Эссе

Гиззатова Гульчэчак Фаизовна

"Гордимся прошлым - строим будущее"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon эссе38 КБ

Предварительный просмотр:

   Гордимся прошлым - строим будущее

                         Вчерашний день- учитель при сегодняшнем

                                                                               Публий Сир

   Что такое будущее? Каким оно станет через несколько десятилетий? Что ждет нас там, за трудноуловимой и в то же время точно и навсегда определенной чертой, где настоящее уже станет прошлым, а прошлое превратится в далекую историю. Эти вопросы  вечные, как вечна и сама жизнь. Люди всегда искали ответы на них, пытались заглянуть в свое будущее, предугадать его. И всегда кажется, что человека в будущем ждет что-то необыкновенное: светлое, полное радости, лишенное печали.

   Мне, как учителю, особенно часто приходится об этом задумываться. Для того чтобы будущее стало светлым и прекрасным, необходимо понимать, что без прошлого невозможно ни понять, ни оценить наш сегодняшний день, ни представить себе будущее.

   Каждый учитель, идя на урок, несет детям новые знания, пытается пробудить интерес к своему предмету. Вспоминаю, что впервые необходимость классно-урочной системы занятий обосновал педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Это система, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определенному учебному материалу... Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности педагогов. «Им, — писал он, — вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем».  Я полностью согласна с Коменским и считаю, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы. Именно любимые учителя: моя мама - Альфия Замиловна и первая моя учительница - Ильгиза Заитовна,- открыли мне мир школы, в котором дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, - одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Глядя на их работу, я поняла, что учитель должен не работать с детьми, а «жить» с нимиделить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. 

      По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Что может быть лучше хорошего учителя? Что может быть хуже  учителя, случайно оказавшегося на этом месте?  Любая педагогическая оплошность моментально обращается в ошибку. И нет ошибок хуже, чем учительские.        

     Древнегреческий философ Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей».   Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец!                                                

В наше стремительное, неспокойное время эта ответственность возрастает многократно. Изменилась роль учителя. На смену авторитарному педагогу, требовавшему беспрекословного подчинения и строжайшей дисциплины, приходит учитель -  наставник, учитель - старший товарищ, учитель - мудрый собеседник, способный научить своего воспитанника универсальным действиям, то есть таким, когда ученик может принимать решения не только в рамках заданного учебного предмета, но и в различных жизненных ситуациях.  Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуется креативность, умение мыслить нестандартно. Всё это вынуждает учителя уходить от традиционного ведения урока, традиционных педагогических технологий и применять современные образовательные технологии.  Хорошо, постараемся научить ребенка мыслить нестандартно!   

А как воспитать счастливого человека? На этот вопрос учителя    пытались найти ответ с эпохи Возрождения, когда образование было привилегией. Эразм Роттердамский, Э. Рабле, Монтень, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо…  Все они знали, что хороший педагог уважает ребёнка, верит в него, пробуждает интерес к учёбе. Но только в 20 веке традиционная школа повернулась лицом к ребёнку и прислушалась к его мнению, а в 21 веке ориентирование на личность ученика нашло отражение в государственных стандартах современного образования.

Меняются времена, меняется жизнь, общество, меняются требования к педагогу. Но по-прежнему, как и много лет назад учитель входит в класс и несет знания детям в рамках всё той же классно-урочной системы, но при этом мы наполняем урок новым содержанием: используем современные образовательные технологии, современные достижения науки и техники, превращая при этом классический урок в современнейшую и эффективную форму обучения школьников. На мой взгляд, современный педагог должен быть не только учителем, наставником, другом и помощником, а, в первую очередь, мастером, который кропотливо «оттачивает и шлифует детские души», подобно скульптору, превращающему безликий камень в изящное произведение искусства. И только такой учитель сможет воспитать «современную, творческую, разностороннюю и гармонично развитую личность, а самое главное, счастливого человека». Считаю, что именно такие люди будут востребованы в будущем.

Итак, отвечаю на поставленный мною вопрос. Будущее- это наши ученики, от воспитанности, образованности, нравственности которых зависит судьба нашей Родины. А строим это будущее мы - Учителя. Будет ли это будущее светлым или темным, зависит только от того, как мы их воспитаем, какое передадим духовное богатство. И в завершении хотелось бы привести слова французского писателя и критика Анатоля Франса: «Будущее – в настоящем, но будущее - и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина».