Юная художница

Корнильцева Ольга Николаевна

Проблема реабилитации детей с детским церебральным параличом - серьезная проблема, стоящая перед современным обществом.Развитие творческой личности этих детей - одно из основных направлений в работе нашего коррекционного учреждения. Процесс творчества доставляет ребенку радость, удовольствие, стимулирует его стремление к самоутверждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_lichnost.docx17.18 КБ
Файл yunaya_hudozhnica.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Проблема реабилитации детей с детским церебральным параличом – одна из серьезных  проблем, стоящих перед современным обществом.

Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и как правило, пассивны, третьи, их меньше, активно участливы.

Кроме того, существует стереотипное представление об интеллектуальной и психической неполноценности человека с серьезными физическими недостатками.

Когда люди видят ребенка с легкой степенью церебрального паралича, у них создается впечатление, что он не нуждается в каком-то особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью церебрального паралича, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной педагогической помощи.

На современном этапе развития общества, культуры выдвигаются новые требования к развитию личности на первое место выходят индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности. Современный человек должен уметь творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания , обучения растущего ребенка – как нормально развивающегося, так и ребенка с проблемами развития. Психологической  основой творческой деятельности является воображение, которое формируется в дошкольном возрасте и выступает важной составляющей развития личности. Дети с особыми образовательными потребностями должны найти свое место в обществе и занять в нем достойное положение.

Эстетическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на развитие творческих способностей ребенка, его фантазии с помощью изобразительных средств – цвета, линии, формы и прочее.

Творческие способности, заложенные в каждом человеке, проявляются по- разному. У одних они наблюдаются в детстве, а затем остаются только в сновидениях, у других они спонтанно проявляются в одном виде деятельности, а у третьих, становятся личностным качеством, называемым креативностью.

По убеждению Н.Н.Поддъякова, творчество детей носит глубоко личностный характер – оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного им опыта. Поэтому, процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Еще одна важная особенность творчества детей – оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями. Они становятся основой формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества.

Дети с церебральным параличом имеют сниженный запас знаний и представление об окружающем мире, из-за вынужденной изоляции, ограничения контактов ребенка со сверстниками, нарушения двигательных и сенсорных анализаторов, эмоционально-волевой сферы.

Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом, средством эмоционально-эстетического воспитания.

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов.

Выделим ряд основных методов и приемов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей.

  1. На первом этапе для возникновения замысла – наблюдение окружающего мира, восприятие художественного образа
  2. На втором этапе – процесс создания художественного образа – необходимо выбрать материал, изобразительные средства, характер образа
  3. На третьем этапе – анализ результатов творчества – восприятие детьми результатов творчества, анализ и оценка работ с учетом мнения каждого автора.

Эти методы и приемы помогают создавать художественные образы в рисунке, лепке, аппликации.

Н.А.Ветлугина подчеркивает, что пути усвоения детьми художественного опыта идут в различных направлениях. Один из них – воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов изображения и способов действий. В основе другого направления – творческая переработка, создание новых образов, действий.

Важную роль в становлении творческой личности в дошкольном детстве играет педагог, его креативность  характер взаимодействия с детьми. Строя отношения с ребенком, главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка становится чистый лист бумаги. Как воспитатель по изобразительной деятельности, вижу свою цель в том, чтобы в меру сил способствовать естественному процессу освоения языка изобразительного искусства, в котором формируется ценностное отношение ребенка к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности и индивидуальности других.

Обучение рисованию, лепке, аппликации детей с церебральным параличом имеет ряд своих особенностей, связанных со степенью поражения двигательной сферы и  с нарушениями в сенсорной сфере, нарушениями зрения и слуха. Большие трудности испытывают дети при рисовании красками.

Успехи детей – радость и гордость педагога. Предлагаю некоторые работы Юли Р., имеющей детский церебральный паралич, спастическая диплегия.

                                Литература

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок – М., 1972
  2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М., 2001

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Натюрморт (акварель)

Слайд 2

Корзина с цветами (акварель)

Слайд 3

Снегири прилетели (коллаж – акварель, аппликация)

Слайд 4

Осень (аппликация)

Слайд 5

Весенний букет (акварель)