Родительское собрание тема " Медлительный ребенок и трудности обучения

Шипелёва Оксана Николаевна
Родительское собрание. ТЕМА: Медлительный ребенок и трудности обучения. Задачи собрания: 1.Обсудить с родителями проблему обучения - медлительных детей. 2.Настроить родителей на преодоление трудностей связанных с обучением медлительного ребенка. Форма проведения собрания: лекция. План родительского собрания. 1. Вступительное слово классного руководителя. 2. Причины медлительности детей. 3. Рекомендации родителям для повышения эффективности обучения. 4. Ответы на вопросы родителей. Ход собрания. Вступительное слово классного руководителя. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с трудностями обучения медлительных детей. Оглянитесь вокруг, насколько у всех разный характер и темперамент. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки, выполняют ее очень быстро, у них все в руках горит. Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности. Таких - детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах - называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают, словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети». Под понятие «медлительный ребенок» могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. У одних медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других - органическими изменениями структуры мозга, иногда ритм и темп деятельности меняется из-за неблагополучного климата в семье, конфликтными отношениями между родителями и ребенком. Такая проблема может стать причиной отставания в учебе, плохой концентрацией внимания на уроках, формирования страха перед школой и развития детских неврозов. Медлительные дети - это особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медлительным темпом деятельности.Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонение в здоровье, а с первых- дней в школе.Медлительных детей примерно 10-20 %. Это дети, у которых в 1,5 -2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Спешка, ограничение времени, постоянное «не успеваю» нарушают качество работы. Трудности чтения накапливаются постепенно. Порой медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Даже хорошо читающие дети до школы теряют свой навык при форсировании темпа чтения. У них отмечаются неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Дети «спотыкаются» на новых словах. Останавливаются, но, словно спохватившись, «бегут» по строке дальше. Нарушается качество чтения (запинки, «угадывание», проглатывание слогов, плохое запоминание и понимание смысла прочитанного). Но особая трудность – «что и как писать» - возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут успеть воспринимать информацию, успеть переключится с предыдущей деятельности . Эти дети словно не видят конфигурацию букв, соотношение ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку» . буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различать элементы букв, умение выделять соотношение частей, понимание расположения этих элементов на строке, их сочетание и последовательности – первый шаг в обучении. Появляются ошибки, плохо пишет диктанты («словно забывает все правила). Домашние работы выполняются четким почерком, практически без ошибок. Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Эта трудность переключения, невозможность выполнить быстро меняющиеся задания при быстрой смене деятельности нередко оценивается как «непонимание», «низкие учебные способности», а ребенок просто не слышит новое задание, так как выполняет предыдущее. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. Причины медлительности детей могут быть разными: - общая астенизация ребенка вследствие перенесенного острого или хронического заболевания; - врожденная патология нервной системы, связанная с органической патологией мозга, недоношенной беременностью, родовой травмой и др.; - медлительность как этап нормального развития ребенка; - леворукость ребенка; - особенности темперамента ребенка; - влияние на ребенка кризисных этапов развития семьи; - нарушения взаимоотношений между родителями и ребенком; - авторитарный стиль воспитания в семье, сверхконтроль, жестокое воспитание ребенка. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности. Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Ведь стоит выбить ребенка из колеи - и это, в свою очередь, еще больше замедлит и письмо, и чтение, и любую другую деятельность. А к тому же сильно ухудшит ее качество. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза. Рекомендации родителям медлительных детей: 1.Отведите для занятий специальное время и организуйте рабочее место ребенка. Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу. Выбрать время для занятий, обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время. «Учится, надо весело, чтобы хорошо учится». 1.Занятия должны быть регулярными. Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически, и быть не слишком продолжительными. Занятия должны проводиться не менее 3 раз в неделю. 2.Планируйте занятие заранее. Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся для работы. 3.Поддерживайте своего ребенка в достижении цели. Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил: - ни с кем не сравнивайте; важны только его собственные достижения; - следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе; - поддерживайте навыки, которые ребенок приобрел; напоминайте ему о конечности цели - это его подбодрит; - поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов; ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным. 4.Найдите правильный подход к обучению своего ребенка. Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: «что ты сейчас будешь делать?», понимание учебной цели: «для чего ты будешь выполнять это задание?» и составление плана выполнения задания: «как ты будешь это делать?». 5.Формируйте, у ребенка желание учится. Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте забавные символы, которыми вы будете оценивать работу. Завидите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. В конце каждого задания совместно вместе с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получилось хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных символов поставит себе оценку). Однако помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. 6. Будьте готовы, обратится за помощью к специалистам. Нельзя полагаться на то, что вот ребенок подрастет и все выправится само собой. Медлительным детям нужна активная помощь со стороны родителей и систематическая тренировка свойства подвижности и внутреннего торможения. Медлительный ребенок, по сути дела, может все, что может подвижный, но дается это ему очень дорогой ценой (нередко - действительно невротизацией), если мы не поможем ему своевременно компенсировать недостаток подвижности нервных процессов. Поэтому не жалейте того, в сущности небольшого времени, которое требуют занятия с ребенком, чтобы облегчить ему приспособление к требованиям социальной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

ТЕМА:   Медлительный ребенок и трудности обучения.

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему обучения  - медлительных детей.
  2. Настроить родителей на преодоление трудностей связанных  с обучением медлительного ребенка.

 

 Форма проведения собрания:  лекция.

План родительского собрания.

  1.  Вступительное слово классного руководителя.
  2.   Причины медлительности детей.
  3.   Рекомендации родителям для повышения эффективности обучения.
  4.  Ответы на вопросы родителей.

Ход собрания.

        Вступительное слово классного руководителя.

        Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня  нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с  трудностями обучения медлительных детей.

Оглянитесь вокруг, насколько у всех разный характер и темперамент. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки, выполняют ее очень быстро, у них все в руках горит. Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.  

         Таких - детей  сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах - называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают, словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу.    Специалисты пользуются термином «медлительные дети».

        Под понятие «медлительный ребенок» могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем  ребенка. У одних медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других - органическими изменениями структуры мозга, иногда ритм и темп деятельности меняется из-за  неблагополучного климата в семье, конфликтными отношениями между родителями и ребенком.

Такая  проблема может стать причиной отставания в учебе, плохой концентрацией внимания на уроках, формирования страха перед школой и развития детских неврозов.

        Медлительные дети - это особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медлительным темпом деятельности.Доказано: даже небольшая  степень медлительности  сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонение в здоровье, а с первых- дней в школе.Медлительных детей примерно 10-20 %. Это дети, у которых в 1,5 -2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Спешка, ограничение  времени, постоянное «не успеваю» нарушают качество работы.

        Трудности чтения накапливаются постепенно. Порой медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки.  Даже хорошо читающие дети до школы теряют свой навык при форсировании темпа чтения.  У них отмечаются неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Дети «спотыкаются» на новых словах. Останавливаются,  но, словно спохватившись,    «бегут»    по строке дальше.                                  Нарушается качество чтения (запинки, «угадывание», проглатывание слогов, плохое запоминание и понимание смысла прочитанного). Но особая трудность – «что и как писать» - возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут успеть воспринимать информацию, успеть переключится с предыдущей деятельности . Эти дети словно не видят конфигурацию букв, соотношение  ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку» . буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различать элементы букв, умение выделять соотношение частей, понимание расположения этих элементов на строке, их сочетание и последовательности – первый шаг в обучении.    Появляются ошибки, плохо пишет диктанты («словно забывает все правила). Домашние работы выполняются  четким почерком, практически без ошибок.

        Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Эта трудность переключения, невозможность выполнить быстро меняющиеся задания при быстрой смене  деятельности нередко оценивается как «непонимание», «низкие учебные способности», а ребенок просто не слышит новое задание, так как выполняет предыдущее.

          Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее.

Причины медлительности детей могут быть разными:


- общая астенизация ребенка вследствие перенесенного острого или хронического заболевания;
- врожденная патология нервной системы, связанная с органической патологией мозга, недоношенной беременностью, родовой травмой и др.;
- медлительность как этап нормального развития ребенка;
- леворукость ребенка;
- особенности темперамента ребенка;
- влияние на ребенка кризисных этапов развития семьи;
- нарушения взаимоотношений между родителями и ребенком;
- авторитарный стиль воспитания в семье, сверхконтроль, жестокое воспитание ребенка.

        Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

        Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Ведь стоит выбить ребенка из колеи - и это, в свою очередь, еще больше замедлит и письмо, и чтение, и любую другую деятельность. А к тому же сильно ухудшит ее качество. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.

Рекомендации родителям медлительных детей:

  1. Отведите для занятий специальное время и организуйте рабочее место ребенка.

Прежде всего, выберите  и подготовьте специальное  место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу. Выбрать время для занятий, обучение ни в коем случае не   должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы  должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время. «Учится, надо весело, чтобы хорошо учится».

  1. Занятия должны быть регулярными. Это очень важное условие: занятия должны проводиться   систематически, и быть не слишком продолжительными. Занятия должны проводиться не менее 3 раз в неделю.
  2. Планируйте занятие заранее. Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся для работы.
  3. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели. Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и  ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:

- ни с кем не сравнивайте; важны только его собственные достижения;

- следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;

- поддерживайте навыки, которые ребенок приобрел; напоминайте ему о конечности цели - это его подбодрит;

- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов; ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным.

  1. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.  Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: «что ты сейчас будешь делать?», понимание учебной цели: «для чего ты будешь  выполнять это задание?» и составление плана выполнения задания: «как ты будешь это делать?».
  2. Формируйте, у ребенка желание учится.  Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте забавные символы, которыми вы будете оценивать работу. Завидите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. В конце каждого задания совместно вместе с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получилось хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных символов поставит себе оценку). Однако помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня  обрадованы.
  3.  Будьте готовы, обратится за помощью к специалистам. Нельзя полагаться на то, что вот ребенок подрастет и все выправится само собой. Медлительным детям нужна активная помощь со стороны родителей и систематическая тренировка свойства подвижности и внутреннего торможения.
            Медлительный ребенок, по сути дела, может все, что может подвижный, но дается это ему очень дорогой ценой (нередко - действительно невротизацией), если мы не поможем ему своевременно компенсировать недостаток подвижности нервных процессов. Поэтому не жалейте того, в сущности небольшого времени, которое требуют занятия с ребенком, чтобы облегчить ему приспособление к требованиям социальной среды.