Формирование жизненной компетентности через трудовую подготовку и профориентационную работу у воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида как средство их подготовки к самостоятельной жизни

Современные требования, предъявляемые к российскому образованию таковы, что первостепенное значение отдаётся не информированности обучающегося, а его умению разрешать проблемы по аналогии, возникающие в различных жизненных ситуациях, в том числе во взаимодействии с окружающим миром, освоении современных технологий, в практической жизни. Большое значение уделяется социальным умениям и навыкам продуктивного взаимодействия с обществом.

Федеральный государственный образовательный стандарт для специальных (коррекционных) школ VIII вида существует в настоящее время в виде проекта. Анализ проекта ФГОСа для специальных (коррекционных) учреждений показывает, что в качестве приоритетного направления в деятельности коррекционного учреждения намечена Программа коррекционной работы. В структуру Программы коррекционной работы в варианте «А» предусмотрены:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизненном обеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по  вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;

- специальная поддержка в освоении основной образовательной Программы. [3, с. 29].

Таким образом, целью образовательной Программы является социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Социализация является обширным понятием и определяется как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Применяемо к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, социализация должна определяться более конкретно и учитывать особенности личности ребёнка. Так под социализацией ребёнка с ограниченными возможностями здоровья следует понимать процесс усвоения и практического овладения системой знаний, норм и ценностей общества, овладения социально-бытовыми, трудовыми и профессиональными умениями.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии  наряду с общим образованием является профессиональная ориентация, как средство для дальнейшего включения выпускника  в производительный труд, самостоятельную и самодостаточную жизнь в обществе. Обусловлено это тем, что большинству выпускников  специальной (коррекционной) школы VIII вида только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

К.К. Платонов выделил три основных взаимосвязанных компонента профориентации: профессия и её требования, личность и её способности, рынок возможного приложения труда [2, с. 193]. Для успешной подготовки ребёнка с нарушениями интеллекта  к профессиональной деятельности одинаково важны все три вышеперечисленных компонента.

Проблема профессиональной ориентации  занимает особое место  в системе специального образования в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих  интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенностей трудоустройства.

Особенности психического и интеллектуального развития учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида отчасти затрудняют профессиональный выбор выпускника, ограничивая его узким кругом профессий и специальностей.

Дальнейшая судьба выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида проблематичная, так как на современном этапе экономического развития общества он не выдерживает жёсткой конкуренции на рынке труда, где приветствуются профессионализм и квалификация, владение высокими технологиями, наличие высшего образования  и опыта труда. Наряду с низким уровнем профессионализма и снижения интеллекта выпускники коррекционной школы имеют психоневрологические проблемы, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным  умениям. Особенности памяти и мышления  у учащихся  с особыми образовательными потребностями ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Ему нужна особая помощь в развитии  своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на неё с обоюдной  пользой для себя и окружающих.

Л.С. Выготский подчеркивал, что организованный особым образом труд ребенку с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает все: общение речь, сознание. Определяя сущность труда как социально организованного момента, в полной мере раскрывающего для ребенка с нарушениями  интеллекта мир духовный и мир материальный, Л.С.Выготский конкретизировал понимание педагогической стратегии, расставил основные акценты в решении многообразных задач коррекционно-развивающего обучения средствами посильного участия ребенка с нарушениями интеллекта в труде взрослых, самостоятельном его осуществлении. При этом особое ударение делается на то, что качество трудовой деятельности детей с проблемами в развитии должно определяться не столько уровнем развития их двигательных навыков, сколько уровнем самостоятельности ребенка при решении умственных задач, определяющих ее содержание  [1, с. 589].

Наиболее эффективно задачи профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья отвечает образовательно-адаптационная  и реабилитационная среда школы VIII вида. Правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, её социализации и решению сопутствующих социально-бытовых и нравственно-этических проблем.

Подготовкой работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производстве и в условиях обычного трудового коллектива занимается в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида трудовое обучение. Отличия трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью  её усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся специальной (коррекционной) школы  является воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование  соответствующих качеств личности, коррекция и компенсация  средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития.

Решая эти задачи в процессе трудовой подготовки и профессиональной ориентации, педагог развивает в учащемся умение работать в коллективе, чувство самостоятельности, самоутверждения и ответственности, мотивацию к дальнейшему обучению и овладению профессией.  Результатом  правильно проводимой коррекционной работы является самостоятельный человек, умеющий и желающий работать, продуктивно взаимодействующий с окружающими, способный создать семью, проявлять активную жизненную и гражданскую позицию, т.е. полноценный член общества.

 

Литература:

1.    Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Школа-пресс, 1994.

2.    Платонов К.К.  Роль классного руководителя в работе по профориентации  старших школьников. – М.: Просвещение, 2003.

3.     Проект Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья./ http://xn-----8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5a1i.xn--p1ai/specialnyj-fgos/

4.    Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: ТЦ Сфера, 2005.