Урок безопасности

Митрошина Ольга Григорьевна

Знакомство с правилами обращения газа в быту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_5klass_urok_bezopasnosti.docx169.88 КБ

Предварительный просмотр:

 «Природоведение»Урок безопасности. Тема:«Правила обращения с газом в быту»

 Цель: познакомить учащихся с мерами предосторожности с бытовым газом

Беседа. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы.

Ознакомление с мерами предосторожности с бытовым газом.

Утечка бытового газа — это опасно!

При пользовании газовыми приборами и оборудованием никогда нельзя забывать об аккуратности и осторожности! Утечка газа может привести к тяжёлым последствиям. Газ не только является отравляющим веществом, в закрытом помещении он может стать причиной взрыва.

Определить утечку можно по запаху. Для этого в природный газ, не имеющий ни цвета, ни запаха, на газораспределительных станциях добавляются маленькие дозы специального пахучего вещества.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, придерживайтесь следующих правил:
• не оставляйте включённую плиту без присмотра;
• не делайте уроки на кухне при включённом газе;
• не открывайте максимально газовые краны;
• выключая газовую плиту, перекройте общий кран подачи газа;
• никогда не разрешайте младшим сестрёнкам и братишкам играть с газовой плитой, крутить ручки включения плиты, даже при перекрытом газе;
• старайтесь держать окна и форточки на кухне открытыми для проветривания помещения и нормального режима сгорания газа;
• вместе с тем не создавайте сквозняка на кухне, так как это может стать причиной затухания огня в конфорках.

Задание

Используя имеющиеся знания, составим памятку «Действия при появлении запаха газа в квартире». Сверим свои предложения с текстом.

Действия при появлении запаха газа в квартире

• Немедленно выключите конфорки и электрические приборы.

• Перекройте газовый кран и откройте окна.

• Пока помещение не проветрилось, здесь нельзя пользоваться спичками, зажигалками, опасно даже включать свет и пользоваться звонком, так как образовавшаяся смесь воздуха с газом может взорваться от проскочившей в выключателе искры.

• Если газ продолжает поступать, позвоните по телефону 104 — «служба газа». Если под рукой только сотовый телефон, то. в зависимости от сотового оператора, набираем 040 или 004. Откройте окна, чтобы образовался сквозняк. Предупредите соседей по лестничной площадке об утечке газа.

• Несмотря на то что утечку бытового газа легко обнаружить по запаху и благодаря этому своевременно принять меры, возможны случаи отравления этим газом. При этом у пострадавшего появляется головная боль, головокружение, рвота, боли в груди, спутанность сознания. раздражительность, нарушение координации, ярко-красный или синюшный цвет кожи, человек теряет сознание.

• Если в помещении, наполненном газом, находятся люди в бессознательном состоянии, позовите на помощь взрослых, чтобы они вынесли их на свежий воздух.

Сделаем вывод и запомним его

Почувствовав запах газа в подъезде, оповестите об этом всех жильцов, вызовите аварийную газовую службу и пожарных, чтобы они определили квартиру, откуда просачивается газ. Откройте в подъезде окна и двери. Никогда не тушите пламя в месте утечки газа. Помните, что, пока оно горит, взрыва не будет.

Отравление угарным газом

В помещениях, которые отапливаются печами, достаточно часто наблюдаются случаи отравления угарным газом.

Это может быть вызвано несколькими причинами:

• помещение плохо проветривается;
• печная труба закрыта в то время, когда топливо в печной топке не прогорело до конца.

Угарный газ не имеет запаха и смертельно опасен. Каковы признаки отравления угарным газом? При лёгком отравлении у человека слезятся глаза, появляется синюшность лица, заторможенность и раздражительность, одышка и слабость, головная боль и головокружение, сухой кашель и боль в груди, тошнота и рвота, нарушение координации и памяти. При более тяжёлом отравлении наблюдаются зрительные и звуковые галлюцинации, судороги. Человеку хочется спать, ему трудно дышать. В конце концов он теряет сознание и, если его не вынести на свежий воздух, он может умереть.

Медицинская страничка

При отравлении угарным газом пострадавшего выносят из помещения на свежий воздух и вызывают скорую медицинскую помощь. При отсутствии дыхания приступают к сердечно-лёгочной реанимации и проводят её до восстановления самостоятельного дыхания или до прибытия медицинского персонала.

Сделаем вывод и запомним его

При отравлении угарным газом даже в небольшой степени необходимо обратиться за медицинской помощью.

Д/з Стр.69-70

 2ч 5класс 12.ур.  «Природоведение»

Тема: «Горючие полезные ископаемые. Природный газ. Добыча,использование. Правила обращения с газом в быту.». Дата:12.12

«Цель: Расширить представление о многообразии полезных ископаемых. Закрепить знания о горючих полезных ископаемых.

Задачи:

Расширить представление о горючих полезных ископаемых, закрепить понятие о газообразных природных ископаемых – природный газ, легче воздуха, прозрачный, без цвета, без запаха. Формировать представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа.

Развитие логического мышления, на основе упражнений в классификации и установлении причинно-следственных связей, развитие зрительной памяти и внимания, коррекция речи.

Продолжить формирование умений работать с коллекцией полезных ископаемых, со статьей учебника и с иллюстрациями к теме. Формирование основ экологического воспитания и основ безопасности жизнеобеспечения при использовании природного газа в быту.

Основные понятия: Природный газ. Внешний вид. Свойства. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Правила обращения в быту.

Минимальный уровень: Называние изученных полезных ископаемых (природный газ; отнесение газа к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении природного газа; называть (с помощью учителя) правила пользования газом в быту.

Достаточный уровень: Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — природного газа; выделять признаки природного газа; отнесение к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способ добычи газа

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: Основное: учебник , рабочая тетрадь, коллекции горючих полезных ископаемых. Дополнительное: дидактический материал, информация о пожарах, о Норильскгазпроме,Презентация.

Ход урока

I. Оргмомент. Доклад дежурного, готовность к уроку.

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

II. Начнем с повторения определения «Полезные ископаемые».

- Что обозначает это словосочетание? (ответы учеников).

- Итак, любое полезное ископаемое необходимо (помощь ученика – слабого).

Любое полезное ископаемое необходимо:

- Найти

- Добыть

- Переработать

- Использовать

Докажите на примере каменного угля, что это полезное ископаемое (ответ ученика I гр. ).

I. Разминка. Блиц-опрос для всех учеников.

- О каком полезном ископаемом дет речь?

1. Это полезное ископаемое называют «черным золотом» (нефть).

2. Это полезное ископаемое черного цвета, блестящий, почти не пачкает руки. При горении выделяет много тепла (антрацит).

3. Это полезное ископаемое состоит из полусгнивших растений (торф).

4. Это полезное ископаемое в сыром виде липкое, из него хорошо лепить кувшины (глина).

5. Это полезное ископаемое хорошо пропускает воду, из него изготавливают стекло (песок).

6. Это жидкое горючее полезное ископаемое (нефть).

7. Это полезное ископаемое добывают на болотах (торф).

8. Мягкий, хрупкий известняк (мел).

9. Полезное ископаемое при обжиге которого получают кирпич (глина + песок).

10. Самый твердый прочный и ценный известняк (мрамор).

II. На партах образцы полезных ископаемых:

а) К каждому полезному ископаемому, найдите соответствующее название;

б) Из предложенных полезных ископаемых отделите полезные ископаемые, применяемые в строительстве и горючие полезные ископаемые;

в) Каких полезных ископаемых, применяемых в строительстве здесь нет, но мы их изучили?

- Из всех перечисленных горючих полезных ископаемых, о свойствах какого полезного ископаемого мы еще не говорили? Ответ учеников – о природном газе.

Загадки.

- Итак тема сегодняшнего урока «Природный газ».

- Сегодня на уроке мы докажем, что природный газ – это полезное ископаемое.

III. Обратимся к теме нашего урока «Горючие полезные ископаемые. Природный газ.Добыча,использование.Правила обращения с газом в быту.».

- Словосочетание полезные ископаемые, мы уже разобрали. О чем говорит слово «горючие»?

- Вернемся к плану изучения полезного ископаемого.

1. Название – природный газ.

2. Основные свойства – что вы знаете о природном газе, где в быту вы могли видеть природный газ? I гр.

Бесцветный

Легкий

Без запаха

Пламя голубоватого цвета

Выделяет много тепла

Является хорошим топливом

Тема урока.

3. Место добычи. «Схема-залегания – поэтапно.

Картинки:

Геологи

Буровые установки

Скважина

- Чтобы газ направить в правильное русло, проводят трубы, по которым бежит-летит газ, называется такая труба – газопровод.

4. Использование:

- По газопроводам, газ отправляют на дальние расстояния в города и села. Фабрики и заводы, как хорошее топливо.

- Газовые плиты (в учебнике).

- Искусственные волокна (народное хозяйство).

- Пластмасс

- Сжиженный газ (баллончики, зажигалки).

Техника безопасности!!!

- Что вы знаете о газовых плитах, используемых на «материке»?

Физминутка.

1) Я называю полезное ископаемое, применяемое в строительстве, вы приседаете, а если это горючее полезное ископаемое, вы встаете на носочки и поднимаете руки.

2) Для воротниковой зоны.

3) Зажмуриться и сконцентрировать взгляд на….

IV. Работа с текстом, ответить на вопросы. Норильскгазпром «Сказка, которая рядом» - 5 минут.

V. Закрепление материала.

- Какая тема урока?

- Дать (устно) полную характеристику природного газа по плану..

Письменно

 – пользуясь планом описать природный газ.

.– Работа с карточкой. Выбери и покажи стрелками, что относится к природному газу.

Природный газ

Жидкое полезное ископаемое, газообразное, твердое, бесцветный, с запахом, без запаха, тяжелее воздуха, легче воздуха, пламя голубого цвета.

VI. Домашнее задание. с.68-70, прочитать, ответить на вопросы.

Оценки за урок.

Релаксационная пауза «как живешь?»

2ч Природоведение 11.ур. 5кл Тема: « Горючие полезные ископаемые. Нефть».Дата:09.12

Задачи:

Общеобразовательная:расширить знания о многообразии полезных ископаемых, сформировать знания о нефти как горючем полезном ископаемом; познакомить со свойствами нефти.

Коррекц.-развивиющая:развивать речь, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:воспитывать ответственность к окружающей среде, любовь к природе и бережному отношению к источниками ресурсов человечества.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Проверьте свое рабочее место. Нам на уроке нужны будут :ручка, карандаш, учебник, и самое главное ваши знания.

2. Проверка домашнего задания.

- Перечислите горючие полезные ископаемые, которые мы изучили на предыдущих уроках (торф, каменный уголь)

РЕКЛАМА- Какие бывают способы добычи каменного угля? (открытый способ – уголь находится неглубоко под землёй, закрытый - работы ведутся под землёй, в шахтах).

- Как используют каменный уголь? (используют как топливо для получения тепла и электроэнергии).

3. Введение в тему

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

4. Изучение новой темы.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока НЕФТЬ.

- Едут по дорогам автомобили, на полях работают трактора и комбайны, летят самолёты, мчатся поезда, плывут корабли.

- Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)

Нефть – тёмная, густая, маслянистая жидкость.

Нефть обладает всеми свойствами жидкостей:

- запишите в тетрадь св-ва жидкости:

- имеет резкий запах (похожий на запах бензина)

- не растворима в воде

- выделяет много тепла.

Чем нефть отличается от каменного угля? (жидкая, имеет резкий запах, маслянистая)

В чём состоит сходство нефти и каменного угля? (горючее полезное ископаемое)

РеаА как используют нефть? (бензин, керосин, дизельное топливо, духи…)

Нефть добывают в тех районах нашей планеты, где много миллионов лет назад были моря. Нефть образовалась из остатков древних растений и животных. Прошло много лет, изменилась поверхность Земли. Нефть во многих местах оказалась глубоко под землёй.

Работа с физической картой.

- Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа? Найдите на карте самые крупные месторождения.

5.Закрепление

Работа в группах.

Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:

1 ряд – свойства нефти

2 ряд – свойства каменного угля

не имеет запаха

- А теперь представьте себе, что на Земле закончились все запасы горючих полезных ископаемых? Что произойдёт?

(ответы детей)

-Что же должен делать человек, чтобы полезных ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь и охранять)

Каким образом человек может сберечь полезные ископаемые?

Как нужно беречь полезные ископаемые?

1. Экономно использовать.

2. Оберегать от пожаров.

3. Собирать металлолом и макулатуру…

- Нужно ли охранять горючие полезные ископаемые?

Посмотрите на картинки и скажите кто изображён здесь?

- как можно назвать одним словом этих людей?Нефтяники - люди, чья профессия связана с добычей и переработкой нефти. В этом процессе задействовано огромное количество разных специалистов.

С каким горючим полезным ископаемым вы сегодня познакомились?

- МНЕ понравилась ваша работа на уроке.

6.Итог.

Домашнее задание.стр.64-65

2ч Природоведение5кл.  Урок –экскурсия(путешествие по станицам книги).Тема урока: «Горючие  полезные ископаемые. Каменный уголь.Добыча и использование каменного угля.».Презентация.Дата: 05.12

Цель: познакомить учащихся с видами каменного угля, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.

Задачи:

расширить знания учащихся о полезном ископаемом каменном угле, его свойствах и применении;

вызвать интерес к изучению новой темы;

развивать логическое мышление на основе упражнения в установлении сходства и отличия;

воспитывать уважительное отношение к природным богатствам нашей страны и уважение к профессии шахтёра.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звенит заливистый звонок,

Тебя ждёт интересный и полезный  урок

Чудесным пусть будет у тебя настроенье,

Легко и радостно даётся ученье.  

2.Критерии оценок.

«5» - активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, правильно и самостоятельно выполнять работы в тетради.

«4» - активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, самостоятельную работу в тетради выполнить с помощью учителя.

«3» - активно работать на уроке, при ответах на вопросы и самостоятельной работе требуется помощь учителя.

Перед тобой лежит лист самооценки, в нём ты будешь оценивать свою работу.

Игра «Почта»

Таб.№1

Таб.№2

Игра «Соедини картинку и слово»

Игра «Хорошо - плохо»

Полные ответы на вопросы

Актив-ность

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сообщение темы и цели урока.        

А хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить?

Тогда выполни следующие задания.

Игра «Собери слова»

еыпзноел киесыоапем (полезные ископаемые)

Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых.

Подумай и отгадай, с каким полезным ископаемым мы познакомимся.

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали. ( Каменный уголь)

Прочитай тему нашего урока. Урок –экскурсия.Тема урока: «Горючие  полезные ископаемые. Каменный уголь.Добыча и использование каменного

Как ты думаешь, чем сегодня будем заниматься на уроке.

Цель: познакомимся с видами….., свойствами и значением ….., способами добычи ……….. По ходу просмотра  презентации выполняют задания

В течение урока ответим на вопросы, которые нас интересуют.

1. Месторождение каменного угля?

2. Свойства каменного угля?

3. Виды каменного угля?

4.Как и кто добывают каменный уголь?

5. Где используют каменный уголь?

( Итог…)

4.Актуализация опорных знаний.

Что означает слово "ископаемые"? (От слова "копать", находятся в недрах земли)

Почему они полезные? (Приносят пользу людям)

Кто находит месторождение полезных ископаемых? (Геологи)

Игра « Почта»

Помоги геологу разложить полезные ископаемые в посылки, чтобы отправить в лабораторию.

1 группа - горючие п.и. (Нефть, природный газ, каменный уголь, торф)

2 группа – рудные п.и. (Железная руда, медная руда, золото, серебро)

3 группа – нерудные (строительные) п.и. (Песок, глина, гранит, известняк)

Ученик оценивает себя самостоятельно.

(Итог)

5. Работа над новой темой.

1)Вступительное слово.

. Героем нашего урока сегодня будет вот этот кусок горной породы.

Как называется это полезное ископаемое? (каменный уголь)

Ты проведёшь небольшое исследование и узнаешь о каменном угле много нового.

Для исследования нам с тобой необходимо отправиться в путешествие по станицам книги. А задания будешь выполнять в тетради.

2) 1 страница – историческая

История появления угля в России.

До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни. Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». Слова его оказались пророческими. И уже при его жизни в России начались разведочные работы на уголь.

3) 2 страница - географическая

Месторождения каменного угля.

Что такое месторождение? (Место, где залегают полезные ископаемые) Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом.

( Работа с физической картой России)

Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%. 

Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока.

Самые крупные из них: Печорский угольный бассейн – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я.Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима. Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири, в Кемеровской области.

- Назови крупные месторождения каменного угля?

Итог…….

4) 3 страница – исследовательская.

Практическая работа: «Свойства каменного угля»

1.Возьми кусок каменного угля. Какого он цвета? (чёрный)

2.Есть ли у него блеск, прозрачность? (блеск).

3.Попробуй разломать его руками. Какой он? (твёрдый)

4. Ударь уголь молотком. Что произошло с углём? (он расколется на несколько кусочков)

Какой можно сделать вывод? (хрупкий)

5. Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче. Что произойдёт с углём? (он утонет)

Какой можно сделать вывод? (каменный уголь тяжелее воды)

6. Сделай вывод. Запиши.

Вывод: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, в воде тонет, хорошо горит и выделяет тепло.

(Заполняет таб.1 в тетради)

Ученик оценивает себя самостоятельно.

Итог…..

Физкультминутка.

По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»

5) 4 страница – геологическая.

Виды угля.

Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным.

В природе встречается три вида каменного угля - бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит. ( Рассматривание коллекции)

Виды каменного угля

Бурый уголь

Антрацит

Обыкновенный каменный уголь

БУРЫЙ  УГОЛЬ. Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.

АНТРАЦИТ. Его геологи считают самым зрелым. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.

ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Сероватого цвета, матовый (меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.

(Заполнение таб. 2 в тетради)

Ученик оценивает себя самостоятельно.

Итог…..

6) 5 страница – биологическая.

Образование каменного угля.

А почему его называют каменным?

Каменный уголь очень твёрдый. Как камень. Долгое время считалось, что он родственник камню. Потому его так и назвали, но ведь камень не горит.

Откуда же взялся каменный уголь?

Великий русский учёный М. В. Ломоносов разгадал эту загадку. Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на земле.

Работа с учебником. Стр. 60

( чтение рассказа в учебнике)

- Как образовался каменный уголь?

Итог……..

7) 6 страница – технологическая

Добыча каменного угля.

Каменный уголь добывают в разных местах. Пласты угля находятся не только на большой глубине. Некоторые из них выходят к поверхности земли.

Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Котлованы – карьеры. Открытый или карьерный способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко - не глубже 100 м. Верхний слой - почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу.

Если уголь залегает глубоко, добычу его ведут закрытым способом Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты, в которых ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до глубины 1200 м.

Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.

Работает в шахте - шахтёр. Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит.

Как ты думаешь, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте, может произойти обвал, взрыв.)

- Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Игра «Соедини картинку и слово»

Карьер

Шахта

Скважина

(задание выполняет в тетради)

Ученик оценивает себя самостоятельно.

Итог……

8) 7 страница – хозяйственная

3начение каменного угля.

Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы учащегося)

Область использования каменного угля просто огромна.

Рассмотри картинку и расскажи, где человек использует каменный уголь.

Посмотри, что в нашей комнате сделано из каменного угля?

Итог……..

9) 8 страница - экологическая

Экологические проблемы.

И вот сейчас настало время соотнести уголь с экологией.

Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века, в настоящее время он уступил лидерство нефти и газу. Доля его в топливном балансе страны в 50-е годы составляла 59 %, а сейчас 18%.

Мы уже говорили о том, что роль угля в топливном балансе страны снижается. А есть ли у угля будущее? Используя данные учёных о запасах и добыче нефти, угля и газа определили, на сколько лет хватит этих ресурсов. При современном уровне добычи нефти хватит на 42 года, газа на 73, угля на 651, в будущем уголь может стать главным топливом.

Какие экологические проблемы ты заметил? (ответы учащегося)

Давай поиграем в игру "Хорошо - плохо".

- Чем хорош уголь?

топливо

электричество

лекарства

краски

искусственные ткани

бензин

- Чем плох уголь?

разрушается почва

копоть

сажа

загрязняет атмосферу

Ученик оценивает выполнение работы.

Итог……

6. Закрепление. Работа с учебником.

-Смогли мы с тобой найти ответы на наши вопросы? Давай проверим.

А как ты думаешь, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения учащегося.)

А как же сберечь это природное богатство – каменный уголь? (Экономить)

Прочти вывод в тетради.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Итог……

7. Подведение итогов.

-Как называется тема нашего урока?

-Знания, полученные на сегодняшнем уроке, где тебе могут пригодиться?

Итог….

8. Домашнее задание.стр.60 -63

Выполнить задание в тетради. (Тест)

Выставление оценок.

Ученик оценивает свою работу на уроке. Подводит итог в таблице. Учитель оценивает работу учащегося на уроке.

Урок окончен. Спасибо за работу.


 

2ч № 8ур..  5кл.Природоведение  Тема: « Горючие полезные ископаемые. Торф». Дата: 02.12

Цель: расширять знания о полезных ископаемых и их использовании человеком.

Задачи: - познакомить с образованием торфа в природе, дать понятие о свойствах и использовании его в народном хозяйстве;

- учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия, выделять существенные признаки предмета;

- воспитывать бережное отношение к природе, устойчивый интерес к предмету.

Оборудование: презентация «Торф», образцы торфа для определения свойств, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные пластинки, ручная лупа, ромашка из бумаги с 5-ю лепестками..

Словарная работа: торф, изоляционные плиты, торфоперегнойные горшочки.

Ход урока

I. Оргмомент

1. Приветствие

2. Проверка готовности учащихся к уроку

3. Организация внимания:

- как называются тела природы, которые мы изучаем на уроке?

II. Повторение домашнего задания:

- какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Дидактическая игра «Узнай по описанию и покажи»

– Узнайте полезное ископаемое по описанию свойств, назовите его и найдите среди образцов (На демонстрационном столе - образцы из коллекции полезных ископаемых.)

1). Прочная, твёрдая порода. Состоит из полупрозрачных, серых, красных и чёрных крупинок, или зёрнышек. (Гранит)

2). Обычно белый, серый или желтоватый камень, внутри множество пор. (Известняк)

3). Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок)

4). Известняк белого цвета, легко ломается и крошится. (Мел)

5). Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)6). Какое полезное ископаемое мне понадобится сейчас, чтобы записать дату и тему урока? (Мел)

III. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из горючих полезных ископаемых: с торфом; выявим свойства торфа с помощью лабораторной работы, познакомимся с процессом образования торфа, способами его добычи и использования.

– Запишите тему урока в тетради.

IV. Сообщение нового материала:

1.Образование торфа

– Рассмотрите кусочки торфа, лежащие у вас на столах, при помощи ручной лупы;

- что вы в них увидели? (Учащиеся сообщают результат наблюдения).

– Откуда же они в торфе? Дело в том, что торф образовался на болотах в результате медленного разложения торфяного мха и других болотных растений в течение нескольких тысячелетий. Толщина торфа на торфяных болотах – 1-2 метра, а в некоторых местах достигает 10-11 метров. Торф и сейчас продолжает образовываться на болотах. За 10 лет толщина слоя торфа может увеличиться на 5-30 миллиметров. (Слайд 2)

Таким образом, торф – горючее полезное ископаемое, образованное из полусгнивших остатков болотных растений (Слайд 3).  (Записать в тетради).

2. Свойства торфа.

Учитель предлагает выполнить лабораторную работу, цель которой – определить свойства торфа. Учащиеся проводят эту работу по инструкции, записывают результаты наблюдений и опытов:

1). Рассмотрите кусочек торфа. Какого он цвета? Запишите. (Торф тёмно-бурого или коричневого цвета).

2). Попробуйте разломить его. Легко ли он ломается? Результат запишите. (Торф ломкий)

3). Определите, что твёрже: торф или стекло. Для этого проведите кусочком торфа по стеклу. Если на стекле остались царапины, то торф твёрже стекла, если нет – мягче. Запишите. (Торф мягче стекла)

4). Определите, что легче: торф или вода. Для этого опустите кусок торфа в банку с водой. Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче. Сделайте вывод и запишите его. (Торф легче воды).

5). Определите, впитывает ли торф влагу. Для этого капни водой на кусок торфа. Что произошло с водой? Почему? Запишите результат. (Торф пористый, хорошо впитывает влагу). Такое свойство называется влагоёмкость.

6). – В начале урока мы с вами сказали, что торф относится к горючим полезным ископаемым, давайте проверим это утверждение.

Учитель сам демонстрирует опыт горения торфа – кусок торфа поджигает в пламени спиртовки. Ученики наблюдают, как загорается и горит торф, записывают вывод. (Торф медленно загорается, хорошо горит).

 После выполнения лабораторной работы проводится проверка полученных результатов: учащиеся проводят самопроверку, ориентируясь на запись слайда, делают обобщения и выводы о свойствах торфа. (Слайд 4) 

Физминутка

3. Добыча торфа.

– Как вы думаете, где добывают торф?

– Да, добывают его на высохших или высушенных человеком торфяных болотах - торфяниках.

С помощью текста учебника мы узнаем о способах добычи этого полезного ископаемого (Поочерёдное чтение учащимися материала в учебнике на стр.87-88 со слов «Торф добывают…»). (Слайд 5,6) 

Сообщение. Экологические проблемы болот.

- Перед вами выступит юный эколог (имя ребенка). Эколог – человек, который встаёт на защиту природного дома. А дом наш - планета Земля.

- Издавна во всём мире ведётся работа по осушению болот. Громадные площади болот пришлось осушить при строительстве городов. Болота осушают не только для строительства, но и для добычи торфа, который используется как топливо и в медицинских целях. Но при неправильном осушении болот происходит истощение питательных веществ, растения испытывают недостаток влаги и усиливают опасность пожаров. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под землёй и его очень трудно потушить.

(Слайд 7) 

4. Использование торфа

Рассказ учителя в сочетании с презентацией.

Как топливо на тепловых электростанциях, в котельных промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. (Слайд 8) 

В сельском хозяйстве в качестве удобрения, подстилочного сырья для животных, как  укрывной материал. (Слайд 9) 

В виде субстрата для грунта в парниках и теплицах.

Изготовление торфяных горшочков, таблеток для рассады. (Слайд 10) 

В строительстве (плиты для утепления стен). (Слайд 11) 

В медицине (лечебные, бактерицидные грязи и торфяные ванны). (Слайд 12) 

Получение светильного газа, метилового спирта, дегтя, воска, парафина.

(Слайд 13) 

V.Закрепление:

На доске прикреплена ромашка из бумаги с 5-ю лепестками, закрытыми с помощью магнитов к жёлтой «серединке». Лепестки раскроются, если цветок «удобрить» правильными ответами о торфе.

В какую группу полезных ископаемых входит торф?

Назовите свойства торфа.

Из чего образуется торф?

Где добывают торф?

Где применяют?

- Вы правильно ответили на все вопросы, поэтому ромашка раскрыла свои лепестки и дарит вам свою улыбку  

VI. Подведение итога

Выставление оценок.

Д-зстр.57-59

2ч.6ур.Урок природоведения  5класс.Тема урока:  « Гранит. Известняк» (стр 51-53)Дата:25.11

Цель:

Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании гранита, известняка, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Этапы и структура урока.

Базовые знания: Полезные ископаемые. Их переработка, использование.

Опорные знания: Горные породы. Понятие о плотных и рыхлых видах горных пород.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Перед уроком на доске выписываются вопросы:

Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут ?

Какие виды топлива ты знаешь ?

Как получают металлы ? Где их используют ?

Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.

2.

Введение в тему

Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

2) отваливая землю, делать углубления

3) отваливая землю, доставать, извлекать.
Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока (открывается написанное на доске название «Полезные ископаемые»).

Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево

Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

Всегда ли их надо « выкапывать» из недр земли?

Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок)

Сформулируйте понятие «полезные ископаемые»

Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Расскажите, как люди используют полезные ископаемые.
План рассказа тебе подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.

3.

Скажите, что означает выражение "разработка недр"?

Д.  Добыча полезных ископаемых.

У.  Ребята, как добывают полезные ископаемые?

Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д.  Когда человек спускается в шахту.

У.  Как вы думаете, почему?

Д.  В шахте может произойти обвал.

У.  Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

4.

Практическая работа

Гранит

- Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

- Однороден ли он по составу?

Состав гранита

- Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

- Гранитный массив

- Применение гранита.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на с. 51.

- Рассмотрите образцы.

3) Работа по вопросам над содержанием.

4) Работа группах.

Задание группам: Рассказать о граните, песке, глине, известняке. Представители групп выходят берут загадку, отгадывают ее и готовят сообщение.

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. 
(Гранит)

2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. 
(Мел)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. 
(Известняк)

Работа в группах.

Дома, ребята, вы готовили сообщения о полезных ископаемых, которые сейчас мы и послушаем.

Гранит.

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.

Известняк.

Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).

Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

5.

Итог урока.

Домашнее задание.стр.51-53

На дом: прочитать и усвоить текст.

2ч. 7ур.Урок-исследование.Природоведение 5класс. Тема урока: «Песок.Глина»Дата:28.11

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения.

Задачи

Образовательная: развивать познавательный интерес к предмету, через вовлечения в исследовательскую деятельность; формировать умения наблюдать, делать выводы и сравнивать

Коррекционно – развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления. Развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопроса.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Тип урока: урок – исследования.

Методы: практический, исследовательский, частично- поисковый, проблемный.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой.

2.Актуализация знаний.

- дети, а сейчас с помощью загадок вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

- На кухн у мамы

Помощник отличный        

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

- Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом тепло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (уголь)

- Это мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске. (мел)

- Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (глина)

- Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

(записывают на доске)

- Назовите эти предметы одним словом?

- Полезные ископаемые.

- Что такое полезные ископаемые?

- «П. и.» это природное богатство, которое люди добывают из глубины земли или с поверхности и используют в хозяйстве.

- Разделите на две группы, данные «П. и.».

- Горючие п.и. – газ, уголь. Нерудные п.и.- мел, песок, глина.

- А как называют людей, которые ищут п.и.?

- Геологи.

- А ы сегодня с вами будем «исследователями»

- Их работа заключается в следующем: (открываю доску с лева записаны слова) рассмотреть, проделать опыт, наблюдать, сравнивать, сделать вывод.

3. Прочитайте тему урока «Исследование свойств ---------- и ------».

4.Работа над темой.

-Исследовать свойства «п.и.».

- А каких?

- Для этого я предлагаю разделиться на две группы (тянут жребий).

- Теперь попробуйте объединиться в группы.

- По какому принципу вы это сделали? (одна команда под буквой «П», а другая – «Г»).

- Что обозначают эти буквы?

- Полезные ископаемые: песок и глина.

- Займите свои места (на одном столе стоит - керамическая ваза, на другом – прозрачный стакан).

- Вернёмся к теме урока, какие слова пропущены? (глина и песок).

- Группы готовы?

- Да.

- Перед вами лежит таблица:

Полезное ископаемое

Состояние в природе

Цвет

Запах

Водопроницаемость

Другие свойства

Песок

1.газооразное

2.жидкое

3.твёрдое

4.плотный

5.сыпучий

1.одного цвета

2.разного цвета

3. бесцветный

1.есть

2.нет

3.не знаю

1.хорошая

2.плохая

3.да

1.вязкий

2.рассыпчатый

3.пластичный

4.легко мнётся

5.сохраняет форму

6.не сохраняет форму

Глина

1.газооразное

2.жидкое

3.твёрдое

4.плотный

5.сыпучий

1.одного цвета

2.разного цвета

3. бесцветный

1.есть

2.нет

3.не знаю

1.хорошая

2.плохая

3.да

1.вязкий

2.рассыпчатый

3.пластичный

4.легко мнётся

5.сохраняет форму

6.не сохраняет форму

- выберите в группе хорошо читающего; он будет читать вам и с вашей помощью заполнять таблицу. А остальные будут «наблюдатели», они (обращаемся к записи на доске) – рассматривают образцы песка и глины и помогают заполнять таблицу «чтецу».

 - У вас на столах материал для исследования (песок, глина, стаканы, ватные диски, розетки, вода).

- Правило «исследователя»; исследуемый предмет нельзя брать в рот, пробовать на вкус.

Постановка проблемы: изучить свойства песка и глины.

- Для чего это нам нужно?        

- Это пригодится нам в жизни, применять знания на практике.

- Чья команда заполнила таблицу, поднимают руки вверх. Затем один ребенок выходит и заполняет на доске таблицу. (как только заполнили таблицу переходим к следующей роли). Все ли графы заполнили?

- Нет, только три.

- Правильно, чтобы заполнить ещё две нужно провести опыты.

5.ЭкспериментЛабораторная работа.(Опыты)

- Теперь мы с вами «экспериментаторы» (обращаемся к записи на доске) их роль: проделать опыт, пронаблюдать, сравнить и сделать вывод. Работа усложняется, но тем самым становится интереснее.

Опыт 1.        

- Выбирайте, кто будет проводить опыт в каждой команде. (выполняют опыт по устной инструкции учителя).

1. Берём стаканы.

2. Вставляем воронки.

3. Кладём на дно воронки ватный диск.

4.Насыпаем влажный песок и глину.

5. Наливаем равное кол-во воды в стаканы.

6. Медленно вливаем в воронку.

7. Наблюдаем, что происходит.

8. Вывод: песок – хорошо пропускает воду, а глина – нет. Отмечаем в таблице в графе – водопроницаемость.

- Дети, почему после дождя на песчаных дорожках влаги нет, а на глиняных – вода долго остаётся?

Опыт 2.

- Выбираем следующего «э».

1.Берём розетки.

2.Наливаем немного воды.

3.Кладём глину и песок.

4.Наблюдаем, что происходит.

Вывод: глина хорошо впитывает влагу и если подливать воду и размешать её она становится вязкой и пластичной, а песок – рассыпчатый и не сохраняет форму. Отмечаем в таблице – другие свойства.

- Где можно применять эти свойства?

- В строительстве и тд.

Опыт 3.

- Выбираем «э».

1.Берём сырой песок и глину.

2.Формируем шарик.

3.Придавливаем сверху рукой.

4.Наблюдаем, что произошло с песком и глиной.

Вывод: сырая глина эластичная при высыхании сохраняет форму, а сырой песок - сохраняет форму, но при высыхании рассыпается.

- Ребята, чей домик будет прочнее Ниф-Нифа из песка, или Наф-Нафа из глины?

3. Закрепление.

- Проверим ваши знания с помощью «Викторины»

- Я, по очереди задаю вопросы каждой команде: команде «Г» про свойства – песка, а команде «П» про- глину.

1.Почему стены домов из глиняных кирпичей не размываются дождями?

2.Почему железнодорожные насыпи делают из песка, а не из глины?

3.Горная порода, которой можно придать форму?

4.Горная порода, из которой дети лепят «куличики»?

4. Рефлексия.

(раздать карточки)

Загадки

Опыты

Викторина

Работа в группе

- Возле каждого задания нарисовать свое настроение.

5. Домашняя работа.

Команде «Песок» - Как образовались горные породы песок и глина?

Команде «Глина» - При изготовлении каких предметов используют глину и песок?

Стр.54-57

2ч  5 урок Урок природоведения  в 5 классе. 

Тема: Полезные ископаемые.  «Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи»

 Цель: познакомить обучающихся с полезными  ископаемыми.

Задачи: Обощ.: сообщение знаний о видах горных пород; формировать у обучающихся умения  привести примеры использования горных пород и минералов человеком.

   Коррекц.-разв.: развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление, память,внимание,связную устную речь.

Воспит.: воспитание аккуратности при работе в тетради, ответственности,взаимовыручки,любви к природе.

Оборудование: образцы  горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Чтение текста стр.45-47. И ответы на вопросы стр.47.

2.Введение в тему.

Проблемный вопрос. Посмотрите на образцы(глина,песок)и назовите их. Где их используют?

3.Сообщение темы и цели урока.

4.Рассказ учителя о полезных ископаемых с показом образцов.

5.Работа с учебником.

1)Чтение учащимися текста про себя стр.48-51.

6.Закрепление имеющихся знаний по теме.

1)Устный опрос.  Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.

2)Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.

Физкультминутка.“Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.

3)Индивидуальные задания.

А) Заполните перфокарту, отметь знаком «+» - строительные П.И., знаком «*»- горючие П.И.

 

Строительные П.И.

Горючие П.И.

Торф

 

 

Глина

 

Песок

Мел

Поваренная соль

Гранит  

нефть

4)Практическая работа

     Учитель показывает горные породы и минералы, обучающиеся называют признаки по которым они отличатся.

Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.

Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.

Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с   блеском, без блеска – матовые.

Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.

Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий

Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, обучающиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.

Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Излом

Твердость

Вес

 

Сравнить горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.

Сравнить горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются

Отличительные признаки

Гранит

        Торф

Мел

Каменный  уголь

Цвет

Серого, красного или зеленого цвета, с вкраплениями черного и белого цвета

светло-коричневый

белый

черный

Прозрачность

непрозрачный

непрозрачный

непрозрачный

непрозрачный

Блеск

с   блеском

матовый

матовый

с   блеском

Твёрдость

твердый

хрупкий

твердый

Твердый, но хрупкий

Вес

Тяжелый

легкий

легкий

Тяжелый

7.Подведение итогов урока.

1)Отгадать загадки

1.Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.На кухне у мамы помощник отличный. 
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

5.Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл. 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это? (Нефть)

6.Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

7.Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. (Глина)

8.Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

9.Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

10.Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий. 
Он несет в дома тепло. 
От него кругом светло. 
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

2). Тест «Полезные ископаемые».

1.Какие ученые изучают полезные ископаемые и отыскивают их в природе?

А) геологи;

Б) археологи;

В) биологи;

Г) строители.

2. Какие вещества называются полезными ископаемыми?

А) все полезные вещества;

Б) витамины;

В) залегающие под землей или на поверхности земли полезные для человека вещества;

Г) древние вещества.

3. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое:

А) каменный уголь;

Б) нефть;

В) гранит;

Г) природный газ.

4.Выдели лишнее:

А) кирпич; 

Б) песок;

В) железная руда;

Г) глина.

5.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

6. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) оловянная и медные руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) графит, сера.

7.3ачем мы собираем металлолом?

А) мы сохраняем запасы руды;

Б) очищаем территорию от мусора;

В) участвуем в соревновании между классами.

8.Из какого полезного ископаемого получают металлы?

А) из угля;

Б) из гранита;

В) из руды.

3).Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.

Гранит: ___________________________________________________________.

Глина:____________________________________________________________.

Известняк:________________________________________________________.

Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или  красного цвета, хорошо полируется

4). Резервное задание.

Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.

1 .горючее;                          9. сыпучее;        

2. твердое;                          10. легче воды;

3. жидкость;                        11. газообразное;

4. тяжелее  воды;               12. белого цвета;

5. черного  цвета;               13. пластичное;

6. желтого цвета;                14. плохо пропускает воду;

7. хрупкое;                           15. коричневого или белого цвета.

8. имеет запах;

8.Домашнее задание.

Стр.48-51.Ответить на вопросы.

https://myslide.ru/documents_2/d8f5fa8a15833d92ebb28e2121ca3b66/img16.jpghttps://myslide.ru/documents_2/d8f5fa8a15833d92ebb28e2121ca3b66/img16.jpg