Методическая система "Применение технологии развития критического мышления на уроках физики"

Физика занимает особое место среди учебных дисциплин.  Она  создаёт у обучающихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяет получать объективные знания об окружающем мире. Это очень важно в современном мире при лавинообразном нарастании потока информации для формирования жизненного опыта детей и выбора пути развития в будущем.

Цель моей работы, как учителя физики, определяется, в первую очередь, нормативными документами, предъявляющими основные требования к результатам обучения.  Выпускники школы  должны   

освоить знания о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные  знания по физике для объяснения физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации.

В требования образовательной программы включено и

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Наибольшее внимание на уроках уделяется физической природе явлений, физическому смыслу величин. Мое педагогическое кредо можно выразить словами Козьмы Пруткова: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».

При изучении физики формируются у школьников общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности  и ключевые компетенции.  Приоритетными на уроках физики являются

познавательная деятельность обучающихся:

·         использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

·         формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия доказательства, законы;

·         овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

·         приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

информационно-коммуникативная деятельность обучающихся:

·         владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

·         использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

рефлексивная деятельность обучающихся:

·         владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

Для организации учебного процесса по физике используется фронтальная, групповая (в том числе и работу в парах) и индивидуальная формы обучения. Методы обучения включают  традиционные и активные виды.

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы, лабораторные работы.

Активные методы обучения основаны на технологии развития критического мышления. Технология – система стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Критическое мышление – интерактивное, творческое, рефлексивное  мышление. Мыслить критически – понять и осознать собственное «я», быть объективным, логичным, воспринимать другие точки зрения. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей учеников, позволяющих им учиться самостоятельно.

Критическое мышление предполагает формирование следующих способностей:

·         умение работать с информацией: сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации;

·         рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных ее моментов; выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов;

·         выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного и т.д.

Для формирования этих способностей на уроках физики  применяются следующие технологии:

·         технология обучения в сотрудничестве при изучении нового материала (обучающие беседы, рассказ, диалог);

·         информационно-коммуникационные технологии при изучении нового материала, при закреплении знаний, решении задач, выполнении домашних заданий (презентации к уроку, размещение материала на собственном блоге isslabuch.blogspot.ru, применение Google-диска для дистанционного обучения);

·         исследовательские технологии при изучении нового материала (исследование  зависимостей между величинами), выполнении лабораторных работ;

·         технологии коллективного взаимного обучения при проверке знаний, при выполнении лабораторных работ, решении задач;

·         технология развивающего обучения при изучении нового материала (создание проблемных ситуаций);

·         технология личностно-ориентированного обучения и воспитания при решении задач, контроле знаний (разно уровневые и индивидуальные задания);

·         технологии рефлексивного обучения при изучении нового материала, повторении и обобщении знаний (заполнение таблиц, составление кластеров, установление причинно-следственных связей между блоками информации, инсерт, кольца Венна…);

·         проектная технология, в основном, во внеурочной деятельности;

·         диагностические технологии при контроле знаний.

При изучении физики на базовом уровне (2 часа в неделю в 7 – 9 классах и 2 часа и 1 час элективного курса в 10 – 11 классах) такая система позволяет освоить основные элементы физических знаний, решить поставленные задачи. Обучающиеся сдают ЕГЭ и ОГЭ по физике, участвуют в конференциях различного уровня, выполняют исследовательские и реферативные работы, размещаемые в электронном образовательном ресурсе школы.

Базовая модель технологии критического мышления состоит в следующем: вызов - осмысление – рефлексия. Особое внимание в этой модели уделяется рефлексивной деятельности обучающихся. Рефлексивная деятельность включает в себя владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий. Для формирования этих умений мною разработана система оценивания в рамках экспериментальной площадки районного уровня «Технология формирования устойчивой учебной мотивации учащихся средствами современных методов оценивания индивидуальных достижений» на базе школы. С целью  повышения эффективности применения системы оценивания  к ее разработке были привлечены и учащиеся.

При организации проектной деятельности обучающихся также применяется критериальная система оценивания. Как руководитель Экспертного Совета учащихся школы, важным считаю формирование умений оценки и самооценки работ самими учащимися в соответствии с предъявляемыми требованиями, опубликованными в Положении о проектной деятельности школы (http://school496.ru)