навстречу личности

Цымбулов Валерий Ильич

 

Навстречу личности                        

 

                                         Не развитие науки, а развитие человеческой природы

                                       через науку является … священной задачей. Поэтому

                                     не человеческая природа должна быть приведена в

                               соответствие с научными предметами, а научные

           предметы с человеческой природой.»

                                              (Песталоцци И. Г. Избранные произведения том 3 М. 1965 с. 216)

Школьное образование всегда было неразрывно связано с урочной системой преподавания учебных дисциплин с чётко регламентированным объёмом учебного времени, который в разные времена менялся в зависимости от обстоятельств , а чаще всего,  из-за экономических проблем. Но всегда незыблимым оставался главный постулат образования – передача знаний учащимся  опыта человечества, который этим человечеством  накоплен и всегда постоянно развивается и совершенствуется.

            Именно  проведение уроков, позволяющих решать те или иные конкретные образовательные задачи, потребовали научного обоснования, зачастую не всегда полезного, как это было в 20 веке, когда достаточно жёсткими были требования к соблюдению типов уроков и их структуры, что в конечном итоге привело к потере творческого отношения к педагогической практике со стороны учителей, во имя соблюдения «научных» требований, а со стороны учеников вызвало неприязненное отношение к школьным занятиям и к школе вообще, хотя и принято до сих пор многими считать, что бывшее советское образование было «лучшим в мире».

            «Успехи» образования двадцатого века связаны прежде всего с примитивным  методом фильтрации вроде сита,  через которое пропускаются все, а на поверхности, как Михайло Васильевич, остаются единицы, по которым, как победителям различных олимпиад, судили и судят  о качестве образования, часто просто не обращая внимания на то, что массовая школа- это чаще всего потеря индивидуального подхода  в обучении школьников, чем , собственно говоря не страдает так называемая Вальдорфская школа, или частные школы в которых количество учащихся  оптимально для качественного образования.

            Введение образовательных стандартов якобы способствующих повышению уровня преподавания вряд ли позволит в полной мере решить эту проблему, ибо в первую очередь они направлены на контроль за качеством работы педагога, без учёта  именно индивидуальных особенностей детей, особенно в области преподавания изобразительного искусства. « Совершенно несправедливо требование, чтобы все ученики  оказывали одинаковые успехи в одном и том же предмете и должны были бы изучать его в одинаковом объёме» ( Дистервег. Избранные сочинения М. 1956 с. 175)

            Сегодня наиболее существенным является конкретная постановка цели урока, которая даёт возможность достаточно чётко прогнозировать результаты на основе уровня развития ученика. При этом крайне необходимым становится определение средств достижения поставленной цели на основе современных целей и задач обучения.

            В любой программе преподавания изобразительного искусства такие конкретные цели есть изначально, однако каждый учитель их индивидуализирует, приближая к последовательному решению задач, которые , например,  в программе Б. М. Неменского  «выстроены в целостную конструкцию возрастания понимания связей искусств с жизнью».

И здесь необходимо отметить, что решение таких задач  возможно как правило через учебные, практические работы, которые однако должны хорошо вписываться в общий ход урока на основе хорошо продуманной его структуры, соответствующей смыслу обучения, видам деятельности учителя и учащихся.

            Как известно, в педагогической практике широко использовалась и до сих пор применяется так называемая «типовая» структура в которой один этап резко сменяет другой:

            -изложение нового материала,

            -закрепление нового материала

            -контроль и оценка

            -домашнее задание

            -обобщение знаний

Понятно, что такая структура может несколько видоизменяться, но в целом она сохраняет свою консервативную основу, не развивая творческую инициативу ни учителя, ни учащихся.

            С этих позиций любопытно взглянуть на типовую структуру уроков изобразительного искусства, которая  в принципе незначительно  отличается от классической.

            -Связь с прошлым уроком

            -Постановка цели и задач урока

            -Объяснение нового материала

            -Самостоятельная работа

            -Анализ выполненных работ

            Если проводить урок точно по данной схеме, то результат будет весьма плачевным;  урок превратится одновременно и в подобие лекции и в лабораторную работу, вызывая у учащихся явно выраженное отторжение, но вместе с тем эта структура даёт большой простор для творческого решения учебных целей и задач.

             Во-первых, эта структура в любой момент , даже непосредственно при проведении урока может стать «плавающей», то-есть этапы урока можно при необходимости менять местами, а во-вторых, используя эту структуру даже в прямом виде, можно добиться замечательных результатов, если к каждому элементу разработать дополнительные этапы, которые во многом  раскрывают смысл целей и задач урока.

            Возьмём первый этап – связь с прошлым уроком. Это чрезвычайно необходимая часть, позволяющая  установить первичную обратную связь, проверить насколько хорошо дети усвоили новые сведения или правила и таким образом провести соответствующую корректировку при объяснении нового материала.

            Этот этап может приобретать самые разнообразные формы, в том числе и игровые, главное, чтобы весь класс активно участвовал в этой работе.

Достаточно интересно проходит анализ выполненных работ на предыдущем уроке во время которого выявляются не только теоретические познания в области изобразительного искусства, но и практические умения и навыки учащихся. Ну и конечно переход от первого этапа к постановке целей и задач урока проходит плавно; если это уроки в начальных классах, то это прекрасно осуществляется через сказку, а в старших- через интересный рассказ, использование ИКТ. При этом очень важно учитывать, что данный этап имеет три не менее важных подэтапов: СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТОРОН,  ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА .

            Какая бы ни была тема урока, всегда эти три части должны присутствовать обязательно и в таком случае эффективность и результативность урока становятся достаточно высокими. Одно только надо помнить всегда, что эти элементы ни в коем случае не могут быть автономными, они составляют неразрывное целое и здесь роль учителя как режиссёра и актёра, как творческой личности, чрезвычайно высока.

            При изложении нового материала постоянной является опора на принцип создания проблемной ситуации, использования интеграционных  и межпредметных  связей, анализ объектов и явлений действительности, демонстрация художественных приёмов и образцов работ.

           

           

            Понятно, что прямолинейного хода урока здесь не может быть. Каждый урок- это всегда спектакль, где ученики выступают как зрители и исполнители и здесь значение самостоятельной работы которая возникает, как необходимая и вполне закономерная часть , нельзя преуменьшать. По сути – это наиболее важная часть педагогического процесса  от которого зависит качество всего художественного воспитания и образования.

            Разумеется, чем больше разнообразие самостоятельных работ,тем интересней для учащихся уроки изобразительного искусства. И у Неменского и у Кузина достаточно большой диапазон самостоятельных работ; другое дело, что из-за финансовых проблем категорически не хватает времени  для закрепления материала, поскольку дилетантами считается, что для преподавания изобразительного искусства вполне хватает и одного урока в неделю

            При проведении самостоятельной работы роль учителя приобретает особо важное значение. Он обязан скрупулёзно контролировать работу каждого ученика, давая по ходу работы сначала положительные оценки, а затем, в тактичной форме объясняя недостатки и подсказывая способы решения, а если возникают так называемые типичные ошибки, работа должна быть остановлена и всему классу демонстрируются такие ошибки и рассказываются приёмы их исправления. Таким образом, ни один ученик не должен оставаться бесконтрольным.

             Но это только одна из проблем. Другая, не менее важная_ это ГРАМОТНОЕ проведение уроков рисования с натуры.

                        Требования методики подразумевают установку натуры  на трёх предметных столиках в разных частях класса, что делается далеко не везде.

Часто устанавливают натуру на одной натурной подставке, как в художественных школах или на художественных факультетах, не учитывая, что там учащихся в группе в пределах 10-15 человек по сравнению с обычной школой, где в каждом классе по 20-25 человек. При этом, чтобы хорошо было видно натуру, сама натурная подставка устанавливается под углом, что противоречит всем требованиям методики!

            Ну и безусловно нельзя не сказать о подготовке учащихся к уроку.

            Если учитель пойдёт на поводу обстоятельств, смирится с плохой подготовкой учащихся к уроку, то преподавание изобразительного искусства теряет всякий смысл. Кроме того возникает отрицательная ситуация когда уровень заданной самостоятельной работы  не соответствует возможностям ученика, когда не просчитано заранее время для этой работы, его оказывается или мало или, наоборот много, хотя лучше, конечно, если много: всегда можно что- то полезное  добавить.

            Что касается домашних заданий, то этот вопрос хорошо продуман в программе Б.М. Неменского, где предлагается наблюдать, сравнивать, давать эстетическую оценку окружающей среде, и таким образом вести поисковую работу.

            «Бог наложил определённую печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику может быть немного исправлена, но вряд ли можно её целиком изменить и превратить в противоположное. Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит , каковы их природные задатки. Как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться.» (Локк Джон. Педагогические сочинения .М. 1939 с. 104)

           

 

 

 

           

       

Навстречу личности                        

 

                                         Не развитие науки, а развитие человеческой природы

                                       через науку является … священной задачей. Поэтому

                                     не человеческая природа должна быть приведена в

                               соответствие с научными предметами, а научные

           предметы с человеческой природой.»

                                              (Песталоцци И. Г. Избранные произведения том 3 М. 1965 с. 216)

Школьное образование всегда было неразрывно связано с урочной системой преподавания учебных дисциплин с чётко регламентированным объёмом учебного времени, который в разные времена менялся в зависимости от обстоятельств , а чаще всего,  из-за экономических проблем. Но всегда незыблимым оставался главный постулат образования – передача знаний учащимся  опыта человечества, который этим человечеством  накоплен и всегда постоянно развивается и совершенствуется.

            Именно  проведение уроков, позволяющих решать те или иные конкретные образовательные задачи, потребовали научного обоснования, зачастую не всегда полезного, как это было в 20 веке, когда достаточно жёсткими были требования к соблюдению типов уроков и их структуры, что в конечном итоге привело к потере творческого отношения к педагогической практике со стороны учителей, во имя соблюдения «научных» требований, а со стороны учеников вызвало неприязненное отношение к школьным занятиям и к школе вообще, хотя и принято до сих пор многими считать, что бывшее советское образование было «лучшим в мире».

            «Успехи» образования двадцатого века связаны прежде всего с примитивным  методом фильтрации вроде сита,  через которое пропускаются все, а на поверхности, как Михайло Васильевич, остаются единицы, по которым, как победителям различных олимпиад, судили и судят  о качестве образования, часто просто не обращая внимания на то, что массовая школа- это чаще всего потеря индивидуального подхода  в обучении школьников, чем , собственно говоря не страдает так называемая Вальдорфская школа, или частные школы в которых количество учащихся  оптимально для качественного образования.

            Введение образовательных стандартов якобы способствующих повышению уровня преподавания вряд ли позволит в полной мере решить эту проблему, ибо в первую очередь они направлены на контроль за качеством работы педагога, без учёта  именно индивидуальных особенностей детей, особенно в области преподавания изобразительного искусства. « Совершенно несправедливо требование, чтобы все ученики  оказывали одинаковые успехи в одном и том же предмете и должны были бы изучать его в одинаковом объёме» ( Дистервег. Избранные сочинения М. 1956 с. 175)

            Сегодня наиболее существенным является конкретная постановка цели урока, которая даёт возможность достаточно чётко прогнозировать результаты на основе уровня развития ученика. При этом крайне необходимым становится определение средств достижения поставленной цели на основе современных целей и задач обучения.

            В любой программе преподавания изобразительного искусства такие конкретные цели есть изначально, однако каждый учитель их индивидуализирует, приближая к последовательному решению задач, которые , например,  в программе Б. М. Неменского  «выстроены в целостную конструкцию возрастания понимания связей искусств с жизнью».

И здесь необходимо отметить, что решение таких задач  возможно как правило через учебные, практические работы, которые однако должны хорошо вписываться в общий ход урока на основе хорошо продуманной его структуры, соответствующей смыслу обучения, видам деятельности учителя и учащихся.

            Как известно, в педагогической практике широко использовалась и до сих пор применяется так называемая «типовая» структура в которой один этап резко сменяет другой:

            -изложение нового материала,

            -закрепление нового материала

            -контроль и оценка

            -домашнее задание

            -обобщение знаний

Понятно, что такая структура может несколько видоизменяться, но в целом она сохраняет свою консервативную основу, не развивая творческую инициативу ни учителя, ни учащихся.

            С этих позиций любопытно взглянуть на типовую структуру уроков изобразительного искусства, которая  в принципе незначительно  отличается от классической.

            -Связь с прошлым уроком

            -Постановка цели и задач урока

            -Объяснение нового материала

            -Самостоятельная работа

            -Анализ выполненных работ

            Если проводить урок точно по данной схеме, то результат будет весьма плачевным;  урок превратится одновременно и в подобие лекции и в лабораторную работу, вызывая у учащихся явно выраженное отторжение, но вместе с тем эта структура даёт большой простор для творческого решения учебных целей и задач.

             Во-первых, эта структура в любой момент , даже непосредственно при проведении урока может стать «плавающей», то-есть этапы урока можно при необходимости менять местами, а во-вторых, используя эту структуру даже в прямом виде, можно добиться замечательных результатов, если к каждому элементу разработать дополнительные этапы, которые во многом  раскрывают смысл целей и задач урока.

            Возьмём первый этап – связь с прошлым уроком. Это чрезвычайно необходимая часть, позволяющая  установить первичную обратную связь, проверить насколько хорошо дети усвоили новые сведения или правила и таким образом провести соответствующую корректировку при объяснении нового материала.

            Этот этап может приобретать самые разнообразные формы, в том числе и игровые, главное, чтобы весь класс активно участвовал в этой работе.

Достаточно интересно проходит анализ выполненных работ на предыдущем уроке во время которого выявляются не только теоретические познания в области изобразительного искусства, но и практические умения и навыки учащихся. Ну и конечно переход от первого этапа к постановке целей и задач урока проходит плавно; если это уроки в начальных классах, то это прекрасно осуществляется через сказку, а в старших- через интересный рассказ, использование ИКТ. При этом очень важно учитывать, что данный этап имеет три не менее важных подэтапов: СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТОРОН,  ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА .

            Какая бы ни была тема урока, всегда эти три части должны присутствовать обязательно и в таком случае эффективность и результативность урока становятся достаточно высокими. Одно только надо помнить всегда, что эти элементы ни в коем случае не могут быть автономными, они составляют неразрывное целое и здесь роль учителя как режиссёра и актёра, как творческой личности, чрезвычайно высока.

            При изложении нового материала постоянной является опора на принцип создания проблемной ситуации, использования интеграционных  и межпредметных  связей, анализ объектов и явлений действительности, демонстрация художественных приёмов и образцов работ.

           

           

            Понятно, что прямолинейного хода урока здесь не может быть. Каждый урок- это всегда спектакль, где ученики выступают как зрители и исполнители и здесь значение самостоятельной работы которая возникает, как необходимая и вполне закономерная часть , нельзя преуменьшать. По сути – это наиболее важная часть педагогического процесса  от которого зависит качество всего художественного воспитания и образования.

            Разумеется, чем больше разнообразие самостоятельных работ,тем интересней для учащихся уроки изобразительного искусства. И у Неменского и у Кузина достаточно большой диапазон самостоятельных работ; другое дело, что из-за финансовых проблем категорически не хватает времени  для закрепления материала, поскольку дилетантами считается, что для преподавания изобразительного искусства вполне хватает и одного урока в неделю

            При проведении самостоятельной работы роль учителя приобретает особо важное значение. Он обязан скрупулёзно контролировать работу каждого ученика, давая по ходу работы сначала положительные оценки, а затем, в тактичной форме объясняя недостатки и подсказывая способы решения, а если возникают так называемые типичные ошибки, работа должна быть остановлена и всему классу демонстрируются такие ошибки и рассказываются приёмы их исправления. Таким образом, ни один ученик не должен оставаться бесконтрольным.

             Но это только одна из проблем. Другая, не менее важная_ это ГРАМОТНОЕ проведение уроков рисования с натуры.

                        Требования методики подразумевают установку натуры  на трёх предметных столиках в разных частях класса, что делается далеко не везде.

Часто устанавливают натуру на одной натурной подставке, как в художественных школах или на художественных факультетах, не учитывая, что там учащихся в группе в пределах 10-15 человек по сравнению с обычной школой, где в каждом классе по 20-25 человек. При этом, чтобы хорошо было видно натуру, сама натурная подставка устанавливается под углом, что противоречит всем требованиям методики!

            Ну и безусловно нельзя не сказать о подготовке учащихся к уроку.

            Если учитель пойдёт на поводу обстоятельств, смирится с плохой подготовкой учащихся к уроку, то преподавание изобразительного искусства теряет всякий смысл. Кроме того возникает отрицательная ситуация когда уровень заданной самостоятельной работы  не соответствует возможностям ученика, когда не просчитано заранее время для этой работы, его оказывается или мало или, наоборот много, хотя лучше, конечно, если много: всегда можно что- то полезное  добавить.

            Что касается домашних заданий, то этот вопрос хорошо продуман в программе Б.М. Неменского, где предлагается наблюдать, сравнивать, давать эстетическую оценку окружающей среде, и таким образом вести поисковую работу.

            «Бог наложил определённую печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику может быть немного исправлена, но вряд ли можно её целиком изменить и превратить в противоположное. Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит , каковы их природные задатки. Как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться.» (Локк Джон. Педагогические сочинения .М. 1939 с. 104)