программа по изобразительному искусству для 1 класса на 2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство в начальной школе является подготовительным курсом, который формирует начальные основы художественной культуры, развивает потребность в художественном творчестве через общение с искусством, благодаря чему дети получают первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Уроки изобразительного искусства позволяют развивать пространственное мышление, наблюдательность, воображение, образное восприятие окружающего мира с помощью использования широкого арсенала современных учебно-педагогических принципов и в частности принципа создания проблемных ситуаций, а так же способствуют развитию эстетических качества личности ребёнка на основе наблюдений и выражения чувств через систему учебно- творческих задач.
На занятиях формируются основы аналитического мышления посредством просмотра и изучения образцов изобразительного искусства и в связи с этим предполагается проявление эмоционально- ценностного отношения к окружающей действительности и соответствующего положительного художественного вкуса благодаря чёткому пониманию добра и зла как в жизни, так и в искусстве.
Основной задачей является формирование основ духовно- нравственных ценностей личности, с привлечением личного жизненного опыта детей, отношения к окружающей среде, к родным и близким людям, к друзьям, как базы для дальнейших самостоятельных поступков, с помощью морального выбора, оценки нравственности в произведениях искусства, взаимодействия различных видов искусства, особенно изобразительного, с жизнью.
Определённая целостность и последовательность построения программы предусматривает готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в художественно- творческой деятельности на основе трудолюбия, преодоления трудностей, диалогичности – главных приоритетов воспитания вообще и семейного воспитания в частности.
Программа предусматривает ознакомление с традициями, социальной и духовной жизни родного края, приобщение к культурным ценностям и обычаям разных народов.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
На основе практических занятий учащиеся знакомятся с первичными основами различных видов художественной деятельности куда входят:
- живопись
-графика
-скульптура
-архитектура
-художественное конструирование
-декоративно-прикладное искусство
Каждый из обозначенных видов художественной деятельности позволяет осуществить попытки воплощения художественных образов посредством применения разнообразных форм художественно- творческой деятельности и одновременного изучения художественных приёмов и способов при выполнении учебных и художественно- практических задач, а в будущем, при наличии ИКТ –средств и знакомства с возможностями использования этих средств в художественной практике.
Учебные занятия создают предпосылки для сотрудничества со взрослыми через диалог и практические задания художественно- эстетического направления с целью развития способностей адекватно вставать на позицию другого человека и таким образом проявлять толерантность как необходимое качество любого культурного человека.
Соответственно, учащиеся обязаны различать основные виды художественной деятельности выполняя конкретные учебные задания, используя разнообразные художественные материалы для передачи в работе собственного замысла и на основе этого понимать специфику пластических искусств.
Одним из качественных показателей восприятия искусства становится эмпирически-ценностное отношение к окружающей среде, природе, людям, попытка на уровне детского восприятия передавать своё внутреннее эмоциональное состояние средствами художественно-образного языка.
Ребёнок должен уметь, с учётом возрастных особенностей, воспринимая произведения изобразительного искусства в которых отражается жизнь человека, природа, окружающий мир, жизненные явления, узнавать, оценивать и описывать словесно художественно- отражённый мир и явления, а также оценивать роль, необходимость и значение художественных музеев, для чего в процессе обучения необходимо проводить экскурсии на художественные выставки и в музеи
Одним из активных средств развития восприятия , повышения его уровня на уроках изобразительного искусства необходимо признать уроки рисования с натуры в виде эпизодических элементов урока, что безусловно в какой то степени развивает аналитическое мышление, активизируя таким образом процесс восприятия.
АЗБУКА ИСКУССТВА. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО
В течение чрезвычайно ограниченного учебного времени ученик тем не менее обязан:
1 .Создавать простые композиции на плоскости и в объёме
2.Использовать разнообразные средства и язык художественных средств.
3. Знакомиться с колоритом и его использованием для передачи художественного замысла.
4.Создавать на уровне детского психологического развития всеми возможными средствами изобразительного искусства образ человека и его украшения
5.Посредством использования натурного фонда анализировать форму предмета с использованием в дальнейшем разнообразных художественно-выразительных форм.
6. Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий и предметов быта, знакомясь параллельно с произведениями народно-декоративного искусства художественных промыслов России.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-Формирование духовно-нравственных ориентиров
-воспитание эстетических качеств личности
-развитие познавательных интересвов к изобразительному искусству и художественно-изобразительной деятельности
-получение простейших навыков владения разнообразными художественными материалами
-освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
-уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия.
-оценивать результаты своей и чужой работы
-эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы, пластических искусств
-последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
-чётко разделять известные и новые учебные правила
-уметь видеть и определять роль колорита
-эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства
-сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы
-понирмать роль и значение декоративных украшений
-на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи
-уметь перерабатывать реальные образы в фантастические
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
-уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог
-проявлять выразительность в чтении литературного произведения
-стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом.
-добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности при выполнении учебно- творческих задач коллективного типа
-стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-при широком использовании на уроках изобразительного искусства интеграционных связей внутренней и внешней направленности по вертикали и горизонтали, в конце каждой учебной четверти учащиеся должны демонстрировать положительные результаты в понимании эстетических особенностей разнообразных музыкальных произведений,осмвсления содержания литературных произведений , значения взаимопроникновения видов искусств и понимания их образной выразительности
ПЕРВЫЙ КЛАСС
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
( поурочный)
Количество уроков_32
Живопись- 14 часов
Графика-10
Скульптура-4
Художественное конструирование -2
Декоративное творчество-2
|
Тема урока |
Вид искусства |
Деятельность учащихся |
Цветик-семицветик Изображение на основе реальных цветов фантастического образа цветка разнообразными цветными карандашами |
графика |
Работа с натуры и по воображению |
Лепка трёх разных грибов с листьями |
скульптура |
С натуры и по воображению |
Фантастический цветок Изображение простым карандашом цветка, состоящего из геометрических элементов: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, и т.д. с повторением этих элементов для украшения деталей цветка |
Графика, декоративное |
На основе произведений искусства |
Линия Обводка предыдущего рисунка чёрной гелиевой ручкой или тонким фломастером |
Декоративно-графическое |
На основе образцов |
Чёрный цвет (знакомство с красками) Изображение ночного неба с огоньками фонарей , окон и звёзд гуашью |
живопись |
На основе произведений художников |
Голубой цвет (знакомство с красками) Изображение синей краской с добавлением белого цвета голубого неба и полоски земли любым цветом |
Живопись гуашь |
Работа широкими кистями на формате а3 |
Розовый цвет (знакомство с красками) Изображение красной краской с добавлением белой утреннего неба на рассвете и полоски земли |
Живопись гуашь |
;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;; |
Жёлтый цвет (знакомство с красками) Изображение жёлтой краской с добавлением белой вечернего неба и полоски земли |
Живопись гуашь |
;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;; |
Красный цвет (знакомство с красками) Изображение огненного дракона красной краской с добавлением оттенков других цветов |
Живопись гуашь |
Работа на основе демонстрации художественных приёмов разными кистями |
2 четверть Как растут деревья Изображение углём или чёрной пастелью осеннего дерева с ветками и ели |
графика |
конструктивная |
Времена года: лето, зима, весна Изображения по группам на больших листах (60х80) три разных варианта неба широкими кистями гуашью
|
живопись |
Коллективная работа |
Времена года: лето,зима, весна Изображение широкими кистями травы, снега,весенней земли разными цветами гуашью |
живопись |
Коллективная работа |
Времена года Изображение средними и тонкими кистями деревьев в разное время года
|
живопись |
Коллективная работа на основе произведений изобразительного искусства |
Изображение человека Выполнение рисунка фигуры человека в разнообразной одежде соответствующей временам года (цветные карандаши или фломастеры) |
Графика, |
- индивидуальная конструктивная работа |
Украшения Выполнение украшений одежды человека |
ДПИ |
декоративная |
Времена года Аппликативное дополнение коллективной работы вырезанными рисунками фигур людей и анализ проделанной работы |
графика |
Конструктивно- декоративная |
3 четверть Мир животных Лепка волка
|
скульптура |
изобразительная |
Мир животных (собака) Изображение собаки гуашью |
живопись |
изобразительная |
Мир животных Изображение лисы пастелью или цветными мелками |
графика |
изобразительная |
Мир животных Аппликативное изображение любых зверей из геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги |
графика |
конструктивная |
Мир животных Аппликативное изображение птицы из геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги |
графика |
конструктивная |
Подводный мир Изображение фантастической рыбы простым карандашом и акварелью |
живопись |
Изобразительная на основе образцов |
Украшения Выполнение украшений чёрной гелиевой ручкой или чёрным фломастером на изображении рыбы |
Декоративная графика |
декоративная |
Мир воды Изображение на больших листах бумаги Воды и морского дна широкими кистями всеми цветами. Основная гамма сине-зелёная |
живопись |
коллективная |
Мир воды Наклеивание рыб и изображение гуашью водорослей и других обитателей моря. Анализ проделанной коллективной работы |
живопись |
коллективная |
4 четверть Животные Африки Лепка слона |
скульптура |
Изобразительно-конструктивная |
Животные Африки Изображение гуашью жирафа |
графика |
изобразительная |
Животные Африки Лепка фигуры носорога |
скульптура |
Изобразительно_конструктивная |
Животные Африки Изображение гиппопотама мелками |
графика |
Изобразительная на основе образцов |
Животные Африки Изображение гуашью льва |
живопись |
Изобразительная на основе образцов |
Природа Африки Изображение гуашью широкими кистями пейзажа Африки |
живопись |
Коллективная изобразительная деятельность |
Монтаж панно изображениями ранее сделанных животных с последующим анализом проделанной работы |
аппликация |
Коллективная изобразительная деятельность |
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса, разработанная на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Автор Валерий Ильич Цымбулов
КУРСК 2011 год