Одаренные дети

Белкова Галина Алексеевна

Немного из личного опыта работы, той, что касается работы с одаренными детьми. (сокращенный вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с одаренными детьми36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

(из опыта работы учителя истории, обществознания и КРК

МБОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ» Комсомольского района Чувашской Республики Белковой Г.А.)

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  

     Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом. Проблема одарённости раскрывается в целом ряде научных исследований. Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – несформированная личность, будущее которого неопределённо и способности должны открыться. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, так как их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а социальный смысл.  

     Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

     В  этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Развитие одарённого ребёнка целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её осуществления, быть способным к выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремиться выйти за её пределы.

     Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1. Научно-методическая поддержка педагогов, работающих с данной категорией учащихся.  

  1. Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
  2. Обеспечение условий для творческого становления детей.
  3. Работа с родителями способных и одарённых детей, оказание им

 методической и практической помощи.

  1. Сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития природных задатков школьников.

     Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.

     Формы работы с одаренными детьми многообразны, но я остановлюсь лишь на одной: работе по привлечению учащихся к разнообразным дистанционным конкурсам и олимпиадам. Дистанционная форма конкурсов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но для наших сельских школ, я считаю, здесь больше преимуществ. Один из  самых известных международных конкурсов по истории – «Золотое руно». Проводится он ежегодно в феврале. Особенность конкурса в том, что задания даются ребенку на дом на три дня и ребенок вправе использовать в своей работе все доступные формы и методы получения информации, привлекать в помощь своих родителей и других членов своей семьи. Примечательно, что ученики нашей малокомплектной школы смогли занять в данном конкурсе не просто призовое, а 1! место. Каждый год стараюсь привлекать учащихся к творческим и исследовательским конкурсам и олимпиадам, организуемым Центром внешкольной работы «Эткер». Центр уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, поэтому большое количество заданий творческого характера, связанных с историей Великой Отечественной войны, знаменательными датами родной истории. В конце прошлого учебного года двенадцать учеников школы изъявили  желание принять участие в дистанционной олимпиаде «Улăп-2012». Вопросы олимпиады были составлены грамотно и в то же время очень интересно. Четверо учеников школы заняли призовые места и удостоились дипломов II-III степени. В общем, работа с одаренными детьми требует от нас, учителей, постоянного поиска и внимания. Благо, что сейчас почти в каждой сельской семье имеется компьютер и доступ к сети Интернет.

        Если говорить о результатах, то они не заставляют себя ждать. Каждый год мои ученики занимают призовые места и являются победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории, обществознанию, праву, экономике, культуре родного края. В мае текущего года ученик 7 класса Минин Максим занял 1 место на республиканской олимпиаде «Родной край».

        В своей школе я также веду уроки ОРКСЭ по модулю Основы православной культуры. По данному предмету мои ученики также регулярно участвуют в конкурсах и олимпиадах и являются победителями и призерами.

        Желаю всем учителям талантливых учеников. Ну и не забывайте, что под лежачий камень вода не течёт, поэтому и талант, если его не развивать, тускнеет. Так что, перефразируя знакомые со школьных лет слова В.И.Ленина, можно сказать «Работать, работать и ещё раз работать»!

27.08.2012.


 

Комментарии

Быковская Анна Борисовна

Галина Алексеевна! Прочитала Вашу статью с огромным интересом, нашла её случайно. Очень понравилась, спасибо!

Белкова Галина Алексеевна

Спасибо и Вам за хороший отзыв!