МедиаНЕграмотность: не модно или НЕЛЬЗЯ?

Наверное, начать нужно с того, что само сочетание слов медиаграмотность, новостная грамотность подразумевает грамотное обращение с информацией и грамотное пользование новостями. И, если раньше понятие «информация» мы воспринимали однозначно – новое, нужное нам, полезное, что мы можем получить извне (из определенных источников), то сейчас оно вызывает ассоциацию с «морем», «шквалом», «потоком», которые буквально захлёстывают нас ежедневно, обрушиваясь из огромного количества открытых источников.

Порой разобраться в этом потоке сложно и нам, взрослым. Что говорить о школьниках… И прежде, чем мы начнём учить детей работать с информацией, не говоря уже о том, чтобы её производить (а именно с таким сегментом мне приходиться работать как руководителю Межшкольного информационного агентства), мы должны научить их разбираться в этой самой информации. Какой информацией можно пользоваться? Как определить её достоверность? Из каких источников информацию брать? Чем опасна непроверенная информация? Как информация может помочь или, напротив, навредить?

Бесспорно, современные школьники являются очень активными и продвинутыми пользователями сети Интернет, а именно она сегодня открывает безграничный доступ к информации разного рода. Достаточно в поисковой строке вбить нужное слово, и система выдаст тебе сотни ответов и вариантов. Но как понять – какой из предложенных ответов является истинным, а какой несёт скрытый смысл?

По роду деятельности мне приходится учить детей не только работать с информацией – при подготовке новостных и аналитических текстов для их изданий, радио телесюжетов – но и самим создавать информацию, которая «пойдёт» к читателям, слушателям, зрителям. И, если они не будут понимать, как работать с информацией, они не смогут создать грамотный конечный продукт.

Конечно, не все из тех, кто сегодня занимаются в кружках (студиях) журналистики, решат связать свою жизнь с указанной профессией (и мы никогда не готовим их именно к этому!), но навыки работы с информацией пригодятся им во многих сферах и областях. Таково время – сегодня уже не просто «не модно и не престижно», как звучит во многих публикациях Рунета, а просто НЕЛЬЗЯ быть неграмотным, не уметь обращаться с современными инструментами получения информации, не уметь с информацией работать и её производить. Потому как данные навыки и знания являются составляющей уже очень большого количества направлений деятельности.

Ну, и наконец… Конечно, мы можем допустить, что наши «продвинутые дети» сами справятся – они же осваивают «в полсекунды» новые гаджеты, новинки техники, компьютерные программы и приложения. Но практика показывает, что без помощи «умных взрослых» они не могут освоить информационную культуру, а зачастую банально разобраться в потоке информации. Вот для этого их нужно учить медиаграмотности. И да… Взрослых тоже нужно учить! Ведь именно они станут проводниками данных знаний для детей. Поэтому обучение детей я бы начала с обучения педагогов.

Виктория Горева, методист ГБУ ДО ЦДЮТТИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга