Самоанализ деятельности с 2012 по 2015 год

Дорош Светлана Васильевна

Творческое объединение «Детско-юношеская медиа студия «ЕЩЁ!» работает в МКОУ ДОД ЦРТДиЮ имени Г.И. Замаратского с мая 2012 года.

Студия работает по программе, разработанной на три учебных года и сочетающей в себе как теоретическую подготовку, так и активную практику по режиссуре, видеосъемке, видеомонтажу новостных сюжетов, документальных и постановочных фильмов, созданию журналистских текстов, выпуске печатного издания – газеты «Лестница»

Помимо основной программы с 2014 года на базе студии реализуется проект летней школы юного журналиста. Проводится она в форме детской  площадки дневного пребывания с профильной направленностью.

Помимо аудиторной и внеаудиторной  работы учащиеся студии активно работают с Всероссийским  интернет-порталом «Школьная пресса», где проходят мастер-классы, участвуют в конкурсах и публикуют свои работы. Так за 2014-15 учебный год на портале опубликовано более 30 статей, фото и видеорепортажей наших студийцев. На сайте собрана большая библиотека в помощь школьным редакциям. При работе над выпусками собственной газеты, учащиеся активно пользуются информационными ресурсами вышеназванного портала.

Детско-юношеская медиа студия  имеет своё представительство в интернет-сети: зарегистрированный канал You-Tube:   ЦРТДиЮ имени Г.И.Замаратского. Детско-юношеская медиа студия "ЕЩЁ!" http://www.youtube.com/channel/UCHt4X2qTLg_8FpF9HAFDmIQ, официальные страницы в социальных сетях   http://vk.com/public35859901

http://ok.ru/group52054969352320,  виртуальную редакцию на Всероссийском образовательном портале  "Школьная пресса" http://portal.lgo.ru/dosie/portfolio.htm?rn=2128&open=all#izdat1

 

С 2012 по 2015 год в студии работали два педагога дополнительного образования. Работа строилась по двум направлениям: печатная журналистика и видеостудия.

С мая 2015 года в связи с увольнением одного из педагогов оба направления пришлось объединить, а из 4 групп сформировать одну. Как показала практика, качество обучения и его результаты не пострадали, а стремление школьников заниматься в студии из-за ограниченного количества мест выросло. Поэтому  с начала 2015/16 учебного года пришлось ввести  испытательный срок для  ребят, желающих заниматься журналистикой и видеотворчеством. По итогам работы за период первой четверти проходит окончательное формирование коллектива. Во время осенних каникул проводится традиционная церемония «посвящения в юные журналисты»

Обучение идет по программе "Детско-юношеская медиа студия "ЕЩЁ!", рассчитанной на 4 года. Программа отрецензирована  педагогом высшей квалификационной категории, главным редактором  ОГБУК редакции "Сибирячок" Татьяной Тихоновой. Ею же составлена рецензия на программу "Летней школы журналистики", которая проходит с 2014 года в период летних каникул.

 

Факторы внутреннего развития проекта

Благоприятные факторы, оказывающие влияние на  проект

S (сильные стороны проекта)

 

  • интерес
  • развитие
  • общение
  • узнаваемость, популярность
  • ранняя профориентация
  • новизна проекта для образовательного учреждения

W (слабости)

 

  • отсев из-за неготовности детей к серьезной работе
  • недостаток технической базы
  • отсутствие узких специалистов
  • недостаток времени у старшеклассников
  • необходимость инвестиций в развитие со стороны родителей

Факторы, препятствующие развитию проекта

 

O (возможности)

  • возможность выделиться
  • возможность преуспеть
  • возможность общения с известными людьми
  • возможность участия в событиях разного масштаба:  от городского до международного
  • возможность побывать во Всероссийских и Международных  детских центрах (Орленок, Океан, Артек)

 

T  (угрозы)

 

  • зависть со стороны сверстников
  • перегруженность с учетом  школьной  и внешкольной занятости

 

Внешние факторы, оказывающие влияние на развитие проекта

Для всестороннего рассмотрения динамики развития творческого объединения составим SWOT- анализ данного проекта

  1. Сильные стороны и возможности, открывающиеся перед детьми и подростками, представлены в левой колонке таблицы, а слабые точки и пути преодоления трудностей в организации и развитии медиа студии рассмотрим Ежегодно в студию приходит довольно много детей. Большинство из них мотивировано возможностью «попасть в телевизор»

Однако через сравнительно небольшое время многие из них уходят, почувствовав необходимость много трудиться.

Чтобы избежать отсева на первых порах обучения в 2015/16 учебном году мы ввели индивидуальное собеседование, тестовые задания и испытательный срок.  Ребят, справившихся с предварительными испытаниями, ждёт «посвящение в юные журналисты»

  1. Современное медиаобразование требует соответствующей материально-технической базы. Опыт работы аналогичных объединений разных городов показывает, насколько качественная аудио и видеотехника   и компьютерное оборудование способствуют развитию:
  1. интереса учащихся к данному виду деятельности
  2. качеству конечного продукта (аудио и видеоматериала, печатного издания, интернет-контента)
  3. успеху на конкурсных мероприятиях

Однако, как показал наш собственный опыт работы, отсутствие современных средств аудио и видеозаписи не могут стать непреодолимым препятствием для творческой деятельности. Так для видеозаписи мы используем с согласия родителей ребят  личные цифровые фотоаппараты, дающие неплохое качество видеосъемки. В качестве микрофонов научились пользоваться мини-микрофонами типа «петличка», цена которых невелика. В чём действительно проблема, так это в компьютерах с определенными характеристиками, требуемыми для качественной обработки фото, видео и звука. 

Для приобретения одного такого компьютера мы в 2014 году обратились с призывом к потенциальным меценатам и получили отклик. На деньги, выделенные частным предпринимателем, приобретён современный компьютер.  Его, конечно, тоже не хватает. Поэтому часть материала студийцы и руководитель обрабатывают дома, используя личные компьютеры.

  1. Ввиду удаленности нашего города от областного центра и других городов с развитой структурой ВУЗов и СМИ, привлечение узких специалистов к обучению ребят основам журналистики, видеосъемки, видеомонтажа, макетированию и верстке газет не представляется возможным.

Выходов из такого положения несколько.

Во-первых, мы ищем и активно используем в своей практике опыт  студий и школьных редакций из разных городов России.

Во-вторых, проходим мастер классы и дистанционное обучение на различных Интернет-ресурсах.

В-третьих, во время всероссийских форумов, куда мы регулярно получаем приглашения, обязательно проходят  курсы обучение у  квалифицированных  педагогов.

В планах студии – организация встреч, мастер классов  с выпускниками студии, ныне студентами факультетов журналистики.

  1. Процесс создания медиапродукта требует больших временных затрат.

  Учащиеся    достаточно долго осваивают программы  обработки звука, видео, верстки. Также сложен процесс создания текстов, редактуры и корректуры.  А пребывание учащихся непосредственно в студии ограничивается  внутренними правилами учебного заведения.

 Выход всё тот же – дистанционное общение и обучение он-лайн.     Согласование сценариев, редактура текстов, обсуждение концепции проектов, подбор материала  – всё это  зачастую проходит с помощью интернет-связи.

  1. В процессе работы студии  ребята создают медиапродукт для различных конкурсов. Если работа становится лауреатом или победителем конкурса, то за этим, как правило, следует приглашение на очный этап или медиафорум.

Ввиду удаленности нашего города от основных мест проведения таких форумов  и отсутствия внешнего финансирования, вопрос об участии детей решается родителями, а вернее, их способностью и желанием оплачивать расходы, связанные с дальними поездками. Надо сказать, что родители студийцев отзывчивы и охотно вкладывают средства в развитие своих детей. Так, в апреле 2015 года группа из 4 учащихся студии приняла участие в XIV Всероссийском форуме «Школьной прессы» в Москве. В июле две девочки прошли обучение в  летней медиашколе «Твори-гора»  (Красноярск).  В августе студия была представлена двумя делегатами на десятом Всероссийском форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» (ВДЦ «Орленок). На «Школу инноваций» в ВДЦ «Океан» от студии был направлен один учащийся. В сентябре  на «Океанский медиапарад – 2015» получили путевки четверо студийцев. Также на первый Международный медиафорум, проходящий в МДЦ «Артек»  в сентябре-октябре 2015 поехали трое ребят из студии.

Это то, что касается трудностей внутреннего характера работы  и развития студии.

  1. К внешним проблемам относятся вопросы скорее психологического характера. Студия – уникальное явление в городе. Если музыкой, художественным творчеством, спортом и т.д. занимается большое количество детей, то коллектив студии  - малочисленный. Вместе с тем, он привлекает к себе внимание появлением на экране городского телевидения, публикацией в местной прессе и интернет-сети.  

С одной стороны, это радует детей и родителей, а с другой – вызывает негативную реакцию со стороны сверстников. Преодолевать такую тенденцию помогают формы работы, охватывающие большое количество  школьников: социологические опросы, интервью, фильмы и программы, посвященные городским мероприятиям,   деятельности творческих, спортивных  коллективов школ, учреждений дополнительного образования. Такие методы  работы  дают окружающим детям  и подросткам почувствовать себя причастными к деятельности студии. Более того,  участвуя в   видеосъемках, ребята с нетерпением  ожидают готовый сюжет.

  1. Из-за большой занятости школьников в студии и поездками, отрывающими учащихся от учебного процесса в общеобразовательных  школах, появляется законное  недовольство со стороны учителей.

Для снятия напряжения мы разрабатываем проекты, которые хорошо интегрируются в школьную программу. Так, вместо рефератов студийцы делают  тематические фильмы, аудиоподкасты по истории, литературе. Данные работы могут быть представлены как на уроках или внеклассных мероприятиях, так и направлены на конкурсы. По просьбам школ студийцы делают фото и видеосъемку  мероприятий, пишут статьи о событиях в школе.  Немаловажным фактором в пользу занятий журналистики становится растущий уровень грамотности и общей эрудиции ребят. Это положительно сказывается на успеваемости. Участие школьников во всероссийских и международных форумах почетно для любой школы.

         Рассмотрим, чего же удалось достичь за три с лишним года работы творческого  объединения.

2012 год, май  - участие в V областном фестивале детской информационной лиги.  На конкурс выдвинуто две работы. Обе награждены дипломами 1 и 2 степени. Их обладатели - Алексей Ступин и Анастасия Осколкова - в настоящее время являются студентами  3 курса факультета журналистики Иркутского государственного Университета.

2013 год – участие в VI областном фестивале детской информационной лиги. На конкурс отправлено 4 работы. Получен диплом в номинации «Формула успеха»

2013 год – участие в Международном  профориентационном конкурсе  «Хочу стать журналистом».  Отправлена одна коллективная работа. Дипломами победителей 3 этапа конкурса награждены трое учащихся студии: Маслобоев Георгий, Попова Татьяна, Ярыгина Елизавета. В настоящее время Георгий Маслобоев учится на 2 курсе факультета журналистики Новосибирского Государственного университета.

 

2014 год – окружной открытый конкурс по жанру «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ДЕТСКОЕ ЭКРАННОЕ ТВОРЧЕСТВО» «Волшебный экран». Направлена одна коллективная и одна авторская работа Георгия Маслобоева. Получены  дипломы.

2014 год –  VII Международный   молодежного фестиваля кино, фото и анимации «Твори-гора». Отправлено четыре коллективных работы, одна из которых вошла в шорт-лист фестиваля и была награждена дипломом лауреата.

2014 год – окружной открытый конкурс по жанру «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ДЕТСКОЕ ЭКРАННОЕ ТВОРЧЕСТВО» «Волшебный экран». Направлены две авторские  работы Зинцова Алексея. Получен  диплом лауреата.

2014 год -    Четвертый социальный фестиваль непрофессионального кино «Третий возраст – новые возможности». Направлена одна авторская работа Ярыгиной Елизаветы. Получен диплом.

 Январь 2015 года – окружной открытый конкурс детских и молодежных СМИ «Пробный шар». Направлено пять  коллективных и четыре  авторские работы. Авторский проект Арины Лапа стал победителем в номинации «Лучший закадровый текст» Лапа Арина приглашена на Х Всероссийский форум детского экранного творчества «Бумеранг» в ВДЦ «Орленок»

Апрель 2015 года – Всероссийский заочный конкурс детских медиаработ «Мне не всё равно» Отправлена авторская работа Елены Трухан. В качестве победителя конкурса Трухан Елена приглашена на Х Всероссийский форум детского экранного творчества «Бумеранг» в ВДЦ «Орленок»

За активную работу на фестивале «Бумеранг» Елена Трухан награждена дипломами и благодарностью.

Апрель 2015 года – XIV Всероссийский конкурс школьных изданий. Редакция газеты «Лестница» детско-юношеской медиа студии стала победителем в номинации «Земляки»

Четыре представителя студии приняли участие в  финале XIV Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных» и в работе детско-юношеского пресс-центра на Московском международном салоне образования. По итогам работы Арина Лапа и Елена Трухан награждены дипломами победителей в номинации «Лучшая съемочная группа», а  Елена Трухан получила диплом за  лучший репортаж.

Июнь 2015 года – отборочный конкурс на участие в «Океанском медиапараде 2015». Отправлено 5 коллективных и 17 авторских работ. Получено 4 именных приглашения (Беляева Анастасия, Лапа Арина, Трухан Елена и Шинкоренко Юлия) в ВДЦ «Океан»

Август 2015 год – Международный заочный конкурс детских медиаработ «Мы хотим жить в мире». Направлены три авторские работы, ставшие победителями в своих номинациях. Авторы работ Жеганина Мария, Шестакова Елена и Шугалей Антон награждены путевками на Первый Международный медиафестиваль в МДЦ «Артек»

Декабрь 2015 – Областной фестиваль детской информационной лиги Иркутской области "Зимняя PRактика". Получены дипломы победителя в номинациях "Лучший пресс-центр" и "Лучший репортаж". Также , в личных номинациях победу одержали Арина Лапа ("Лучший оператор") и Елена Трухан ("Лучший редактор")

Помимо участия в конкурсах продолжается работа в студии над новыми проектами. Регулярно выходят новостные сюжеты на местном телевизионном канале "ТВ Виват", выпускается газета "Лестница", проходят занятия по теории и практике журналистики. Медиа студия активно сотрудничает со всероссийским образовательным порталом "Нашпресс", участвуя в XV сезоне "Марафона школьной прессы".

Подводя итоги анализа, можно смело сказать, что проект «Детско-юношеская медиа студия» востребован в Железногорске-Илимском, результативен и достоин внимания и поддержки со стороны департамента образования, отдела по культуре, спорту и делам молодёжи  и общественных организаций. Студия, действуя в качестве детско-юношеского СМИ, может налаживать диалог между администрацией и обществом, представлять наш город и район на областном и Всероссийском уровне. Опыт, накопленный студией, может быть использован в качестве основы для развития школьных СМИ города и района.