Воспитывающая роль оценки

Шабрацкая Татьяна Геннадьевна

С самого рождения и на протяжении всей своей жизни человек сталкивается с оценкой того, что он делает. Более того, поскольку человек – существо социальное, для него это очень важно; он ждет одобрения и остро переживает отрицательные оценки. А значит, оценка может быть существенным инструментом регулирования деятельности человека в любой сфере. Не является исключением и сфера образования.

Какие же функции выполняет оценка учебной деятельности? С одной стороны, это своеобразная шкала, измеряющая уровень освоения программного материала учащимися. С другой стороны, при мудром и гибком отношении к процессу оценивания оценка может стать мощным стимулом к саморазвитию и самосовершенствованию. Эта вторая, воспитывающая роль оценки не менее важна, чем первая, именно оценивающая, функция.

Конечно, основным требованием, предъявляемым к оценке, является её объективность. В полной мере этому требованию отвечают тестовые задания. Однако, оценивая творческие задания, учитель едва ли может избежать некоторой субъективности, так как у каждого человека есть свои предпочтения и вкусы. И в этом случае важно не только чётко следовать критериям оценивания, но и действовать в интересах учащихся, учитывая, что оценка может стимулировать к дальнейшему развитию, как было отмечено ранее. Неграмотное же оценивание может, напротив, привести к апатии, пассивности и неуверенности в своих силах.

Вот что говорил по этому поводу выдающийся педагог-гуманист Ш.А. Амонашвили: «Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка». Такой подход является ключевым в стратегии позитивного оценивания. Действительно, главным в процессе обучения является ситуация успешности для каждого ученика, причём это определяется не только выставленной отметкой, но и комментариями, которые её сопровождают. При этом важно различать такие понятия, как «оценка» и «отметка». Отметка – это цифровое выражение оценивания по определённой шкале. Оценка же – более широкое понятие, так как оценить достижение ученика мы можем похвалой, теми самыми комментариями, которые не менее значимы для самооценки ребёнка.

На протяжении истории существовали различные системы оценивания знаний учащихся, и в настоящий момент в разных странах сложились следующие оценочные системы: балльная, бинарная, рейтинговая, весовая, безотметочное оценивание, портфолио.

Что касается балльной системы, в России исторически установилась 5-балльная система, в Англии – 6-балльная, в Польше – 6-балльная, во Франции – 20-балльная, в Молдове – 12-балльная, на Украине – 12-балльная, в Белоруссии – 10-балльная, в Латвии – 10-балльная, в США – 100-балльная. Добавим, что в нашей стране итоговая аттестация в 11 классе (ЕГЭ) оценивается по 100-балльной системе.

Бинарная система подразумевает выбор оценивания по двум критериям: «зачёт/незачёт» или «правильно/неправильно».

Рейтинговая система устанавливает ранжирование по успешности усвоения изученного материала и является стимулом для дальнейшего роста. Однако это дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке, кроме того, на конкретных уроках эта система трудно применима из-за недостатка дидактического материала. Рейтинговая система отлично служит при оценивании решений районных и областных олимпиад,

Используя весовую систему оценивания, нельзя руководствоваться средним арифметическим при определении итоговой отметки за четверть или полугодие. Каждая отметка имеет свой «вес» в зависимости от уровня сложности и значимости задания.

Цель безотметочного обучения – не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка. Также безотметочное обучение формирует оценочную деятельность у детей, так как самооценка предшествует оценке учителя. Это очень важно на начальном этапе обучения и даёт возможность для продуктивного сотрудничества учителя и учеников.

Портфолио представляет отчет по процессу образования школьника в целом, демонстрацию образовательных достижений учащегося. К сожалению, пока эта система оценивания не используется в полной мере и не имеет проработанных критериев.

Как видим, у каждой системы есть свои особенности, свои плюсы и минусы. Умелое их сочетание и варьирование дает возможность разносторонней оценки учащихся.

Возвращаясь к 5-балльной системе, принятой в российских школах, можно отметить, что выставление неудовлетворительной отметки не должно быть «карательной» мерой, а лишь стимулом к её исправлению, к освоению  учебного материала, за который эта отметка была получена.

В целом, воспитывающая функция оценки играет важную роль в формировании личности и развитии её потенциала. Правильная и объективная оценка способна мотивировать человека к достижению новых высот и стимулировать его рост и саморазвитие.