развиваем мышечный тонус пальцев рук

Корнильцева Ольга Николаевна

Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Детям с детским церебральным параличом формирование движения руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации, развитие хватательной функции рук, развитие манипулятивной функции - неспецифических и специфических манипуляций, дифференцированных движений пальцев рук) является одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_palcev_ruk.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Гимнастика для пальцев рук                                                                                                  

Невропатолог Т.И. Серганова (1995) предлагает для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнас тикой следующий комплекс.

  1. -    Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;
  2. -    потряхивание руки по методике Фелпса;
  3. -    круговые повороты кисти, прокручивание при Фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ла донной поверхности);
  4. -    отведение - приведение кисти вправо-влево;
  5. -    спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;
  6. -    вращение пальцев кисти (отдельно каждого);
  7. -    сгибание пальцев в кулачок (1-й палец выведен из положения ладонной флексии, расположен сверху). Затем каждый палец разгибается отдельно;
  8. -    поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон;
  9. -    круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка
  10. -    поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны;
  11. -    разминание каждого пальца вверх-вниз;
  12. -    отведение и приведение всех пальцев;
  13. -    сгибание пальцев по фалангам;
  14. -    противопоставление 1-го пальца остальным ("колечки" из пальцев)
  15. -    соединение ладони с ладонью, пальцев с пальцами;
  16. -    "фига" между всеми пальцами;
  17. -    расслабление кисти потряхиванием, при этом рука дефектолога фиксирует руку ребенка в области локтя, похлопывание кистью ребенка по руке массажиста
  18. -    противопоставление пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;
  19. -    интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между 2 пальцами дефектолога по ногтевой фаланге;
  20. -    использование щеточного массажа;
  21. -    поглаживание от кончиков пальцев вверх по руке.

                                                                   

Дошкольникам  с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем предлагается сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Хороший комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В. Коноваленко.

  1. -    надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки;
  2. -    растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий;
  3. -    растирание ладоней движениями вверх-вниз;
  4. -    растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев;
  5. -    разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек;
  6. -    массаж грецким орехом: положив орех между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через дру гой, одной руной, затем другой;
  7. -    надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево;
  8. - разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

                                                                         

 М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова и Е.М.Мастюкова (1993г.) предлагают выполнить такой комплекс упражнений:

  1. разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот;
  2. постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
  3. повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы, а кулак выпрямить, положить руку на ладонь. Сделать то же левой рукой;
  4. руки полусогнуты, опора на локти - встряхивание по очереди кистями ("звонок");
  5. руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть - разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);
  6. фиксировать левой рукой правое запястье – поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т.п.

Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.

                                                                     

 Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

1. Поза покоя.

Принять удобную позу, если ребенок может, то сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится мед ленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая-

Очень легкая, простая,

Замедляется движение,

Исчезает напряженье…

И становится понятно-

Расслабленно приятно!

2.      "Кулачки"

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряг лись руки! Сильное напряжение. Вам неприятно так сидеть! Руки уста ли. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - выдох!

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

3.      "Олени"

Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми. Нам трудно и неудобно дер жать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, урони те их на колени. Расслабили руки. Спокойно, Вдох - выдох.

Посмотрите: мы - олени.

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих.

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Учитывая возникающие у детей с ДЦП патологические ассоцииро ванные и позитивно-поддерживающие реакции, можно предложить так же следующие упражнения:

Упражнения на расслабление мышц шеи.

1. Любопытная Варвара.

А) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потро гайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в ис ходное положение. Аналогично - в другую сторону. Вдох - выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет,

Шея не напряжена, а расслаблена. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Ды шать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох - выдох!

 А Варвара смотрит вверх!

 Выше всех. Все дальше вверх!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

В) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мыш цы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится, Вдох - выдох!

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

                                         

      Упражнения на развитие статической координации движений.

 «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

 «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

 «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

 «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить

  «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.


      
Упражнения на развитие динамической координации движений.
      
«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим пальцем и т. д.

 «Пальцеход» — на ткань нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

 «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

 «Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой руке).

 «Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»


      
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
      
«Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

 «Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

 «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
      
«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

                                                                                   

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

      «Поймай киску» Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

 «Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 «Определи на ощупь. В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

 «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
      Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
      Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

 По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие и т.д.

 «Узнай фигуру»  На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

 «Догадайся, что за предмет» На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

 «Найди пару»  Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

  «Найди ящичек»  Материал: спичечные коробки, оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ребенку предлагают на ощупь нужный ящичек

 «Что в мешочке»  Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

 «Отгадай цифру» (букву) На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

 «Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

 «Собери матрешку»  Двое играющих детей подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

 «Прочитай»
      Играющие становятся друг за другом. Стоящий ребенок позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
      
«Золушка» Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри» Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

                                                                         

Дидактические игры на развитие кинестетических
и кинетических ощущений


      
Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.
      Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

 Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.

Двигательные упражнения: различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.
      Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.

Игры на восприятие команды в движении
      «Стоп-сигнал» — остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения.

 «Противоположное действие» — на фоне всех дословно повторяемых действий выполнение одного их них, обозначенного заранее, в противоположном виде.

 «Запретный номер» — педагог называет количество повторений каждого упражнения, дети выполняют за исключением того, который заранее обозначен запретным номером.

 Сохранение позы Решению этой задачи способствуют следующие простые упражнения: присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д.; более сложные движения: прыжки, действия с предметами — переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д.

 «Сделай по рисунку и замри» Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу.

Варианты:
      — показ поз другим ребенком, взрослым.
      Очень полезны игровые упражнения, помогающие
расслабиться, снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

 Приведем примеры игр:

 «Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку)

  «Штанга» (имитация ее подъема и бросания на пол);

  «Качели» (имитация качания на качелях);

 «Подвески» (кукла-марионетка);

 «Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.);

 «Холодно — жарко» (холодно — сжались, напряглись; жарко — расслабились);

 «Спать хочется» (ребенок хочет встретить Новый год, но не может и засыпает: повисли руки, опустилась голова и т. д.);

 «Котенок» (спит, потягивается, умывается и др.);

 «Шалтай-болтай» — выполнение движений с одновременным произнесением слов. Инсценируя стихотворение, дети передают в движениях и мимике напряжение, усталость, расслабленность, беззаботность. Соединение разных контрастных состояний человека требует переключения внимания и быстроты реакции.

 Упражнения на смену положения туловища (например, вытягивание вверх туловища и рук, затем полное расслабление и опускание в полуприсед) и на смену движения (например, резкие движения в напряженной ходьбе на мягкие плавные движения в мягкой ходьбе и др.) помогают ребенку сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений, что в дальнейшем приводит к свободному управлению своим телом.
      Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие
выразительности движений.

 «Пешеходы идут» Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.

«Выразительные движения»

 — поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;

 — брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;

 — нести в руках легкий пакет;
      — показать движениями, что на улице жарко и др.

 «Зоопарк»
      Каждый ребенок изображает какого-либо животного, сидя за стулом (как будто в клетке).

Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:

 — дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;
      — на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);

 — мимические и пантомимические упражнения.

«Иностранец» В гости «приехал» иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать свой класс, школьные принадлежности, пригласить пообедать. Все это надо сделать без слов.

 «Через стекло» Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.

Игры на восприятие роли в движении

 «Иголка и нитка» — один ребенок (иголка) бегает и меняет направление движения, темп; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.

 Ситуации в движении:

 «Назойливая муха» — упражнение на мимику: воображаемая муха — следим за движением.