

 

изобразительная

Мир животных

Изображение лисы пастелью или цветными мелками

 

графика

 

изобразительная

Мир животных

Аппликативное изображение любых зверей из геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги

 

графика

 

конструктивная

Мир животных

Аппликативное изображение птицы из  геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги

 

графика

 

конструктивная

Подводный мир

Изображение фантастической рыбы простым карандашом и акварелью

 

живопись

 

Изобразительная на основе образцов

Украшения

Выполнение украшений чёрной гелиевой ручкой или чёрным фломастером на изображении рыбы

 

Декоративная графика

 

декоративная

Мир воды

Изображение на больших листах бумаги

Воды и морского дна широкими кистями всеми цветами. Основная гамма сине-зелёная

 

живопись

 

коллективная

Мир воды

Наклеивание рыб и изображение гуашью водорослей и других обитателей моря.

Анализ проделанной коллективной работы

 

живопись

 

коллективная

4 четверть

Животные Африки

Лепка слона

 

скульптура

 

Изобразительно-конструктивная

Животные Африки

Изображение гуашью жирафа

 

графика

 

изобразительная

Животные Африки

Лепка фигуры носорога

 

скульптура

 

Изобразительно_конструктивная

Животные Африки

Изображение гиппопотама мелками

 

графика

 

Изобразительная на основе образцов

Животные Африки

Изображение гуашью льва

 

живопись

 

Изобразительная на основе образцов

 

Природа Африки

Изображение гуашью широкими кистями пейзажа Африки

 

живопись

 

Коллективная изобразительная деятельность

 Монтаж панно изображениями ранее сделанных животных с последующим анализом проделанной работы

 

аппликация

 

Коллективная изобразительная деятельность

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса, разработанная на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

                                                                              Автор  Валерий Ильич Цымбулов

 

 

 

 

 

                                     КУРСК 2011 год