Работа с одаренными детьми на уроках географии

             Работа с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Цель работы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить и работать творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Модель системы работы с одаренными детьми

Направления работы:

  • диагностика – изучение личности учащихся.
  • работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии;
  • внеклассная работа.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • метод проектов;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;
  • синквейн.

Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • ведение элективных курсов;
  • кружковая работа;
  • свободное самообразование;
  • участие в предметных декадах;
  • участие в научно-практических конференциях и проектных неделях;
  • участие в олимпиадах;

Содержание программы

  1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (поводит психолог).

2.       Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности.

  • задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; пространственная логика; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;
  • задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
  • задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (элективные курсы, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает каксубъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации.

Основной принцип работы – принцип “обогащения”.

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы по вопросам географии;
  • ресурсы Интернет.

Управление, связь с заинтересованными организациями:

Управление осуществляется учителем географии, заместителями директора по учебно-воспитательной работе. Осуществляется сотрудничество с заинтересованными opганизациями:

  • МОУ Дом детского творчества;
  • МОУ Центральная детская библиотека.

Критерии эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества учащихся, выбирающих географию какэкзамен с успешной сдачей его.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад по географии и лауреатами городской и областной научно-практических конференций.

 Оценка общей одаренности (проводит психолог).

 

 

Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках географии.

 

Задания на развитие логического мышления.

1)Задание. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.

Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.

Например, «часть океана – море – окраинное море» или «литосфера – осадочный слой - горные погоды – нефть, газ, уголь».

1. Горные породы, песчаник и мрамор, метаморфические породы, литосфера.

2. Широколиственные леса, лесное растение, природная зона, дуб, дерево, природный комплекс.

3.  Сернистый газ, добыча топлива, сжигание топлива, «кислотные» дожди, карьеры и шахты, переработка угля, «лунный» ландшафт, серная кислота.

4. Наклон оси вращения Земли относительно Солнца, распределение осадков на Земле, неравномерный нагрев Земли, направление ветров, чередование поясов атмосферного давления.

2)Задание.  Расположение понятий от более частных к более общим.

Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, если даны понятия «залив», «Бенгальский», «гидросфера», «Мировой океан», «море», то их следует расположить так: «Бенгальский – залив – море - Мировой океан – гидросфера».

1. Китай, Евразия, страна, Азия.

2. Народ, русские, европеоид.

3. Жираф, саванна, Африка.

3)Задание  на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенномпорядке словами или действиями.

Пример: Построить логическую цепочку из таких понятий: природная зона, снеговая линия, географическая широта, высота гор, количество высотных поясов.

4)Задания  на исключение лишнего термина, понятия, определения, объекта.

5)Отгадать заданное слово в игре «да-нет», задавая вопросы по теме.

6)Заполнить «слепой» текст пропущенными словами или числами.

7)Решить задачу с географическим содержанием на основе изученных алгоритмов.

Пример: Представьте, нашу планету проткнули воображаемой иглой. Игла вошла в Землю в точке с координатами 560с. Ш. 370в.д. В точке с какими координатами игла выйдет?

Самолет вылетел из Хабаровска в Москву в 7 часов, полет продолжался 7 часов. Во сколько самолет прилетит в Москву?

Характерной особенностью рек Кольского полуострова является слабая разработанность речных долин, наличие порогов и перекатов. Чем объясняются эти особенности? Укажите не менее двух причин.

 

 

Задания на развития творческого мышления:

Фотоколлаж или рисованный коллаж на тему: «Чего быть не может?», «Визитная карточка страны», «Уникумы России»

Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для посетителей лесопарка, жалобная книга микрорайона, о здоровом образе жизни.

Придумать и нарисовать рисунок-иллюстрацию к изучаемой темe.

Coбрать и оформить коллекцию.

Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.

Провести самостоятельно исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму.

Задание на составление проектов:

Развитие жизни на земле.

Кабинет географии 21 века.

Экологический парк – зона здоровья.

Решение географических задач на выдвижение гипотез и их защиту:

Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?

Задания на прогнозирование ситуации:

Пример: Что будет, если вырубить в лесу все деревья?

 

 

Творческие работы учащихся.

Путешествие капельки.

Путешествие песчинки.

Туристический маршрут.

Мое путешествие на материк.

Кроссворды, ребусы, филворды, загадки.

 

 

 

Диагностирование результатов деятельности учащихся (проводит психолог).

 

Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены следующие диагностические методы:

1. В практической работе можно проверить усвоение текущих знаний и навыков детей.

2. Результатом деятельности кружка являются достижения на конференции НОУ участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

3. Meтоды анкетирования и тестирования, используемые при проверке сформированности проектных умений.

 

 

В на мини-сайте представлены программы элективных курсов «Страноведение и туризм» и «Глобальные экологические проблемы».

 

Комментарии

Уважаемые коллеги! Поделитесь любыми приемами развития одаренности учащихся!