Методическая разработка «Организация исследовательского проекта «Настоящее и будущее Краснодарского лесопарка»

Стеликова Галина Валериевна

 

В примерной программе по географии для основной шко­лы, составленной на основе федерального госу­дарственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, одной из целей изучения географии является:

  • формирование навыков и умений безопасного и эколо­гически целесообразного поведения в окружающей среде.
  • понимание зависимости проблем адаптации и здоровья человека  от географических условий проживания;

  И соответственно, в ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  •  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рациональ­ного использования.

- умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

В соответствии с ФГОС второго поколения деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума и макросоциума, их различных проблем и способов их решения.

Краткое описание экологического проекта

"Настоящее и будущее Краснодарского лесопарка ",

разработанного и реализованного совместно с учащимися

учителем географии Г.В. Стеликовой

 

Цель: Проведение исследования экологическое состояние лесопарка

Участники: Члены научного гимназического общества «Лига сотворчества»,

                      учитель географии Г.В. Стеликова, учителя-предметники, родители

Роль учителя: Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность

                           преимущественно коллективного характера. Формирование навыков

                           общественной жизни

Место реализации проекта: Краснодарский лесопарк. Находится в шаговой доступности.

                           Есть место для общего сбора, так и возможность создания штаба каждой

                           командой. Место определено заранее, с учётом безопасности детей

Срок реализации: 2016/2017 учебный год                  

Форма реализации:

Место

Мероприятия

Ответственный

Подготовительный этап

Заседание НГО «Лига сотворчества»

Постановка проблемы

Определение целей и задач проекта Формирование команд участников проекта

Определение места исследования и Составление маршрутных листов групп

Руководитель секции «Мир за окном» -

Учитель - организатор

Инициативная группа

Поисково-исследовательская работа:

«Исследование экологического состояния Краснодарского лесопарка»

Краснодарский лесопарк

  • Изучение древесных пород лесопарка

1 группа

Учитель - консультант

  • Определение качества воды реки Кубани

2 группа

Учитель  - помощник

На организацию исследования  - 1 час

  • Влияние строительства на птиц, населяющих лесопарк

3 группа

Учитель - консультант

  • Возможности использования лесопарка

4 группа

Учитель - помощник

В «Штабе»

- 1 час

Анализ полученных результатов Обсуждение в группах

Составление отчёта

Группы

Учитель - консультант

Заключительный этап

«Анализ экологического состояния Краснодарского лесопарка»

Общий сбор

- 1 час

Презентация результатов каждой группы Нахождение путей решения проблем Разработка плана действий

Оценивание ресурсов

Учитель  - организатор Инициативная группа

Основные результаты, которые можно достигнуть в результате реализации проекта:

  1. Оздоровление – физическое развитие, формирование здорового образа жизни
  2. Образование – расширение кругозора, применение знаний в повседневной жизни
  3. Воспитание - духовно-нравственное развитие, бережное отношение к природе родного края, любви и уважения к малой родине
  4. Эмоционально-психологическое развитие – целеустремленность, взаимовыручка и умение работать в команде

 

  • Проведены экологические мероприятия, формирующие у обучающихся активную жизненную позицию

Следующий этап: переход исследовательского проекта в социальный

 

Методическая разработка

«Организация исследовательского проекта

«Настоящее и будущее Краснодарского лесопарка»

 

                Постановка проблемы. Краснодарский лесопарк является составной частью зеленого пояса вокруг города Краснодара. Он расположен в юго-восточной части города, на правобережье Кубани в непосредственной близости от микрорайона Гидростроителей, где находится наша гимназия № 69, и проживают её ученики. Для жителей микрорайона Краснодарский лесопарк выполняет несколько функций. Прежде всего, он относится к категории защитных городских лесов, так же укрепляет берега реки Кубани, и является излюбленным местом отдыха. Поэтому нам не безразлично, в каком состоянии находится лесопарк. Говорят: «Любить свой край - значит знать его!» А знания приходят с понимания того, что тебя окружает, с умения увидеть интересное вокруг себя.

            Члены научного гимназического общества решили провести исследование экологического состояния лесопарка. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Значение лесопарка для микрорайона Гидростроителей
  • Изучение древесных пород лесопарка
  • Определение качества воды реки Кубани
  • Влияние строительства на птиц, населяющих лесопарк
  • Возможности использования лесопарка

Учитель как руководитель проекта имеет более широкое целеполагание: формирование ключевых компетенций учащихся в ходе выполнения проекта.

Задача учителя обеспечить учащимся возможность реализации проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории.

Для сбора информации применялись разнообразные методы:

  • Визуальные наблюдения, полевые исследования, маршрутный метод
  • Биологические методы
  • Опрос местных жителей
  • Анализ и обобщение научной литературы, периодической печати

Работа над проектом проходила в несколько этапов, каждый из которых имел свою цель, результаты, методы, и форму выполнения.

Вопросы исследований, нацеливают учащихся на повторение, актуализацию опорных знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они требуют воспроизведения представлений из жизненного опыта, знаний по другим учебным предметам, привлечения краеведческих материалов. Учитель следит за действиями и операциями при решении конкретных задач, вносит необходимые коррекции в деятельность учеников.

Обсуждение и анализ полученных результатов проходил на заседаниях Научного гимназического общества.

Санитарно-гигиеническое значение зеленых насаждений лесопарков. Из научной литературы ребята узнали о многих удивительных свойств зеленых насаждений. Практическим путём было определено, что днём движение воздуха происходит от лесопарка и освежает жилой район, ночью от перегретых поверхностей застроенной территории горячий воздух перемещается к зеленому массиву. Таким образом, происходит проветривание и улучшение состава воздуха.

Используя визуальные наблюдения школьники определили, что наиболее чувствительная к условиям окружающей среды порода – дуб, в результате антропогенного вмешательства, была заменена в лесопарке на растения - поглотители. В процентном соотношении дубов очень мало. Здесь растут тополь, ясень, несколько видов клена. Из хвойных: сосна, ель обыкновенная. В количественном составе хвойные деревья представлены плохо. А ведь они обладают сильными фитонцидными свойствами,  благоприятно воздействуют на ионный состав воздуха. Наилучший результат дают смешанные посадки. Из-за загрязнения атмосферы, интенсивно происходит некроз древесных пород, разреженность крон увеличивается. Деревья располагаются на территории парка в хаотичном порядке, не имея чёткой структуры расположения. Посадки находятся в неухоженном состоянии, между ними не сохраняется расстояние для хорошего проветривания.

Разрушение береговой зоны реки Кубани. Ежегодно паводковые воды реки Кубани разрушают берег, который под влиянием этого процесса отступает в среднем за год на 1 м. В силу этого гибнет и часть леса, произрастающая вдоль реки. Гимназисты прошли по противопаводочной дамбе, проплыли на лодке вдоль береговой зоны, рассмотрели правый и левый берега реки: горные породы, обнаженные на крутых склонах, деревья, затопленные водой.  На основании проведённых наблюдений они отметили разрушение береговой зоны реки Кубани, что вызывает заиление. Вода мутная, запах не приятный. Качество воды определялось по организмам индикаторам. Обнаруженные растительные организмы, такие как водоросль вошерия, элодия, ряска, животные: личинки мух (крыска), олигохеты – трубочники, волосатики, позволяют классифицировать водоём, как загрязнённый. Здесь нельзя ни ловить рыбу, ни купаться.

Изменение видового состава птиц лесопарка. При установлении видового состава птиц использовался маршрутный метод. В лесопарке гнездятся: воробей, голубь обыкновенный, сойка, ворона серая, синица большая, грач. Преобладают синантропные виды. Около воды кормятся чайки, цапли. Ученики пришли к выводу, что на количественный состав птиц влияет ухудшение условий среды обитания. Интенсивное строительство на 3 кольце Гидростроя, приводит к шумовому загрязнению окружающей территории.

Как всякое строительство, при котором происходит частичное вторжение в природу, сооружение дорог находится в известном противоречии с сохранением естественного ландшафта. В связи с интенсивным освоением новых территорий под застройку лесопарк оказался в окружении жилой застройки, что обусловило высокую нагрузку посетителей на лесопарк.

Рекреационные нагрузки на лесопарк. Оптимальная плотность посетителей в лесопарках до 24 чел/га. Максимальная концентрация отдыхающих в Краснодарском лесопарке наблюдается в выходные дни в тёплое время года, и превышает допустимые рекреационные нагрузки. При этом, организованных мест для отдыха людей в парке нет. Отсутствует  надлежащая дорожно-тропиночная сеть. Всё это приводит к уплотнению почвы. Ребята убедились, что в местах интенсивного посещения лесопарка сначала появляются тропы, сбивается лесная подстилка, затем образуются участки без подлеска. Сорные виды растений вытесняют лесные травы.

Окультуривание парка вызвало ещё одну проблему: беспорядочное разведение костров привело к увеличению безжизненной площади. Проблемой для лесопарка стал бытовой и промышленный мусора. Этот мусор, разлагаясь, выделяет канцерогенные вещества - источники различных заболеваний.

Результаты. Анализируя полученные результаты, ребята нашли подтверждения предварительным прогнозам об экологическом состоянии Краснодарского лесопарка. Представленный материал свидетельствует о не благоприятной обстановке, которая усугубляется ещё и массовой застройкой в районе Краснодарского лесопарка.

Для улучшения экологического состояния Краснодарского лесопарка члены научного гимназического общества предлагают:

  • В районах Краснодарского лесопарка необходимо проводить берегоукрепительные работы на Кубани. Однако до настоящего времени берегоукрепительные работы не проводятся.
  • Для  предотвращения деградационных процессов экосистемы тщательно изучить физиологическое состояние древесных пород, с целью поддержания их численности.
  • В местах, где останавливаются на отдых перелётные птицы, предполагается создать зоны орнитологического покоя. Для снижения шумовых загрязнений, заменить рядовую посадку деревьев на шахматную.
  • Сеть дорог в лесопарке должна быть спроектирована экономично и не превышать необходимой потребности. Это важно в целях экономии средств, территории и сохранения больших массивов зелени. В то же время отсутствие требуемого количества дорог приводит к вытаптыванию лесной подстилки, появлению произвольных троп.
  • В лесопарке должны быть предусмотрены места для отдыха, пляжи, водные станции.

Эти мероприятия подсилу государственной власти, крупным предпринимателям. Входе обсуждения возник вопрос: «А что можем сделать мы: дети, школьники своими силами?» И исследовательский проект стал социальным.

Оценили ресурсы. Разработали план действий:

  • Провести конкурс на лучший скворечник
  • Провести акцию: развешивание скворечников в Краснодарском лесопарке
  • Агитбригада «Росток» познакомит учащихся, родителей с результатами исследования
  • Организовать трудовой десант в Краснодарский лесопарк

Уборка бытового мусора вдоль береговой линии

Уборка бытового мусора вдоль дороги

Уборка веток, поваленных деревьев

  • Провести конкурс листовок «Берегите природу»
  • Создать памятки  «Правила поведения в природе»
  • Провести акцию «Культурный отдыхающий», где раздать памятки

Деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетентностей и предметных компетенций. Ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности, то есть метапредметных умений, которые позволят решать любую проблему в реальных жизненных ситуациях, не связанную с конкретным предметом.

В ходе выполнения проекта происходит формирование ключевых компетенций учащиеся, таких как:  

  • Личностные  компетенции.  Работа  над  проектом  даёт  возможность

ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность и трудолюбие. Завершенность проекта формирует у ребёнка способность видеть собственные действия со стороны.

  • Общеучебные компетенции. Школьники учатся выделять собственную

цель, соотносить поставленную цель и условия её достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями, применять приёмы и методы умственного труда (анализ, синтез, обобщение, моделирование, прогнозирование, выбор решения, рефлексия), овладевать новыми технологиями изучения территории, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Социальные  компетенции:  Выполняя  проект,  учащиеся  развивают

способности решать проблемы на основе собственного социального опыта, формируют правила поведения в разных ситуациях. Экскурсии реализуют задачи патриотического воспитания. Знакомясь с историей своего района, ребята научатся гордиться своей малой родиной.  Это способствует развитию самооценки гражданина.

  • Коммуникативные    компетенции:    Ребята    приобретают    опыт нахождения, использования и создания разнообразной информации, включая статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета.

Они участвуют в коллективном обсуждении проблем, интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx63.76 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание экологического проекта

"Настоящее и будущее Краснодарского лесопарка ",

разработанного и реализованного совместно с учащимися

учителем географии Г.В. Стеликовой

Цель: Проведение исследования экологическое состояние лесопарка

Участники: Члены научного гимназического общества «Лига сотворчества»,

                      учитель географии Г.В. Стеликова, учителя-предметники, родители

Роль учителя: Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность

                           преимущественно коллективного характера. Формирование навыков

                           общественной жизни

Место реализации проекта: Краснодарский лесопарк. Находится в шаговой доступности.

                           Есть место для общего сбора, так и возможность создания штаба каждой

                           командой. Место определено заранее, с учётом безопасности детей

Срок реализации: 2016/2017 учебный год                  

Форма реализации:

Место

Мероприятия

Ответственный

Подготовительный этап

Заседание НГО «Лига сотворчества»

Постановка проблемы

Определение целей и задач проекта Формирование команд участников проекта

Определение места исследования и Составление маршрутных листов групп

Руководитель секции «Мир за окном» -

Учитель - организатор

Инициативная группа

Поисково-исследовательская работа:

«Исследование экологического состояния Краснодарского лесопарка»

Краснодарский лесопарк

  • Изучение древесных пород лесопарка

1 группа

Учитель - консультант

  • Определение качества воды реки Кубани

2 группа

Учитель  - помощник

На организацию исследования  - 1 час

  • Влияние строительства на птиц, населяющих лесопарк

3 группа

Учитель - консультант

  • Возможности использования лесопарка

4 группа

Учитель - помощник

В «Штабе»

- 1 час

Анализ полученных результатов Обсуждение в группах

Составление отчёта

Группы

Учитель - консультант

Заключительный этап 

«Анализ экологического состояния Краснодарского лесопарка»

Общий сбор

- 1 час

Презентация результатов каждой группы Нахождение путей решения проблем Разработка плана действий

Оценивание ресурсов

Учитель  - организатор Инициативная группа

Основные результаты, которые можно достигнуть в результате реализации проекта:

  1. Оздоровление – физическое развитие, формирование здорового образа жизни
  2. Образование – расширение кругозора, применение знаний в повседневной жизни
  3. Воспитание - духовно-нравственное развитие, бережное отношение к природе родного края, любви и уважения к малой родине
  4. Эмоционально-психологическое развитие – целеустремленность, взаимовыручка и умение работать в команде

  • Проведены экологические мероприятия, формирующие у обучающихся активную жизненную позицию

Следующий этап: переход исследовательского проекта в социальный

Методическая разработка

«Организация исследовательского проекта

«Настоящее и будущее Краснодарского лесопарка»

        Постановка проблемы. Краснодарский лесопарк является составной частью зеленого пояса вокруг города Краснодара. Он расположен в юго-восточной части города, на правобережье Кубани в непосредственной близости от микрорайона Гидростроителей, где находится наша гимназия № 69, и проживают её ученики. Для жителей микрорайона Краснодарский лесопарк выполняет несколько функций. Прежде всего, он относится к категории защитных городских лесов, так же укрепляет берега реки Кубани, и является излюбленным местом отдыха. Поэтому нам не безразлично, в каком состоянии находится лесопарк. Говорят: «Любить свой край - значит знать его!» А знания приходят с понимания того, что тебя окружает, с умения увидеть интересное вокруг себя.

        Члены научного гимназического общества решили провести исследование экологического состояния лесопарка. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Значение лесопарка для микрорайона Гидростроителей
  • Изучение древесных пород лесопарка
  • Определение качества воды реки Кубани
  • Влияние строительства на птиц, населяющих лесопарк
  • Возможности использования лесопарка

Учитель как руководитель проекта имеет более широкое целеполагание: формирование ключевых компетенций учащихся в ходе выполнения проекта.

Задача учителя обеспечить учащимся возможность реализации проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории.

Для сбора информации применялись разнообразные методы:

  • Визуальные наблюдения, полевые исследования, маршрутный метод
  • Биологические методы
  • Опрос местных жителей
  • Анализ и обобщение научной литературы, периодической печати

Работа над проектом проходила в несколько этапов, каждый из которых имел свою цель, результаты, методы, и форму выполнения.

Вопросы исследований, нацеливают учащихся на повторение, актуализацию опорных знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они требуют воспроизведения представлений из жизненного опыта, знаний по другим учебным предметам, привлечения краеведческих материалов. Учитель следит за действиями и операциями при решении конкретных задач, вносит необходимые коррекции в деятельность учеников.

Обсуждение и анализ полученных результатов проходил на заседаниях Научного гимназического общества.

Санитарно-гигиеническое значение зеленых насаждений лесопарков. Из научной литературы ребята узнали о многих удивительных свойств зеленых насаждений. Практическим путём было определено, что днём движение воздуха происходит от лесопарка и освежает жилой район, ночью от перегретых поверхностей застроенной территории горячий воздух перемещается к зеленому массиву. Таким образом, происходит проветривание и улучшение состава воздуха.

Используя визуальные наблюдения школьники определили, что наиболее чувствительная к условиям окружающей среды порода – дуб, в результате антропогенного вмешательства, была заменена в лесопарке на растения - поглотители. В процентном соотношении дубов очень мало. Здесь растут тополь, ясень, несколько видов клена. Из хвойных: сосна, ель обыкновенная. В количественном составе хвойные деревья представлены плохо. А ведь они обладают сильными фитонцидными свойствами,  благоприятно воздействуют на ионный состав воздуха. Наилучший результат дают смешанные посадки. Из-за загрязнения атмосферы, интенсивно происходит некроз древесных пород, разреженность крон увеличивается. Деревья располагаются на территории парка в хаотичном порядке, не имея чёткой структуры расположения. Посадки находятся в неухоженном состоянии, между ними не сохраняется расстояние для хорошего проветривания.

Разрушение береговой зоны реки Кубани. Ежегодно паводковые воды реки Кубани разрушают берег, который под влиянием этого процесса отступает в среднем за год на 1 м. В силу этого гибнет и часть леса, произрастающая вдоль реки. Гимназисты прошли по противопаводочной дамбе, проплыли на лодке вдоль береговой зоны, рассмотрели правый и левый берега реки: горные породы, обнаженные на крутых склонах, деревья, затопленные водой.  На основании проведённых наблюдений они отметили разрушение береговой зоны реки Кубани, что вызывает заиление. Вода мутная, запах не приятный. Качество воды определялось по организмам индикаторам. Обнаруженные растительные организмы, такие как водоросль вошерия, элодия, ряска, животные: личинки мух (крыска), олигохеты – трубочники, волосатики, позволяют классифицировать водоём, как загрязнённый. Здесь нельзя ни ловить рыбу, ни купаться.

Изменение видового состава птиц лесопарка. При установлении видового состава птиц использовался маршрутный метод. В лесопарке гнездятся: воробей, голубь обыкновенный, сойка, ворона серая, синица большая, грач. Преобладают синантропные виды. Около воды кормятся чайки, цапли. Ученики пришли к выводу, что на количественный состав птиц влияет ухудшение условий среды обитания. Интенсивное строительство на 3 кольце Гидростроя, приводит к шумовому загрязнению окружающей территории.

Как всякое строительство, при котором происходит частичное вторжение в природу, сооружение дорог находится в известном противоречии с сохранением естественного ландшафта. В связи с интенсивным освоением новых территорий под застройку лесопарк оказался в окружении жилой застройки, что обусловило высокую нагрузку посетителей на лесопарк.

Рекреационные нагрузки на лесопарк. Оптимальная плотность посетителей в лесопарках до 24 чел/га. Максимальная концентрация отдыхающих в Краснодарском лесопарке наблюдается в выходные дни в тёплое время года, и превышает допустимые рекреационные нагрузки. При этом, организованных мест для отдыха людей в парке нет. Отсутствует  надлежащая дорожно-тропиночная сеть. Всё это приводит к уплотнению почвы. Ребята убедились, что в местах интенсивного посещения лесопарка сначала появляются тропы, сбивается лесная подстилка, затем образуются участки без подлеска. Сорные виды растений вытесняют лесные травы.

Окультуривание парка вызвало ещё одну проблему: беспорядочное разведение костров привело к увеличению безжизненной площади. Проблемой для лесопарка стал бытовой и промышленный мусора. Этот мусор, разлагаясь, выделяет канцерогенные вещества - источники различных заболеваний.

Результаты. Анализируя полученные результаты, ребята нашли подтверждения предварительным прогнозам об экологическом состоянии Краснодарского лесопарка. Представленный материал свидетельствует о не благоприятной обстановке, которая усугубляется ещё и массовой застройкой в районе Краснодарского лесопарка.

Для улучшения экологического состояния Краснодарского лесопарка члены научного гимназического общества предлагают:

  • В районах Краснодарского лесопарка необходимо проводить берегоукрепительные работы на Кубани. Однако до настоящего времени берегоукрепительные работы не проводятся.
  • Для  предотвращения деградационных процессов экосистемы тщательно изучить физиологическое состояние древесных пород, с целью поддержания их численности.
  • В местах, где останавливаются на отдых перелётные птицы, предполагается создать зоны орнитологического покоя. Для снижения шумовых загрязнений, заменить рядовую посадку деревьев на шахматную.
  • Сеть дорог в лесопарке должна быть спроектирована экономично и не превышать необходимой потребности. Это важно в целях экономии средств, территории и сохранения больших массивов зелени. В то же время отсутствие требуемого количества дорог приводит к вытаптыванию лесной подстилки, появлению произвольных троп.
  • В лесопарке должны быть предусмотрены места для отдыха, пляжи, водные станции.

Эти мероприятия подсилу государственной власти, крупным предпринимателям. Входе обсуждения возник вопрос: «А что можем сделать мы: дети, школьники своими силами?» И исследовательский проект стал социальным.

Оценили ресурсы. Разработали план действий:

  • Провести конкурс на лучший скворечник
  • Провести акцию: развешивание скворечников в Краснодарском лесопарке
  • Агитбригада «Росток» познакомит учащихся, родителей с результатами исследования
  • Организовать трудовой десант в Краснодарский лесопарк

Уборка бытового мусора вдоль береговой линии

Уборка бытового мусора вдоль дороги

Уборка веток, поваленных деревьев

  • Провести конкурс листовок «Берегите природу»
  • Создать памятки  «Правила поведения в природе»
  • Провести акцию «Культурный отдыхающий», где раздать памятки

Деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетентностей и предметных компетенций. Ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности, то есть метапредметных умений, которые позволят решать любую проблему в реальных жизненных ситуациях, не связанную с конкретным предметом.

В ходе выполнения проекта происходит формирование ключевых компетенций учащиеся, таких как:  

  • Личностные  компетенции.  Работа  над  проектом  даёт  возможность

ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность и трудолюбие. Завершенность проекта формирует у ребёнка способность видеть собственные действия со стороны.

  • Общеучебные компетенции. Школьники учатся выделять собственную

цель, соотносить поставленную цель и условия её достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями, применять приёмы и методы умственного труда (анализ, синтез, обобщение, моделирование, прогнозирование, выбор решения, рефлексия), овладевать новыми технологиями изучения территории, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Социальные  компетенции:  Выполняя  проект,  учащиеся  развивают

способности решать проблемы на основе собственного социального опыта, формируют правила поведения в разных ситуациях. Экскурсии реализуют задачи патриотического воспитания. Знакомясь с историей своего района, ребята научатся гордиться своей малой родиной.  Это способствует развитию самооценки гражданина.

  • Коммуникативные    компетенции:    Ребята    приобретают    опыт нахождения, использования и создания разнообразной информации, включая статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета.

Они участвуют в коллективном обсуждении проблем, интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.